«С людьми работать интересно»
В этом абсолютно убежден машинист-инструктор по автотормозам и приборам безопасности, расшифровке скоростемерных лент и электронных носителей памяти локомотивного депо Барановичи Михаил Коваль. В минувшем году он отпраздновал полувековой юбилей. При этом стаж работы опытного профессионала на стальной магистрали насчитывает более 28 лет.
Среди родных Михаила Владимировича, которые жили в поселке Мир Кореличского района Гродненской области, никогда не было железнодорожников. Да и сам герой публикации изначально освоил профессию… киномеханика, поступив в Минский государственный политехнический техникум после окончания восьми классов средней школы. Один из ярких моментов того периода – работа в течение двух месяцев в строительном отряде в Якутии. Там Михаил Коваль оказался после третьего курса во время летних каникул. Это стало для юноши хорошей школой и возможностью приобрести полезные производственные навыки. Однако наиболее ценный подарок, который преподнесла ему учеба в политехникуме, – встреча с будущей супругой Татьяной Цикман, чей отец долгие годы трудился машинистом-инструктором в локомотивном депо Барановичи. Правда, влюбленным на некоторое время пришлось расстаться: получив летом 1991-го диплом, Михаил сразу был призван на срочную службу в армию. Уволившись в запас в звании сержанта, он первым делом отправился к невесте. В Барановичах более полутора лет трудился киномехаником в гарнизонном Доме офицеров. А затем осенью 1994-го по предложению своего тестя Мечислава Ивановича перешел в локомотивное депо Барановичи на должность слесаря по ремонту подвижного состава.
Новое дело собеседнику пришлось по душе. В скором времени возникло желание получить более глубокие технические знания, чтобы в перспективе управлять локомотивом. В 1996-м Михаил Коваль прошел переподготовку и получил удостоверение с присвоением квалификации помощника машиниста электровоза и электропоезда в Барановичской дор-
техшколе. С июня следующего года начал работать на грузовом электровозе ВЛ80с в паре с опытным машинистом Игорем Фурсой. В 1998-м Михаил Владимирович получил в Гомельской дортехшколе специальность помощника машиниста тепловоза и в дуэте с одним из старейших машинистов депо Сергеем Ярошуком начал обслуживать грузовые и маневровые тепловозы ТЭ3, ЧМЭ3, М62, 2М62 и 2ТЭ10. Одновременно железнодорожник заочно получил высшее образование в Белорусском государственном университете транспорта (механический факультет). Сегодня Михаил Владимирович с благодарностью вспоминает своих педагогов Валерия Агиевича и Александра Евлаша из Барановичской дортехшколы (ныне – Барановичское подразделение Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров), а также Валерия Лазеева, Павла Рудова и Семена Френкеля из БелГУТа.
На всех этапах становления в профессии Михаила Владимировича поддерживал и тесть, который, к сожалению, так и не увидел, как его подопечный встал за правое крыло локомотива. Это произошло в 2004-м. С того времени и в течение полутора лет герой публикации работал машинистом электровоза в грузовой колонне под руководством машиниста-инструктора Николая Шведа.
В настоящее время в профессиональной копилке Михаила Коваля – первый класс машиниста тепловоза и электровоза, работа в качестве машиниста-инструктора по теплотехнике с курированием маневровой колонны. С 2010-го он трудится машинистом-инструктором. Принимал активное участие в освоении грузовых электровозов БКГ1 и БКГ2 и в разработке и подготовке к изданию пособия «Грузовой электровоз БКГ». Машинист-инструктор Михаил Коваль награжден Почетной грамотой Белорусской магистрали, знаком «Отличный работник Белорусской железной дороги», имеет Благодарность начальника Белорусской магистрали.
В 2020-м герой публикации стал ведущим инженером отдела эксплуатационной работы службы локомотивного хозяйства Управления дороги. Однако надолго оторваться от дома и коллектива депо не смог и вскоре вернулся на ставшее уже родным предприятие на должность машиниста-инструктора по автотормозам и приборам безопасности, расшифровке скоростемерных лент и электронных носителей памяти.
– С людьми работать интереснее, чем с бумагами, – признается Михаил Владимирович. – Кроме того, в депо у меня отработанный до мелочей график. Во вторую и третью недели месяца (по вторникам, средам и четвергам) провожу для локомотивных бригад занятия по автотормозам.
В настоящее время Михаил Коваль отвечает за тепловозную колонну пассажирского движения, эксплуатирующую тепловозы ТЭП70 и ТЭП70БС и обслуживающую пассажирские перевозки в направлении Гродно и Лунинца. Также в его подчинении четыре расшифровщика скоростемерных лент. Надежной опорой железнодорожника являются опытные машинисты первого класса Вячеслав Ананко, Эдуард Бутрим, Николай Яговдик и, безусловно, супруга Татьяна Мечиславовна, которая с 2018-го трудится в депо контролером станочных и слесарных работ. В ее обязанности входят замер колесных пар при сборке на колесном участке цеха по ремонту электропоездов и оформление соответствующих документов.
В силу гибкого графика Татьяны Мечиславовны супруги распределяют свои семейные обязанности. Например, на родительские собрания в школу, где в шестом классе учится сын Семен, чаще ходит Михаил Владимирович. Прочно в жизнь супругов вошла и магистраль, которая продолжает вести их по одной дороге.
Евгений ВОЛОСТНЫХ