Станции Могилев –120 лет!
Сегодня станция Могилев – это важный транспортный узел с большими перспективами развития. За 120 лет своего существования она не раз оказывалась в эпицентре важных исторических событий.
Началось все 24 декабря 1902-го, когда была открыта железнодорожная линия Витебск – Жлобин. От перрона торжественно отправился первый поезд под управлением бригады Витебского паровозного депо. История сохранила и имя первого начальника станции Могилев – Илья Чистяков. Железнодорожный вокзал был построен в трех верстах от города и напоминал дворец. За время своего существования он не раз упоминался в связи с известными личностями и событиями.
В годы Великой Отечественной здание серьезно пострадало, как и весь город. В тот период станция Могилев была одним из ключевых мест, куда прибывали эшелоны с техникой и солдатами, а на восток уходили составы с оборудованием и людьми. Железнодорожники сражались с врагом на поле боя, в партизанских отрядах, действовали в подполье, устраивая масштабные диверсии. Многие погибли… А те, кто остались в живых после освобождения города в 1944 году, активно приступили к восстановлению разрушенного железнодорожного хозяйства. Начальником станции в тот ответственный период был назначен Александр Гросс.
Увеличивающиеся объемы работы требовали постоянного развития. В 1973 – 1974 годах были оборудованы электрической централизацией стрелок и сигналов станции Могилев-1, Могилев-2 и Могилев-3. Оснащались автоматической блокировкой прилегающие перегоны. Параллельно разрабатывался технологический процесс, который был введен в действие одновременно с вводом ЭЦ. В его основу был заложен новый для магистрали метод диспетчерского руководства формированием-расформированием поездов и местной работой с отменой списывания и меловой разметки на вагонах в парках станции. Данная технология получила высокую оценку, а в 1976-м удостоилась золотой, серебряной и двух бронзовых медалей ВДНХ СССР.
С каждым годом услуги магистрали становились все более востребованными. В силу своего расположения Могилев-1 не мог расширяться, поэтому было решено создать сортировочно-отправочный парк, сортировочную горку, горочный пост централизации на станции Могилев-2. С окончанием строительства сюда были перенесены основные объемы грузовой работы.
– Станция Могилев-2 – самая крупная в железнодорожном узле и специализируется в основном на грузовой работе, обслуживая небольшой объем пригородного пассажирского движения. Здесь действует единственная в отделении механизированная сортировочная горка с вагонными замедлителями.
Могилев-2 имеет приемоотправочный (13 путей) и сортировочно-отправочный (16 путей) парки, – проинформировал заместитель начальника станции Могилев по оперативной работе Сергей Томашевич. – Среди наиболее крупных клиентов станции – «Могилевгрузсервис» и ОАО «Могилевский домостроительный комбинат». Номенклатура грузов разнообразна, в том числе минеральные удобрения, нефтепродукты, строительные материалы. Активно развиваются контейнерные перевозки. В настоящее время в штате станции Могилев-2 – 106 человек, в том числе 22 – работники станционно-технологического центра. Коллектив довольно молодой, но есть и те, кто плодотворно трудится здесь долгие годы. В их числе маневровый диспетчер Сергей Макаренко. За свой многолетний и добросовестный труд он удостоен знака «Выдатнік Беларускай чыгункі», а накануне 160-летия Белорусской железной дороги ему вручена Благодарность премьер-министра Республики Беларусь.
Станция Могилев оказывает полный комплекс услуг по перевозке грузов в контейнерах. Хорошие показатели достигнуты по суточному приему и отправлению грузовых поездов за 11 месяцев года – 104% к аналогичному периоду 2021-го. Вырос вагонооборот и производительность маневрового локомотива.
– Среднесуточная погрузка грузов за последние пять лет составила 76 вагонов, а выгрузка – 140. Для ускорения и упрощения производственных процессов постоянно внедряются новые информационные технологии, – рассказывает начальник станции Могилев Дмитрий Альферович. – С 2018 года ведет свою историю Линейный центр транспортного обслуживания «Могилев». В 2019-м начала действовать система продажи билетов на поезда региональных линий экономкласса через терминалы самообслуживания.
С этого года на Могилеве-2 ведется видеоконтроль на погрузочно-выгрузочных путях предприятия «Могилевгрузсервис». За высокие производственные показатели в 2020-м объединенная станция была занесена на Доску почета Могилевского отделения.
Продуктивно работает Линейный центр транспортного обслуживания «Могилев», который включает в себя 13 станций: Могилев-1, Могилев-2, Луполово, Заднепровская, Буйничи, Голынец, Рыжковичи, Друть, Шклов, Быхов, Черноземовка, Чаусы, Веремейки.
– Все рабочие места оснащены системой САПОД. Внедрена автоматизированная система «Электронная перевозка», посредством которой 128 наших клиентов осуществляют транспортные операции, – рассказала заместитель начальника ЛЦТО «Могилев» Елена Клопова. – Во внутриреспубликанском сообщении она используется на 100%. В ней работают и некоторые зарубежные клиенты.
В этом году нами заключено более 100 договоров с новыми грузовладельцами, что принесло за 11 месяцев 155 тыс. тонн различных грузов. Увеличивается число контейнерных поездов в КНР, которые отправляются через станции Могилев-2, Луполово и Заднепровская. С января по ноябрь сформировано 32 таких состава, что почти в два раза больше аналогичного периода прошлого года.
Сегодня на объединенной станции Могилев трудятся 395 человек – это представители более 30 профессий и должностей. Основная пассажирская работа ведется на станции Могилев-1. Сердце станции – вокзал, который стал победителем республиканского смотра санитарного состояния и благоустройства среди аналогичных объектов 1-го класса. В этом современном комплексе из трех отдельно стоящих зданий можно купить билет на поезд и скоротать время до его прибытия в зале ожидания, а также зале повышенной комфортности, открывшемся немногим более года назад. На вокзале можно зарядить мобильный телефон, посетить кафе, парикмахерскую. Здесь действует медпункт, есть банкомат и торговые киоски. Позаботились могилевские железнодорожники и о людях с ограниченными возможностями. Ежедневно вокзал принимает и провожает сотни пассажиров. Быстро и без очереди они могут приобрести билеты на поезда региональных линий экономкласса через платежно-справочные терминалы самообслуживания.
С марта 1992 года в состав объединенной станции Могилев вошли станции Луполово, Заднепровская, Буйничи, Голынец. Сегодня их коллективы вносят свой вклад в общее развитие предприятия.
Станция Луполово была построена в 1932 году и располагается на однопутном участке Могилев – Кричев. Коллектив предприятия возглавляет Игорь Сычев. По характеру и объему работы Луполово является промежуточной станцией 3-го класса. Помимо пассажирской работы здесь выполняются грузовые операции, ведется формирование грузовых поездов.
В числе наиболее крупных клиентов – управление «Дорсервис» ОАО «ДСТ № 3», Могилевский вагоностроительный завод, ОАО «Могилевлифтмаш» и «Бабушкина крынка», а также СООО «СТЛ Логистик». На Луполово есть подразделение ЛЦТО «Могилев», работают коммерческие агенты по грузовой работе.
В этом году (за 11 месяцев) здесь достигнуты хорошие показатели погрузки-выгрузки – более 100% от запланированного. За указанный период услугами станции воспользовались и свыше 100 тыс. пассажиров. Достойные результаты не остаются без наград. В юбилейный год дежурный по станции Любовь Тараруха награждена знаком «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» ІІІ степени, а коммерческий агент Татьяна Пасюкова удостоена Почетной грамоты Могилевского отделения.
Станция Заднепровская была открыта в 1967 году и до 1970-го носила название Лавсан. В настоящее время ее путевое развитие – это 18 путей (в том числе 10 станционных, 7 обменного парка и 1 соединительный). В списке основных клиентов станции несколько крупных предприятий, в том числе ИООО «ВМГ Индустри» и «Кроноспан ОСБ», ООО «ГазЭнерджиХим» и «Кронохем». Более тесное сотрудничество с резидентами СЭЗ «Могилев» обеспечивает обменный парк, введенный в эксплуатацию шесть лет назад. В 2021 году в масштабах Белорусской магистрали станция находилась на пятом месте по выгрузке. Есть в арсенале железнодорожников и почетная награда – дорожная премия имени машиниста В. А. Яцкевича. В этом году коллектив возглавил Андрей Манчук. В штате Заднепровской – 24 человека, в том числе представители династий. Например, составитель поездов Виктор Корнилов. На магистрали трудились пять поколений этой семьи, их общий стаж превышает 400 лет. По примеру дедушки и родителей пришла на железную дорогу приемосдатчик груза и багажа Анна Шершнева. Девушка из числа первозимников и только начинает свой трудовой путь.
Станция Буйничи ведет свою историю с 1905 года. Она расположена на участке Могилев – Жлобин и является промежуточной 4-го класса. В среднем за сутки здесь обрабатывается около двух сборных поездов, принимается, отправляется и пропускается без обработки около 10 транзитных, 18 пассажирских и региональных поездов экономкласса. Показатель выгрузки по итогам 11 месяцев 2022-го составил 110% к аналогичному периоду прошлого года. Возглавляет станцию Буйничи Ирина Кравченко, чей стаж на магистрали уже 24 года.
Станция Голынец с 1938-го по 1953 год была известна как Ямница. Она расположена на однопутном участке Могилев – Осиповичи. Путевое развитие станции – главный и два приемоотправочных пути. Возглавляет коллектив Людмила Севрук, которая трудится на магистрали с 1995 года. Голынец держится на хрупких, но сильных женских плечах станционного рабочего Людмилы Соколовой, дежурных по станции Ольги Варенниковой и Натальи Барабановой. Особых слов заслуживают их старшие коллеги. Железнодорожный стаж дежурного по станции Аллы Картошкиной более 35 лет. 32 года работает здесь Елена Соколова, которая за свой труд и в честь 120-летия станции удостоена Почетной грамоты Белорусской железной дороги.
В юбилейный год на станции Могилев появилась своя Доска почета, на которую занесены фотографии восьми работников. По случаю 160-летия Белорусской железной дороги могилевчане также удостоены различных наград. Работники станции успешно трудятся и не раз заявляли о себе в конкурсе «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте». Они активно участвуют в спортивных и культурных мероприятиях. На предприятии действует первичная ветеранская организация, которая насчитывает 270 человек. Возглавляет ее Ирина Улитенок. Развитию деловой активности молодых работников способствует первичка ОО «БРСМ» под руководством Людмилы Чупиловой.
Могилевские железнодорожники настроены на реализацию новых проектов. Цели амбициозные, но для сплоченного коллектива профессионалов – выполнимые.
– Белорусская железная дорога прошла путь протяженностью 160 лет. А мы отметили 120-летие своего предприятия, – резюмирует начальник станции Могилев Дмитрий Альферович. – Хочу пожелать труженикам магистрали достойно перейти в 2023 год, крепкого здоровья, оптимизма и сил для новых достижений. Они у нас точно будут, ведь стальная магистраль крепко стоит на рельсах, а ее коллектив умеет хорошо трудиться. С наступающим Новым годом!