Декабрь
Вт
05
2023

Вдохновленный жизнью

Стремление к самовыражению проявляется по-разному: один рисует картины, второй вышивает панно, третий мастерит мебель. Ветеран рефрижераторного вагонного депо Молодечно Эдуард Пашковский еще в юности определил у себя тягу к литературному творчеству. И старался посвящать ему столько времени, сколько находилось в его плотном графике.

Писал и поэзию, и прозу, не ограничивая себя жесткими рамками определенного жанра или тематики. До сих пор хранит дома школьную тетрадку со стихами той поры, когда, будучи подростком, воспевал красоту женских образов. О, юности прекрасные порывы! Какой трепет вы вызывали в пылком сердце, как будоражили ум! Что интересно, со своей будущей супругой Маргаритой герой публикации был знаком с детства – они жили по соседству в родном городе Быхове и даже учились в одном классе, однако ей он рифм не посвящал. Все потому, что нежные чувства пробудились гораздо позже, когда за плечами уже был определенный жизненный багаж. И даже тогда Эдуард не стал тратить время на поиск эпитетов и метафор, а просто сделал девушке предложение, от которого она не смогла отказаться.
Так же сильно, как свою супругу, Эдуард Пашковский любил железную дорогу. Хотя и эта страсть проявилась у него не сразу. После 9 классов юноша поступил в Ленинградское речное училище, однако вскоре молодой курсант осознал, что не хочет продолжать учебу. «Душа позвала на железную дорогу, – улыбается ветеран. – А может, сработали железнодорожные гены: отец всю жизнь работал осмотрщиком-ремонтником вагонов, мама – в ОРСовском магазине бухгалтером». Как бы то ни было, а в 1963 году их младший сын перевелся в Ленинградский механический техникум железнодорожного транспорта. Учился с удовольствием. На производственную практику был направлен в Тихорецкое вагонное депо Северо-Кавказской железной дороги механиком рефрижераторного поезда. Успешно пройдя первое «боевое крещение» и получив диплом, молодой человек был призван в армию. Службу нес в железнодорожных войсках: строил ветвь Тюмень – Сургут. Товарищи даже стихи про него сочинили: «Голос у Пашковского так крут, что слышно от Тюмени до Сургута».
После увольнения в запас надолго дома наш герой не задержался. Уехал в Эстонию, где устроился в рефрижераторное вагонное депо Валга Прибалтийской магистрали. На протяжении 16 лет он успел поработать механиком и начальником рефрижераторного поезда, инструктором вагонного хозяйства, старшим технологом группы надежности, приемщиком вагонов и т. д. Воспоминаний о тех временах сохранилось много, ведь другой народ, другие традиции. «Эстонская Валга вплотную примыкает к латвийской Валке, составляя с ней, по сути, единый населенный пункт. Такая вот удивительная особенность. Очень интересный город», – делится наблюдениями собеседник. Но там он не только любовался историческими памятниками и красивыми пейзажами, но и стремился углубить профессиональные знания. Для этого поступил на заочное отделение Рижского филиала Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Четыре курса успешно окончил там, а последние два года учился в городе на Неве.
Новый этап карьеры Эдуарда Пашковского начался в 1986 году, когда его переводом направили в вагонное депо Молодечно на должность главного инженера. Через шесть лет предприятие переименовали в рефрижераторное вагонное депо Молодечно, а героя публикации назначили заместителем начальника по коммерческим вопросам. Времена выдались тяжелые. После развала Союза сложно было выживать всем. Но Пашковский не растерялся, изучил опыт работы коллег рефдепо других железнодорожных администраций, получил у руководителя Белорусской магистрали разрешение и начал сдавать рефрижераторные секции в аренду. Клиентов искали шесть агентов, находящихся у него в подчинении (по одному на отделение). Подвижной состав не простаивал, а дорога получала прибыль.
Вклад Эдуарда Владимировича в развитие отрасли не единожды был отмечен руководством. В его трудовой – порядка сотни записей о поощрении за успехи в соцсоревнованиях, рационализаторской деятельности, общественной работе и т. д.
В 1989 году за достижение высоких производственных показателей при вводе в эксплуатацию Осиповичского вагонного депо, где были задействованы профильные специалисты со всей дороги, Эдуарду Пашковскому вручили именные часы министра путей сообщения СССР.
Ветеран уже много лет на пенсии, но о стальной магистрали и сегодня вспоминает с ностальгией. В зале на видном месте стоят буклет, посвященный рефрижераторному вагонному депо Молодечно, и открытка с поздравлением от руководства Минского отделения по случаю 160-летия Белорусской железной дороги. Быть в курсе того, чем сегодня живет ее коллектив, ветерану помогает отраслевая газета, каждый номер которой он просматривает от первой до последней страницы.

Отрада и гордость Эдуарда Пашковского – внуки. Их у него четверо (трое мальчиков и девочка). Большие надежды на продолжение трудовой династии герой публикации возлагает на младшего Арсения, парню 15. Он с удовольствием помогает дедушке и бабушке по хозяйству, с интересом слушает рассказы о железной дороге.
На пенсии у ветерана появилось больше времени для творчества. Он стал активно сотрудничать с региональной прессой, где публиковал зарисовки, заметки и полезные советы из личного опыта. Свои статьи подписывал псевдонимом Пятрусь Бубка. «Я родился в Петров день, отсюда и выбор имени, а Бубка – это прозвище моей любимой бабушки по отцовской линии», – поясняет собеседник. Темы для публикаций подсказывала сама жизнь. Например, однажды в начале лета мой собеседник заметил на дорожке в парке мечущуюся маленькую птичку, птенца. Мама-ворона сидела на ветке и тревожно кричала. Эдуард Пашковский пытался посадить малыша на дерево, но тот упорно отказывался цепляться и пикировал вниз. При этом взрослая птица всячески противилась помощи человека. Мужчина ушел, а вечером, когда возвращался той же дорогой, был атакован рассерженной мамашей. Так повторялось несколько дней, и железнодорожнику пришлось сменить свой обычный маршрут. Он тогда не сообразил, что подобрал не выпавшего из гнезда птенца, а подростка-слетка, который под присмотром родителей учился летать.
Приключений в жизни Эдуарда Пашковского хватало, и он щедро делился своими воспоминаниями с читателями местной прессы. Например, о том, как еще студентом несколько раз выигрывал организованный старшекурсниками конкурс на поедание сладкого, как однажды, собирая грибы, потерялся в лесу и всю ночь блуждал по зарослям, пока не вышел к людям или о происшествиях на рыбалке. Много воспоминаний у него связано и с железной дорогой. Например, в самом начале своего профессионального пути, когда проходил практику на Северном Кавказе, чуть не погиб на пожаре, когда из-за дефекта конструкции трубы кухонной плиты загорелся служебный вагон.
В творческой копилке Эдуарда Владимировича есть и поэтические произведения, хотя в оценке своих литературных достижений он весьма скромен:

Я не поэт и не писатель,
Порой берусь за карандаш.
Нахлынет грусть –
И стихам всю ночь отдашь.

Вдохновение приходит неожиданно и порой как эмоциональная реакция на то или иное событие, даже не всегда приятное. Например, одно из стихотворений посвящено новогодней елке:

Новый год подошел торопливо,
Как-то быстро и неожиданно.
Только гостья стоит сиротливо,
Разукрашена, но обижена…
…Я жалею всегда обреченную,
Хоть и праздник какой-то особенный,
Но зачем же губить ель зеленую?!
Понимать это я не способен.

Через всю свою жизнь ветеран пронес любовь к родному Быхову, бережно хранит в душе воспоминания детства и юности. Он уверен, что там приобрел все самое дорогое сердцу – верную супругу, надежных друзей. С одним из них, железнодорожником-ветераном Владимиром Вальковским, он до сих пор поддерживает теплые отношения. «Этот человек когда-то отвел меня в первый класс, – вспоминает герой публикации. – Мои родители не смогли из-за занятости, а Володя уже был школьником (он на три года меня старше), мы с ним дружили. Вот его и попросили меня отвести». Своим товарищам Эдуард Пашковский также посвятил стихотворение. Приведем отрывок из него.

Часто встают пред глазами моими
Образы давних и добрых друзей.
Стали глаза и улыбки родными,
Хоть не встречались мы тысячи дней!
Вот вспоминаю друзей своей школы –
Милые лица. Так было давно…
Школьные годы промчались,
как скорый…
Вижу и помню я их все равно!

Вдохновляла на творчество и стальная магистраль. Одно из любимых стихов автора – «Марш рефмехаников»:

Поезд нашу секцию везет –
По дорогам грузы перевозим,
А куда нас завтра занесет?
Из столицы мы приказ запросим…
…Полтора мы месяца в дороге,
Ежедневно помня про наказ,
Каждый день живем, как по тревоге,
Выполняем Родины приказ.

Яндекс.Метрика