Под надежным контролем
Освидетельствование более 1,3 тыс. колесных пар выполнили в минувшем году в локомотивном депо Лида, куда они поступают на контроль технического состояния, а также ремонт со всей Белорусской магистрали.
Если заглянуть в колесно-тележечный цех предприятия (именно здесь и проводится освидетельствование), можно воочию увидеть многообразие колесных пар, с которыми работают железнодорожники: дизель-поездов серий ДР1, МДП, ДП, тепловозов серий ТГМ3, ТГМ4, ТГМ40, ТУ7, вагонов дизель-поездов ДДБ1, ДРБ1, специального самоходного подвижного состава, включающего путевые машины, тягово-энергетическую установку ТЭУ-630, краны КЖДЭ и не только. Всего – более 70 видов колесных пар различных видов подвижного состава и специализированной железнодорожной техники, из которых 50 – уникальны (например, у дизельпоездов серий МДП, ДР1А и ДР1Б колесные пары абсолютно одинаковые).
– Коллектив колесно-тележечного цеха, который объединяет более 80 специалистов, выполняет освидетельствование двух видов: полное и обыкновенное, – рассказывает ведущий инженер-технолог локомотивного депо Лида Андрей Тарасевич. – Последнее проводится без смены элементов при каждой подкатке колес под подвижной состав или в рамках текущего ремонта. При таком виде оздоровления выполняется перечень обязательных процедур. После выкатки, обмывки и очистки дефектоскописты проверяют узел для выявления трещин или других отклонений на средней части оси, колесных центрах, бандажах. Также контролируют наличие соответствующих маркировок и клейм на торцах оси и поверхностях других элементов колесной пары, по которым можно узнать, где и когда выполнен ее ремонт. У локомотивного депо Лида условный номер клеймения – 1197. В минувшем году мы получили разрешение ставить его на еще один вид колесных пар – рельсовых автобусов серий РА1 и РА2.
При полном освидетельствовании колесных пар проводится гораздо больший объем контрольных и технологических операций. Помимо смены элементов, данный процесс включает в себя выкатку, обмывку, разборку осевого редуктора, демонтаж букс и роликовых подшипников и их полную ревизию, очистку колесных пар от краски, дефектоскопию, обточку и покраску, нанесение соответствующих знаков.
С 2021-го специалисты колесно-тележечного цеха успешно проводят полное освидетельствование колесных пар дизель-поездов серий ДП1 и ДП3.
– Его освоение шло параллельно с применением новых видов ремонта современной техники, – отмечает Андрей Тарасевич. – Технологию разработали самостоятельно, изучив имеющуюся техническую документацию. Не скрою, столкнулись с определенными сложностями, но, испробовав разные методы и собственные разработки, удалось их решить.
На данный момент проведено освидетельствование более 170 колесных пар дизель-поездов серий ДП1 и ДП3. В текущем году специалисты локомотивного депо Лида планируют освоить ремонт осевых редукторов одновагонников ДП1.
Анастасия МЕЛЕХОВА