Теплые словаза добрые дела
Без пяти сто. 95-летие отметил ветеран Великой Отечественной войны, в прошлом работник Барановичского вагонного депо Николай Акименко.
– Родом я из Одесской области Украины, – рассказывает Николай Федорович. – Вырос в дружной, трудолюбивой и многодетной семье: когда-то нас было пятеро, а теперь остался лишь я один. Мальчишкой ходил на работу в колхоз.
В 1944-м меня призвали на военную службу (тот самый последний призыв в годы Великой Отечественной) и направили в учебную часть пехотного полка в Одессу. Оттуда нас хотели отправить на передовую, на западное направление, возможно, даже в Германию, однако к освободительному движению мы так и не присоединились. В дальнейшем военнослужащие последнего призыва оказались приравнены к участникам войны. До ее окончания я находился с товарищами в Одессе, а затем нас распределили по разным частям. Так я оказался на берегу реки Дунай на границе с Румынией, где мы до Нового года жили в палатках. После, освоив профессию радиста, проходил службу в радиодивизионе особого назначения. Но поскольку умел только принимать сигналы «Морзянки», меня отправили, так сказать, на повышение квалификации в Кишинев. Там научился передавать сигналы с помощью азбуки Морзе и несколько лет служил в отдельном батальоне связи. Потом был радистом в штабе управления артиллерийского корпуса.
Демобилизовавшись в 1951-м, Николай Акименко вернулся в Одессу. Но ненадолго: поскольку найти стабильную работу, которая приносила бы и хороший заработок, не удалось, решил уехать на Север, а именно в Сосногорск Республики Коми России – самый северный регион Северной магистрали.
– Именно здесь началась моя железнодорожная биография, – продолжает Николай Федорович. – Устроился слесарем в местное вагонное депо, а окончив курсы, которые, к слову, проходили в белорусских Столбцах, стал поездным вагонным мастером. Обеспечивал в пути исправность вагонов: своевременно смазывал буксы и проводил, если нужно, мелкий ремонт. Поезда, которые я сопровождал, следовали в основном в сторону Печоры и Микуня. Плечи обслуживания – более 100 км каждое. Так трудился несколько лет, пока в конце 1950-х не переехал в Беларусь, где создал семью и продолжил свой «стальной» путь осмотрщиком в Барановичском вагонном депо. Составы принимали с шести направлений, за час бывало и четыре сразу, а всего за смену и до 30 поездов доходило. И все нужно было быстро и качественно обработать, обеспечив их безаварийное проследование по дальнейшему маршруту. Как боковой осмотрщик отвечал за кузов, рессоры и буксы колесных пар. Под снегом или дождем выполнять поставленные задачи было намного тяжелее, но несмотря ни на что, мне моя профессия нравилась и всегда вызывала интерес. Повезло и с коллегами.
Пока не получил квартиру в городе, на смену Николай Федорович приезжал со Столбцовского района, где жил с семьей. Ранний подъем, трудный рабочий день, позднее возвращение домой – даже при таком режиме он всегда и во всем помогал жене.
С Барановичским вагонным депо Николай Акименко был связан более 30 лет. Трудолюбивый, очень ответственный и исполнительный – в коллективе его всегда уважали и ценили, а профессионализм железнодорожника не раз был отмечен руководством депо и отделения. Не забывают на предприятии о нем и сейчас, заглянули в гости и на 95-летие. Самые же теплые слова в день рождения прозвучали от близких. Семья – неизменная поддержка ветерана, главная ценность его жизни. Всегда рядом дочь Галина, которая, как и отец, выбрала Белорусскую магистраль (ее стаж на дороге – 37 лет). Она – его основная помощница в домашних делах. Но если нужно вспомнить какую-либо дату или номер телефона, тут на помощь дочери приходит Николай Федорович, который в свои почтенные годы обладает отличной памятью. В свое время он стал надежной опорой и для соседей по подъезду, его по-прежнему уважают и ценят. Не забывает дедушку и младшее поколение: четверо внуков и восемь правнуков.
– Моя жизнь сложилась неплохо, – подытоживает Николай Акименко. – Никогда не жалел и о том, что стал железнодорожником. Воспоминания о магистрали сохранились только хорошие.
Анастасия МЕЛЕХОВА