Акцент – на инновации
Из 86 проектов, представленных на XXIX Республиканский конкурс научных работ студентов в секции «Транспорт, строительство дорог и транспортных объектов», двадцать получили первую категорию. И авторами большей части из них являются представители БелГУТа. Лауреатом признан магистр технических наук, инженер-технолог Гомельского вагонного депо Александр Отока. Кроме того, предложенное им решение проблемных вопросов при неразрушающем контроле деталей и составных частей вагонов вышло в финал молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси».
Символично, что итоговая конференция состоялась в преддверии Дня белорусской науки, который в нашей стране в этом году пройдет 30-й раз. Соединять передовые исследования с производством – одно из приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности отраслевого вуза. Высокое признание достижений представителей БелГУТа еще раз свидетельствует о том, что в настоящее время университет не просто готовит специалистов, а является крупнейшим образовательным и научным центром. В его составе – ряд отраслевых научных лабораторий, занимающихся исследованиями и разработкой проектов, которые представляют для магистрали практический интерес.
Вуз сотрудничает со многими крупнейшими предприятиями сектора экономики – Белорусской железной дорогой, Минским метрополитеном, Гомельским и Могилевским вагоностроительными заводами, Минским вагоноремонтным заводом, ОАО «БМЗ» – управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания» и другими промышленными флагманами республики.
Активно развивается международное взаимодействие. В настоящее время действуют 85 договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами, научными центрами и организациями из четырнадцати стран. Семь новых заключено в 2022 году. Органом по сертификации железнодорожной продукции и услуг БелГУТа выдано 73 сертификата соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза, из них 61 – иностранным заявителям. Зарегистрировано 40 деклараций о соответствии техническим регламентам ЕврАзЭС, из них 30 – иностранных заявителей. Выдано 3 сертификата соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, а также оформлено 123 акта идентификации запасных частей в рамках Решения Евразийской экономической комиссии.
Многие вузовские разработки направлены на совершенствование деятельности железнодорожного транспорта. Так, сотрудники отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Технические и теоретические оценки ресурса единиц подвижного состава» в минувшем году провели диагностирование 197 пассажирских и 222 грузовых вагонов Белорусской магистрали и промышленных предприятий страны для продления периода эксплуатации. А также 57 грузовых вагонов зарубежных компаний.
По заказу Министерства транспорта и коммуникаций научно-исследовательской лабораторией «Управление перевозочным процессом» выполнена работа по совершенствованию системы управления безопасностью транспортной деятельности, проведен анализ правоприменительной практики законодательства о железнодорожном транспорте и разработаны предложения по его совершенствованию.
Научно-исследовательской лабораторией грузовой, коммерческой работы и тарифов для Белорусской железной дороги актуализированы тарифы на дополнительные работы и услуги, связанные с организацией и осуществлением перевозки грузов, с учетом экономической эффективности и конъюнктуры транспортного рынка.
Для предприятий и организаций Российской Федерации лаборатория «Безопасность и электромагнитная совместимость технических средств» выполнила зарубежные контракты по оценке функциональной безопасности оборудования, экспертизе технической документации и испытаниям на безопасность и электромагнитную совместимость технических средств.
В целях выполнения госпрограмм, распоряжений правительства, областного и городского исполнительных комитетов в составе специальных рабочих групп по проведению обследований объектов постоянно участвует коллектив научно-исследовательской лаборатории «Диагностика, испытание и исследование строительных материалов и конструкций» имени И. А. Кудрявцева. В 2022 году для оценки технического состояния и возможности дальнейшей эксплуатации было обследовано около 100 объектов.
Высокий уровень научных исследований позволяет БелГУТу получать гранты Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований. На данный момент реализуются пять проектов по его заказу. Так, на кафедре «Строительная механика, геотехника и строительные конструкции» реализован проект «Нестационарная динамика и колебания тонкостенных элементов конструкций с учетом температурных воздействий и связи с деформируемыми основаниями». Специалисты университета работают над деформированием упругопластических композитных элементов инженерных конструкций при однократных и циклических нагрузках с учетом повреждаемости материалов и взаимодействия с окружающей средой. Среди актуальных проектов – «Термосиловое деформирование трехслойных пластин, контактирующих с двухпараметрическим основанием». А коллектив кафедры «Локомотивы» разрабатывает комплекс технических и технологических решений для повышения надежности электроснабжения рельсового транспорта. Развитие теории расчета креплений на железнодорожном подвижном составе грузов с высокой деформируемостью с учетом криволинейности пути в плане и профиле сегодня в приоритете у специалистов кафедры «Техническая физика и теоретическая механика».
Цифры и факты
- В 2022 году по заказу предприятий и организаций Республики Беларусь в БелГУТе было выполнено около 1 тыс. научно-исследовательских и инженерных работ. Заключено свыше 250 зарубежных контрактов с предприятиями и организациями Китая, Франции, России, Эстонии, Чехии, Латвии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана.
- На базе университета проведены 22 международные, республиканские и региональные конференции и семинары.
- Более 1 тыс. ученых и практиков из Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья приняли участие в XII Международной научно-практической конференции «Проблемы безопасности на транспорте», посвященной 160-летию Белорусской железной дороги.
- В университете функционирует Испытательный центр железнодорожного транспорта, аккредитованный на осуществление работ по испытаниям объектов. В 2022 году исполнено более 140 договоров, выдано 330 протоколов, из них 165 – иностранным заказчикам.
- Ежегодно в вузе издаются научно-практический журнал «Вестник Белорусского государственного университета транспорта. Наука и транспорт» и три международных сборника научных трудов: «Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности)», «Механика. Исследования и инновация», «Проблемы перспективного развития железнодорожных станций и узлов».
По Государственной программе научных исследований «Механика, металлургия, диагностика в машиностроении» разработаны методики моделирования динамики и прочности транспортных машин за счет учета влияния погодных факторов при движении по участкам с заданным профилем. По ГПНИ «Конвергенция-2025» создана механико-математическая модель неупругого деформирования трехслойных круговых пластин со сжимаемым заполнителем.
Научный поиск – это всегда движение вперед. И каждый год ряды ученых пополняют полные энтузиазма и желания творить молодые люди. Так, лауреатами конкурса работ молодых ученых и специалистов на присуждение премий Гомельского облисполкома за 2022 год стали заместитель декана механического факультета Леонид Огородников, доцент кафедры «Строительная механика, геотехника и строительные конструкции» Алина Нестерович и аспирант Кристина Сирош. К слову, за успешную научно-исследовательскую работу Кристине Сирош и Марине Марковой назначена стипендия Президента Республики Беларусь. А проект «Имитационная модель регулируемого железнодорожного переезда», предложенный студентами факультета управления процессами перевозок Антоном Башаримовым и Кириллом Дубовиком, занял 3-е место на областном этапе республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси» и вышел в следующий тур.
Хорошей базой для столь успешной реализации идей студентов по актуальным проблемам транспортной и строительной отраслей стала научно-исследовательская работа коллективов всех кафедр и лабораторий университета. Благодаря совместным усилиям и удалось прийти к столь высоким результатам. Наша задача – приумножать научные достижения и постараться воплотить все перспективные идеи в жизнь.
Александр ЕРОФЕЕВ,
проректор по научной работе, кандидат
технических наук,
доцент