Для дороги значит много
Величественная архитектура, эксклюзивный исторический бэкграунд и прописка в живописном уголке, где бал правят безмятежность и тишина (осторожно: вызывают привыкание и желание остаться здесь навсегда, как, например, случилось с фотографом отраслевой газеты). Сегодня станция Поречье, откуда почти 160 лет назад началась Белорусская магистраль, все так же притягивает к себе внимание, удивляет и восхищает. А еще и вдохновляет, например, на создание брендового праздника «День вокзала», который в нынешнем году прошел в агрогородке во второй раз.
Фотозона, стилизованная под ретровагон, полки с книгами, аттракционы, выступление популярного в округе детского оркестра, насыщенная концертная программа – праздник, развернувшийся на станции в преддверии Дня железно-дорожника, удался на славу и собрал немало гостей не только из Поречья. А атмосфера была близка той, пожалуй, что царила здесь более полувека назад. Тогда на привокзальной площади по выходным и праздникам гудел базар, куда съезжались жители ближайших деревень и местечек, и работал железнодорожный клуб – с большой библиотекой, оркестром, кружками художественной самодеятельности. Шли годы… Но над пассажирским зданием время оказалось не властно. Благодаря специалистам Барановичской дистанции гражданских сооружений, которые бережно сохраняют исторический облик памятника архитектуры, к своему 160-летию оно еще больше преобразилось.
– Когда я впервые с мамой оказался на станции Поречье, был, как и многие, впечатлен и поражен: такого красивого и огромного здания, напоминающего дворец, мне до этого видеть не приходилось, – с улыбкой вспоминает Генрих Кисель.
Через пару лет после этого знаменательного события вместе с родителями он переехал в Поречье, а еще спустя несколько лет стал первым железнодорожником в семье. Начинал проводником пассажирского вагона на маршруте Гродно – Гомель, трудился слесарем в оборотном депо. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь: вот уже более 30 лет Генрих Юзефович – дежурный по станции Поречье.
К 160-летию объединенной станции Гродно, в состав которой входит и Поречье, он отмечен Почетной грамотой Объединенной отраслевой профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей.
– Работать на Белорусской магистрали всегда было престижно, а на такой станции, как наша – это вдвойне почетно, – отмечает собеседник. – Замечательный коллектив, важная задача – обеспечение безопасности движения поездов, удобный график, постоянное общение и движение. Вот, что мне нравится в профессии дежурного. А трудовой стаж лишь подтверждает, что дело выбрал по душе.
Кроме Генриха Юзефовича за управление движением поездов и четкое выполнение маневровой работы отвечают еще двое дежурных – Андрей Неделько и Зоя Савлевич. Не считая специалистов смежных подразделений, это и есть коллектив станции Поречье. И ее пассажиры хорошо знают железнодорожников… по голосам, ведь они звучат несколько раз в день. В сутки здесь принимают четыре пары поездов региональных линий экономкласса, следующих по маршруту Гродно – Узбережь – Гродно. Среди тех, кто отправляется в Поречье или из него в областной центр, – заядлые рыбаки зимой, любители тихой охоты летом и осенью, а также дачники и отдыхающие местных санаториев или детского оздоровительного лагеря в любое время года. Добираются сюда на поезде и работники магистрали. Что заставляет их перед каждой сменой преодолевать расстояние более чем в 30 км?
– К станции Поречье, как и к железной дороге, я уже прикипела душой, а коллеги стали почти родными людьми, поэтому на смену всегда заступаю с радостью и не представляю себя где-то еще. К тому же мне нравится быть движенцем. Спасибо за это преподавателям оршанского отраслевого техникума, которые умели развить в учащихся интерес к выбранной специальности, – подчеркивает Зоя Савлевич.
После окончания школы она и сама думала стать учителем, но послушала подругу и выбрала все же магистраль, о чем ни разу не пожалела. Дежурным в Поречье Зоя Николаевна трудится почти десять лет (круглую дату она отметит в июле 2023-го), а в целом на Белорусской – более 22. В этом году в преддверии профессионального праздника ее фотография украсила Доску почета объединенной станции Гродно.
Андрей Неделько также первый железнодорожник в семье. Свой голос дороге он отдал за свойственные ей стабильность и перспективность. Окончив БелГУТ, уроженец Барановичей оказался в Гродно, где с августа 2015-го и на протяжении последующих семи лет трудился на станции – сначала составителем поездов, а затем дежурным по сортировочной горке. На новом месте молодой человек освоился также достаточно быстро.
– Спасибо за это коллегам – настоящим мастерам своего дела, – отмечает Андрей Неделько. – Команда у нас небольшая, но дружная, трудимся слаженно, поддерживая и помогая друг другу, как всегда и было принято в коллективе.
Благодарны железнодорожникам за внимание и участие пассажиры и гости станции Поречье, которые бывают здесь достаточно часто. Туристы, школьники, кадеты, отдыхающие санаториев – желающих увидеть ровесницу Белорусской магистрали немало. Ознакомиться с ее «биографией» можно в комнате истории, где представлено немало раритетов. А к 160-летию экспозиция пополнилась новыми, изменилось и оформление. Летом обновленным встретил гостей станции и макет паровоза серии Б, установленный здесь десять лет назад. К 150-летию открытия движения на участке Гродно – Поречье была открыта и комната истории. Одна из интересных ее страниц заключается в том, что в советское время станция Поречье частенько превращалась в съемочную площадку. «Меня зовут Арлекино», «Зимородок», «Живой срез» и в других кинолентах можно увидеть знаменитое пассажирское здание. А в фильме «Двое на острове слез» еще и ветерана станции Поречье Казимира Мазюка.
– Я тогда работал дежурным, но предложили мне роль милиционера. По сценарию нужно было забрать подброшенного на станцию младенца, прочитав прежде оставленную с ним записку. С этих кадров, собственно, и начинается фильм, – вспоминает Казимир Казимирович.
Профессию железнодорожника он выбрал по примеру отца и прадедушки, которые также трудились на станции Поречье. Окончив вильнюсский отраслевой техникум, первые два десятилетия работал электромехаником СЦБ, а следующие 20 лет – дежурным. Сегодня Казимир Мазюк также в курсе всех новостей, ведь он постоянно на связи с коллегами, которые ему всегда рады.
– Будучи на заслуженном отдыхе, я часто вспоминаю трудовые будни и детские годы, проведенные в Поречье, – признается собеседник. – Например, раньше на станции работал буфет, а зал ожидания был больше в несколько раз. В декабре там ставили елку и устраивали праздник для детей работников станции с чтением стихов и вручением подарков. До сих пор в памяти и длинный-длинный состав из грузовых вагонов, который вели два паровоза серии Л, окутанные клубами дыма и пара. Это было невероятно красиво и впечатляюще! Пожалуй, именно тогда у меня и возникло желание стать железнодорожником. И я рад, что работал на станции, которая является своего рода истоком Белорусской магистрали. Она имеет уникальную историю и прекрасный архитектурный облик, расположена в красивейшем живописном месте, где воздух чистый, а люди – золотые. Есть чем гордиться!
Анастасия МЕЛЕХОВА