Апрель
Чт
25
2024

Судьбы многих поколений

На протяжении пяти поколений в династии Сырица – Муха по наследству передаются любовь и преданность профессии, умение трудиться с максимальной отдачей, уважение к истории семьи и стальной магистрали.

Личные вещи, документы и награды родных сегодня бережно хранятся в домашнем архиве у Сергея Мухи – самого младшего представителя династии, которая насчитывает 12 человек. Специалисты разных профессий – дежурные по станции, инженеры, поездные диспетчеры, преподаватели – все они имеют непосредственное отношение к железной дороге. Их общий трудовой стаж – почти 270 лет.
– Желание изучить нашу родословную у меня появилось еще в детстве. Помню, как мы ехали с родителями на поезде из Бреста в Полоцк, и они обмолвились, что у нас много родственников-железнодорожников. Но составлением семейного архива осознанно я занялся уже, когда поступил в БелГУТ, – отмечает молодой человек. – Вместе с родителями и дедушкой Виктором Сырицей собрал много ценной информации, записал биографии всех представителей династии и составил подробное генеалогическое древо до пятого колена.
От обилия пожелтевших фотографий, свитков и документов, которым более ста лет, захватывает дух. Сберегли для потомков и уникальную награду – медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых», а также свидетельство, подтверждающее ее подлинность. К слову, порядка 40(!) документов, связанных с этой железнодорожной фамилией, сегодня занимают почетное место в фондах Музея железной дороги в Барановичах.
– Некоторые экземпляры датированы еще началом XX века. Например, удостоверение сцепщика вагонов станции Барановичи Александровской железной дороги, выданное в 1915 году моему прапрадеду, – поясняет Сергей, бережно разворачивая пожелтевший бланк, на котором каллиграфическим почерком выведено «Прокофий Леонтьевич Сырица». – Что характерно, аналогичное свидетельство было и у прапрабабушки Малании Деодоровны, хотя она и не являлась работницей магистрали. Однако, как супруга железнодорожника, имела право на бесплатный проезд и другие льготы. В графе «должность» так и написано: «жена сцепщика вагонов».
Устраиваясь в вагонное депо Смоленск, 16-летний Прокофий вряд ли предполагал, что станет основателем большой династии. Но судьба тесно связала его со стальной магистралью почти на 30 лет. Он трудился слесарем, кондуктором. В 1913-м вместе с супругой и детьми – Александром, Николаем и Верой переехал в Барановичи. В то время станции Барановичи-Центральные требовались новые кадры. За активное участие в развитии и становлении этого объекта Прокофий был награжден медалью «В память 300-летия царствования дома Романовых». К сожалению, судьба отмерила ему короткую жизнь – 45 лет. Роль главы семьи взял на себя старший сын – 14-летний Александр. Чтобы помогать маме, парень пошел учеником слесаря в депо. Работа была непростой, но молодому человеку нравилось трудиться с железнодорожниками. Он быстро осваивал дело, получал новые знания и к 19 годам, после окончания курсов, дослужился до главного кондуктора поезда. В 1928-м ушел в армию.
– Отец был физически сильным человеком и хорошим кузнецом. На спор среди однополчан удерживал мраморный стол и скамейку(!). И этот факт запечатлен на фото. Активно занимался спортом, хорошо стрелял из винтовки, – подключается к разговору двоюродный дедушка Сергея Мухи Виктор Александрович. – После армейской службы вернулся на железную дорогу. В 1933 году познакомился с моей мамой Каролиной. Их история любви была как из книг: родители девушки долго не давали согласия на брак, поэтому влюбленные сбежали и тайно обвенчались. Вместе родители прожили почти 40 лет, воспитали троих детей.

В годы Великой Отечественной Александр Прокофьевич работал в депо на оккупированной врагом территории. На предприятии действовала подпольная группа, которая всячески саботировала ремонт паровозов. В этом активное участие принимал и слесарь Сырица.

При проведении производственных работ у него часто «не оказывалось нужных запчастей». За срыв своевременного выхода локомотивов в рейс немецкое руководство дважды приговаривало работника к расстрелу. Железнодорожника спасало то, что он был отличным слесарем и за него заступался мастер участка.
– Но такие сильные потрясения подкосили его здоровье. Отец сильно заболел и был вынужден перейти в пункт технического обслуживания, – вспоминает собеседник. – Я родился в 1941 году. Войну помню лишь отрывками: налет фашистской авиации и как мы прятались в землянке… Условия жизни были очень тяжелые. Постоянно хотелось кушать, сильно болел живот, и мама меня долго выхаживала. Когда город освободили, отец устроился на станцию Барановичи-Центральные составителем поездов, а через некоторое время перевелся слесарем в отделение дороги. Он был мастером на все руки, отличным кузнецом. Отремонтировать замок, починить кастрюли, примус, перекрыть крышу жестью – невыполнимых задач не существовало. В 1957 году мы вдвоем
от фундамента и до конька крыши сделали пристройку к дому. Я многому научился у отца. Он для меня всегда был примером для подражания – в жизни, работе и семье, заботливым и любящим. Вместе объездили почти весь Советский Союз: с 1955 года отец имел право по железной дороге поехать в любой город страны, причем с двумя детьми не старше
18 лет. Мы с сестрами побывали в Москве, Ленинграде, Петрозаводске… Конечно, самые яркие воспоминания остались от посещения Красной площади и Кремля, ВДНХ, Арбата. В Ленинграде увидели Зимний дворец, Петропавловскую крепость. На Пискаревском кладбище искали своих, погибших во время блокады, родственников – двоюродного брата с семьей.
На заслуженный отдых Александр Прокофьевич ушел в 1965-м, его железнодорожный трудовой стаж составил 41 год.
С малых лет он прививал детям уважение к магистрали. Поэтому не стало неожиданностью, когда трое детей продолжили его дело. К слову, почти два десятилетия на станции Барановичи-Центральные работала вызывальщицей при кондукторском резерве и его сестра Вера.
Старшая из детей Раиса начинала дежурным по станции Барановичи-Центральные, а через полгода ей предложили должность инженера здесь же.
Но особенно хорошо Раису Александровну помнят те, кто трудился тогда на предприятиях Полоцкого узла. С 1966-го по 1998-й она возглавляла коллектив местного железнодорожного вокзала. Под ее руководством были внедрены в эксплуатацию билетопечатающие аппаратура системы «Экспресс 2» и машины КР1Ж «Символ», введено в эксплуатацию новое здание билетных касс. В 1993 году талантливого руководителя наградили знаком «Почетному железнодорожнику».
Виктор Александрович работал в разных должностях на станциях Барановичского отделения, а его супруга Евгения Павловна 38 лет преподавала в ГПТУ-27 железнодорожного транспорта (сегодня Брестский государственный колледж транспорта и сервиса).
Младшая дочь Александра Прокофьевича Галина девять лет была кондитером ресторана вокзала станции Барановичи-Полесские. К слову, ее супруг Леонид Васильевич Муха тоже трудился на магистрали. В 1960 году окончил гомельский железнодорожный техникум. После службы в армии поступил в БИИЖТ, который окончил с отличием. Работал дежурным по станции Яйва Свердловской железной дороги, поездным диспетчером Барановичского отделения, начальником станции Барановичи-Полесские, заместителем начальника отдела движения и пассажирской работы, поездным диспетчером отдела движения отделения, поездным диспетчером в Брестском отделении.
– Мои родители Александр Леонидович и Оксана Адамовна познакомились в БИИЖТе. Вуз окончили в 1994 году. Папа был дежурным по парку, по станции Брест-Центральный, поездным диспетчером, дежурным по отделению, заместителем старшего диспетчера отделения. В настоящий момент он ведущий инженер сектора приграничных перевозок отдела перевозок, – рассказывает Сергей Муха. – Мама работала приемосдатчиком груза и багажа контейнерной площадки станции Брест-Северный, много лет возглавляла товарную контору станции Брест-Восточный. И разве я, слушая с детства разговоры о железной дороге и поездах, мог выбрать другую профессию? Поступать только в БелГУТ и на тот же факультет, где учились мои родители, – «управление процессами перевозок». В студенчестве я часто ловил себя на мысли, что мама и папа сидели в этих же аудиториях, слушали лекции, ходили по этим коридорам. К слову, со своей супругой Кристиной тоже познакомился в отраслевом вузе. Вот уже четыре года я работаю дежурным по станции Колядичи. И хочу стать достойным представителем пятого поколения династии Сырица – Муха.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика