Июнь
Пн
17
2024

Дорога всей жизни

Почетный железнодорожник, заслуженный работник транспорта Республики Беларусь, обладатель знака «Ганаровы транспартнік» Александр Удодов 19 декабря отметил 70-летие. За годы работы на магистрали он прошел путь от рядового специалиста до начальника службы локомотивного хозяйства Управления дороги. С его именем также связаны важные этапы технического переоснащения и развития Гомельского отделения, руководителем которого Александр Петрович был с 1992-го по 2012 год.

В отрасль он пришел по стопам отца Петра Лукича, который много лет водил паровозы и тепловозы и был в числе тех первых машинистов локомотивного депо Гомель, кто осваивал дизель-поезда, пришедшие на Белорусскую магистраль с Рижского вагоностроительного завода.
– Отец почти 35 лет посвятил магистрали и на своем примере показал беззаветную преданность выбранному делу. Я с дорогой был связан с детства, ведь в 150 метрах от нашего дома находилась станция Гомель-Северный. Разве можно было выбрать для себя другое будущее? – говорит юбиляр. – После окончания школы твердо сказал родным, что хочу связать жизнь с магистралью. И подал документы на механический факультет БИИЖТа, выбрал специальность «тепловозы и тепловозное хозяйство».
После окончания в 1974 году отраслевого вуза Александр начал трудовую деятельность в локомотивном депо Жлобин бригадиром комплексной бригады. Благодаря упорству и трудолюбию молодой специалист быстро рос профессионально: технолог в локомотивном депо Гомель, мастер, старший мастер, заместитель начальника депо, начальник локомотивного депо Калинковичи. В любой должности он ответственно подходил к поставленным задачам, умел принимать верные решения и старался сплачивать коллектив. В 1986 году Александра Удодова назначили заместителем, а через некоторое время и начальником службы локомотивного хозяйства Управления дороги.
Новый этап в трудовой биографии наступил в 1992-м, когда ему предложили возглавить родное Гомельское отделение. Собеседник признается, что принять решение оказалось непросто. Но положительный ответ начальнику дороги в те годы Степану Шкапичу он дал уже на следующее утро. Новому руководителю отделения тогда было неполных 40 лет.
– Начинать было волнительно только в первые дни, – вспоминает Александр Петрович. – Сложившееся в 1990-е трудное финансово-экономическое положение требовало особых подходов, умения находить грамотные решения и, главное, добиваться их реализации. Первый же осмотр вверенных предприятий подсказал дальнейшие направления. Со мной тогда работали очень крепкие специалисты, настоящие профессионалы – Николай Максимук, Иван Дейкун, Михаил Жерело и многие другие. Подобралась сильная команда, всегда чувствовал их поддержку и каждому доверял, как себе.
Среди главных задач, которые Александр Удодов поставил перед собой, – сохранение трудового коллектива и социальная защита железнодорожников, живущих на территории, пострадавшей от чернобыльской аварии. Несмотря на снижение объемов перевозок, новые рабочие места создавались за счет развития других видов деятельности, в частности, – подсобно-вспомогательной. Это был наиболее перспективный путь для обеспечения занятости специалистов отрасли.
Будучи экономически подкованным, Александр Удодов брал под контроль все направления работы отделения. Поиск путей повышения доходности, увеличения производительности труда, внедрение новых технологий, улучшение социально-бытовых условий тружеников, благоустройство линейных станций и полос отвода… И во всем руководитель разбирался скрупулезно, не боялся быть первопроходцем в применении передовых технологий и методов.
– Из общего потока дел той поры сложно выделить какое-то особенное. Каждое являлось важным и своевременным, – отмечает Александр Петрович. – Были построены производственные базы дистанций защитных лесонасаждений и электроснабжения, расширены Гомельская и Калинковичская дистанции пути, Жлобинская дистанция сигнализации и связи.
Александр Удодов также много внимания уделял улучшению условий труда работников и безопасности движения поездов. На станции Гомель внедрили комплексную систему автоматического управления и автоматизированную систему управления сортировочной станцией. В узлах были смонтированы электронные АТС на 2500 номеров. Гомельчане первыми на дороге стали использовать в работе электронные весы, позволяющие проводить взвешивание вагона по ходу движения. Выполнялись также социальные программы, возводилось жилье для железнодорожников. В то время ввели в эксплуатацию новый пригородный вокзал станции Гомель и отремонтировали его старое здание, открыли поликлиники в Жлобине и Гомеле, первых отдыхающих принял детский лагерь «Лесные дали». Руководство отделения заключило договор с горисполкомом о долевом участии в реконструкции Дворца культуры железнодорожников, который из-за аварийного состояния более 10 лет был закрыт.
Под началом Александра Петровича коллектив Гомельского отделения не раз признавался победителем в отраслевом соревновании, удостаивался дорожной премии имени машиниста В. А. Яцкевича. Много сил и энергии Александр Удодов отдал общественной жизни. Избирался депутатом Гомельского областного Совета депутатов, членом Совета Республики Национального собрания. С 2012-го по 2016 год являлся депутатом Палаты представителей Национального собрания Беларуси.
Сейчас все свое внимание ветеран уделяет семье. Вместе с супругой Екатериной Филипповной воспитали сына Петра и дочь Ирину (работает в юридической службе Управления дороги). Отрада сердца, конечно, два внука и две внучки. Но связь с отраслью юбиляр не разрывает, находясь на заслуженном отдыхе, активно следит за развитием родного отделения, радуется успехам предприятий. И, оглядываясь назад, называет железную дорогу делом всей жизни.
– Пользуясь случаем, хочу поздравить всех работников и ветеранов отрасли с наступающими праздниками, но в первую очередь – со 160-летием нашей родной магистрали! – завершает разговор ветеран.

Яндекс.Метрика