Январь
Пн
13
2025

Стимул двигаться вперед

К любому делу инженер технического отдела Жлобинского вагонного депо Сергей Дробный относится творчески. На поиск решений вдохновляет и должность – на предприятии молодой человек курирует вопросы в области учета и экономии топливно-энергетических ресурсов. За почти 8 лет работы на магистрали его личная рационализаторская «папка» пополнилась несколькими новаторскими разработками. А недавно изобретатель получил и первое признание на дорожном уровне: стал призером конкурса молодежных инициатив.

В своем проекте Сергей затронул актуальную тему на железной дороге – выявление технически неисправных буксовых узлов поезда во время движения. Предложенная им идея обнаружения перегрева этих частей колесной пары с помощью термохромной краски получила высокую оценку жюри конкурса. Работа была признана лучшей в номинации, направленной на повышение безопасности движения поездов.
– Буксы являются одними из важнейших ходовых частей вагона и требуют пристального внимания. Для обеспечения безопасности движения поездов буксовые узлы контролируются при помощи автоматических приборов, а также они проверяются осмотрщиками-ремонтниками вагонов. Обнаружить изменения температуры узла на ранней стадии на ходу поезда крайне сложно, особенно визуально, – вводит в курс дела специалист. – Термохромные краски изменяют цвет под воздействием нагрева или охлаждения. Их применение позволит осмотрщикам при встрече поезда мгновенно без приборов бесконтактного обнаружения выявить буксы, требующие более детального осмотра, а возможно, и дальнейшего ремонта. К слову, благодаря этой технологии проконтролировать состояние узлов смогут и другие работники магистрали – на постах безопасности, на переездах, во время следования состава, на станции в парках прибытия.
Автор отмечает, что данное предложение в дальнейшем может иметь практическое применение. Основная идея заключается в следующем: при изготовлении или плановом ремонте колесной пары грузового вагона на предварительно подготовленную поверхность корпуса буксового узла наносится слой термохромной краски. После высыхания поверх наносится слой защитного УФ-лака. В нормальных условиях эксплуатации участок, окрашенный термохромной краской, не будет отличаться по цвету. А при нагреве до высоких температур изменит свой цвет. После охлаждения пигмент опять станет бесцветным.
– Сфера применения термохромных красок в настоящее время увеличивается, они используются в фармацевтической, косметической, пищевой промышленности. Одним из примеров может служить индикатор нагрева на сковородках, меняющий свой цвет при достижении необходимой температуры, – объясняет собеседник. – Здесь такой же принцип. В нашем случае эмаль используется как индикатор изменения температуры поверхности.
За изменяющий цвет свойства отвечают входящие в состав пигменты, основанные на так называемой технологии жидких кристаллов, и содержатся в микрокапсулах, из которых и состоит краска. Пигмент можно смешивать с различными растворами, например, с красками на акриловой, резиновой или масляной основе. Его качество не снижается и в зависимости от способа нанесения: с помощью кисточки, губки, валика или краскопульта.
– Не ожидал, что в итоге займу первое место. Участие в таком конкурсе уже само по себе престижно, оно дает хороший опыт и стимул двигаться дальше, – рассказывает Сергей. – Это не первая моя заявка на конкурс.
В 2019 году мною подавалась инициатива в номинации по экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов. Но в тот раз она не принесла желаемых результатов. За этим интеллектуально-творческим состязанием наблюдаю с 2015 года, когда он прошел впервые. Всегда читаю и публикации в «Железнодорожнике…» о проектах-призерах. Каждая идея по-своему интересна, перспективна, вызывает большой интерес.
В семье Сергея никто со стальной магистралью не связан. У деревни Коротковичи Жлобинского района, откуда он родом, магистраль не проходит. А вот среди его земляков и соседей немало железнодорожников. Именно они и посоветовали юноше пойти учиться в БелГУТ. Поступил на механический факультет на специальность «подвижной состав железнодорожного транспорта». После окончания вуза в 2015 году по распределению приехал в Жлобин. Начинал бригадиром ремонтно-механического участка, а с лета 2021-го – инженер технического отдела.
Проявляет себя парень не только на работе. Хорошие знания географии родного края продемонстрировал и на районном турнире по скоростной сборке спилс-карты Беларуси. Вместе с коллегами из дистанции пути, техником производственного участка № 2 Викторией Калиновской и инженером производственно-технического отдела Александром Дубровским за 19 минут правильно собрал карту нашей страны, состоящую из 118 районов, и завоевал бронзу. Сергей входит в состав команды от предприятия при участии в интеллектуальных играх. Также выступал в сборной узла, которая на отделенческом этапе заняла 2-е место.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика