Май
Чт
15
2025

Продолжая двигаться вперед

В эти январские дни станция Молодечно отмечает 150-летие. За свою полуторавековую историю она претерпела серьезные изменения, не раз становилась свидетельницей значимых для отрасли и страны событий, но сохранила свои позиции важного стратегического железнодорожного объекта. К юбилею родного предприятия коллектив станции подошел с хорошими показателями.

Так, за прошлый год отсюда было отправлено 593,2 тыс. грузовых вагонов, а также 1,6 млн. пассажиров. Даже в условиях сложной геополитической обстановки железнодорожникам удалось нарастить объемы погрузки: в 2022-м этот показатель превысил 4,3 тыс. вагонов, что больше уровня 2021-го почти на 34%. Местные предприятия отправляли пиломатериалы, сухое молоко, лом черных металлов, целлюлозу, алкогольную продукцию и другие товары не только по Беларуси, но и за ее пределы: в Азербайджан, Вьетнам, Иран, Казахстан и т. д.
Как пояснил заместитель начальника станции по грузовой работе – начальник линейного центра транспортного обслуживания «Молодечно» Алексей Касабуцкий, достичь хороших результатов удалось в том числе благодаря более активной работе по привлечению новых клиентов. Только в прошлом году было заключено более десятка новых договоров с организациями различной формы собственности, которые продолжают сотрудничество с магистралью и в 2023-м. Некоторые из грузоотправителей ранее пользовались альтернативными видами транспорта, но, просчитав логистику и расходы, отдали предпочтение железной дороге.

Операторы СТЦ Маргарита Клеменок и Анна Чернявская

– Сегодня мы предлагаем конкурентоспособную услугу, – акцентировал внимание Алексей Васильевич. – Особенно это заметно, если нужно перевезти груз на дальнее расстояние, тогда железнодорожный тариф более выгодный, чем у других игроков транспортного рынка. И клиенты это оценили. Еще один важный для них плюс – упрощенная процедура прохождения границы. Таможенное оформление происходит на станции Молодечно, поскольку она является передаточной, не нужно стоять в очередях, так что груз без задержек отправляется к пункту назначения.
Сегодня в структуру ЛЦТО входят 13 станций (Молодечно, Каледино, Полочаны, Воложин, Богданов, Вилейка, Княгинин, Будслав, Уша, Радошковичи, Дубравы, Олехновичи, Пруды). Коллектив ЛЦТО трудится в обновленном здании, где созданы все условия для комфортной работы с клиентами. Интерьеры оформлены в едином корпоративном стиле. На первом этаже оборудованы места для грузоотправителей, где они при желании могут самостоятельно просчитать наиболее подходящий маршрут, ознакомиться с правилами перевозки. Тем, у кого возникают вопросы, на помощь приходит квалифицированный персонал. Значительно ускорить процесс оформления документов позволяет АС «Электронная перевозка».

Начальник станции Молодечно Алексей Шкода

На должность начальника ЛЦТО Алексей Касабуцкий был назначен в конце декабря прошлого года, однако на железной дороге он далеко не новичок. После окончания БелГУТа в 2009 году успел поработать в Молодечно дежурным по горке, дежурным по станции, дежурным по парку, маневровым диспетчером, оператором сортировочной горки, затем несколько лет в ЦУПе поездным диспетчером. Станцию знает как свои пять пальцев.
То же справедливо и в отношении маневрового диспетчера Ивана Путырского, за плечами которого такой же богатый опыт. Сюда он пришел в 1995-м году после окончания оршанского отраслевого техникума по специальности «техник-эксплуатационник». Начинал сигналистом, разнорабочим, трудился дежурным по горке, по станции. И вот уже два десятилетия он маневровый диспетчер. За столько лет процесс управления перевозочным процессом на вверенном участке изучил до мелочей, хотя их на магистрали нет.
– Станция Молодечно расположена на одном из направлений IX Трансъевропейского транспортного коридора. Также она является крупной узловой – пассажирские и грузовые поезда следуют через нее на Минск, Полоцк, Гудогай и Лиду. К станции примыкают 9 путей необщего пользования, где производится погрузка и выгрузка продукции предприятий города, – поясняет Иван Казимирович. – Для соблюдения безопасности движения очень важно, чтобы каждый участник технологического процесса четко выполнял инструкции. Поэтому работаем в тесной связке не только с различными подразделениями самой станции, но и со специалистами-смежниками из локомотивного и вагонного хозяйств, а также координируем взаимодействие с таможенными органами, пограничным ветеринарным контрольным пунктом и фитосанитарной инспекцией.

Заместитель начальника станции по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Юлия Поплёвко знакомит с историей

История станции…

началась 26 января 1873 года, когда было открыто постоянное движение поездов на участке Минск – Науя – Вильня Ландварово-Роменской железной дороги. Первым ее начальником был назначен А. Г. Курочкин. После присоединения к ней Либавской магистрали и образования в 1876 году объединенной Либаво-Роменской железной дороги в нее были включены участки Либава – Кошедары и Радзивилишки – Калкуны.
Пассажирское здание тех лет находилось на расстоянии 30 саженей от оси существующего ныне вокзала. Рядом проходили два пути для приема и отправления пассажирских поездов с островной платформой. В начале XX века Либаво-Роменскую дорогу в районе станции Молодечно пересекла линия Бологое – Седлец, добавив новые направления на Гродно и Полоцк. Возникла необходимость строительства вокзала островного типа для совместного пользования обеими дорогами. Он и появился в 1906 году.
Сразу после окончания Великой Отечественной началось восстановление станции. С тех пор объект постоянно развивался: появились новые подъездные пути и пригородные кассы, полуавтоматическая горка, осуществлялась электрификация главных путей, вводили в эксплуатацию электрическую централизацию.
После распада СССР станция Молодечно стала передаточной. Сюда пришли таможенники и пограничники, а для взаимодействия с ними была создана профильная структура – контора передач. Еще одной значимой вехой развития стала реконструкция горочного комплекса, которая предусматривала и возведение нового здания горочного поста с созданием соответствующих бытовых условий, где помимо движенцев находились и специалисты смежных хозяйств (путейцы, связисты). Удлинение путей транзитного парка Б позволило принимать на станции поезда по 82 и 95 условных вагонов.
В 2001 году введен в строй остановочный пункт Фестивальный для обслуживания жителей молодого жилого микрорайона. Серьезные изменения затронули пассажирский комплекс в процессе подготовки города к республиканским «Дажынкам-2011». На станции реконструировано здание вокзала, отремонтированы и расширены посадочные платформы и заменена плитка, благоустроена территория, построен крытый пешеходный мост через пути. На привокзальной площади появилась бронзовая скульптура пассажирки-студентки.
Следующим знаковым событием стала электрификация направления Молодечно – госграница. В ходе работ был полностью электрифицирован транзитный парк Б и дополнительно три пути парка А. Изменилась технология работы, появились грузовые электровозы БКГ, что дало возможность увеличить весовые нормы поездов. Улучшились условия для пассажиров: появились сквозные маршруты электропоездов экономкласса от Минска до Гудогая, Сол и обратно. Пассажиропоток заметно увеличился.

Высокий профессионализм и многолетний опыт Ивана Путырского отмечены отраслевыми наградами. Среди них – две почетные грамоты Минского отделения, знаки «Выдатнік Беларускай чыгункі» и «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени. На него равняется молодежь.

Коллектив ЛЦТО и его руководитель Алексей Касабуцкий

На станции, как и повсеместно на магистрали, большое внимание уделяют преемственности поколений. В пару с молодым специалистом, как правило, ставят более опытного работника, у которого есть чему поучиться. Так, оператор СТЦ Маргарита Клеменок в профессии уже 13 лет. Все производственные задачи в свое время осваивала на практике. Теперь делится профессиональными знаниями с коллегой Анной Чернявской. На станции Молодечно девушка 1,5 года. Она окончила Минский отраслевой колледж имени Е. П. Юшкевича, где выучилась на билетного кассира, проводника пассажирского вагона и даже успела поработать на столичном вокзале. Но решила вернуться на свою малую Родину. Работа оператора СТЦ Анне нравится, но она не собирается останавливаться на достигнутом. Девушка вновь пошла учиться, и сейчас без отрыва от производства изучает организацию перевозок и управление на железнодорожном транспорте.

Маневровый диспетчер Иван Путырский

Ядро коллектива станции составляет костяк профессионалов, которые трудятся здесь много лет. Среди наиболее опытных – начальник вокзала Лариса Дубовик. Свой путь на магистрали она начала в 1984 году дежурным по станции Каледино. В 1991 году перевелась в Молодечно дежурным по вокзалу, а в 2017-м возглавила его коллектив. За многолетний добросовестный труд трижды отмечена почетными грамотами Минского отделения, а в 2017-м удостоена знака «Выдатнік Беларускай чыгункі».
Движение на станции оживленное. В среднем на протяжении суток через Молодечно проходят 24 пары поездов региональных линий экономкласса и 11 пар – межрегиональных, региональных бизнес-класса и международных. На вокзале созданы все условия для удовлетворения потребностей пассажиров. Здесь установлен информационно-справочный терминал с функцией видеозвонка оператору Контакт-центра Белорусской железной дороги, предоставляется безлимитный доступ к сети Интернет по технологии wi-fi и возможность подзарядки мобильного телефона, действует камера хранения ручной клади. Большой популярностью у местных жителей пользуются платежно-справочные терминалы самообслуживания, где купить билет можно не только за наличные средства, но и по банковской карте. Как пояснила Лариса Петровна, из 1,6 млн. проездных документов, реализованных на станции Молодечно в 2022-м, почти 257,6 тыс. были оформлены пассажирами через ТПС. И эта цифра год от года растет.

Разъездной билетный кассир Оксана Брилевская

Как мы уже упоминали выше, из Молодечно поезда следуют по четырем направлениям. На трех из них, кроме минского, в подвижном составе работают разъездные билетные кассиры. Труд нелегкий, но Оксана Брилевская и ее коллеги успешно справляются со своими задачами. На станцию Оксана устроилась в 2011 году, перейдя из Минского вагонного участка, чтобы быть ближе к дому. Самыми ценными профессиональными навыками считает выносливость, стрессоустойчивость и коммуникабельность, а также умение разрядить обстановку, не обостряя конфликт, чтобы его погасить. В этом помогают природное обаяние и приветливая улыбка.
– В целом коллектив у нас сплоченный, слаженный. Каждый специалист имеет возможность реализовать себя, – подвел итоги начальник станции Алексей Шкода. – К празднованию 150-летия мы подходим с хорошим настроением. Пользуясь случаем, хотел бы выразить глубокую признательность нашим ветеранам (а это почти 200 человек), чей самоотверженный труд на благо стальной магистрали является примером для нынешнего поколения местных железнодорожников. Большой вклад в ее развитие внесли Андрей Шрамук и Виктор Малайчук, возглавлявшие станцию в разные годы. Низкий вам поклон! Мы бережно чтим традиции, которые вы сохранили, и продолжаем двигаться вперед. Уверен, все трудности преодолимы, если за спиной надежный и сплоченный коллектив.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика