Январь
Пн
13
2025

Безопасность движения – под контролем

Важную роль в обеспечении бесперебойного и безопасного движения поездов играют устройства сигнализации, централизации и блокировки. Коллектив КИПа СЦБ Лидской дистанции сигнализации и связи отвечает за исправное функционирование более 70 тыс.(!) из них. И делает это успешно. В минувшем году специалисты выполнили свыше 22 тыс. проверок.

Электромеханик Вероника Янушко проверяет параметры приборов

Конденсаторные блоки, выравниватели, предохранители, разрядники различных видов, всевозможная бесконтактная и аппаратура частотного диспетчерского контроля (ЧДК), реле, блоков и многое другое. Перечень устройств, с которыми работают железнодорожники, не просто широкий, он огромный. И все шаги электромеханики и электромонтеры КИПа СЦБ должны знать назубок. А это десятки параметров и масса схем, плюс огромная ответственность, так как цена ошибки велика. Уделяя основное внимание качеству и точным настройкам, со своей задачей коллектив справляется успешно, что подтверждает безотказное функционирование обслуживаемой аппаратуры.
– Основная наша задача – проверка, периодичность которой, как и технология, зависит от типа приборов: у одних может быть год, у других – 20 лет. Время выполнения также разное – от двух до 10 часов, – рассказывает старший электромеханик КИПа СЦБ Павел Лепеша. – Устройства поступают сразу к электромонтерам, которые их вскрывают, чистят, а затем передают электромеханикам. Часть из них непосредственно отвечает за наладку приборов, другие за приемку, включающую проверку всех параметров. Кроме того, есть электромеханики, которые занимаются только контактной или бесконтактной аппаратурой. Если после регулировки параметры соответствуют норме, прибор закрывается, пломбируется и отправляется на линию для установки. Такая технологическая цепочка гарантирует долговечность и надежность работы техники и, соответственно, безопасность движения. Также наши специалисты ремонтируют устройства, если в ходе их проверки выявляются неисправности.

Старший электромеханик Павел Лепеша

На контроле у железнодорожников и средства индивидуальной защиты. Это, например, электроизолирующий инструмент и аналогичного типа перчатки, проверка которых осуществляется раз в год и раз в шесть месяцев соответственно.
– Особенность тестирования заключается в том, что оно выполняется под повышенным напряжением, поэтому для его проведения у электромехаников должна быть четвертая группа допуска по электробезопасности, – отмечает Павел Лепеша. – Чтобы получить допуск, необходимо сдать экзамен. Первое испытание специалисты проходят при приеме на работу, по результатам которого присваивается вторая группа по электробезопасности. Спустя определенное время необходимо сдать экзамен на третью и четвертую.
Для испытаний электроизолирующих перчаток применяется новаторская идея специалистов КИПа СЦБ. Внедрено в производство и их рационализаторское предложение по оборудованию рабочего места для механических испытаний приставных лестниц и стремянок, используемых не только в дистанции, но и на других предприятиях Барановичского отделения. Приспособление эффективно и просто в использовании.
Первоначально лестницы и стремянки осматривают на предмет трещин, сколов, других дефектов и устанавливают на площадку испытательного стенда. Затем к одной из ступенек с помощью специального захвата присоединяется трос, связанный с динамометром. Далее на стенде производится натяжение троса до показания 1,2 кН. В таком положении испытание проводится в течение двух минут. Тетивы приставных лестниц и стремянок испытываются под нагрузкой 2 кН. Если повреждения не выявляются, лестница или стремянка пригодна для использования. В противном случае сначала устраняют обнаруженные изъяны, после чего конструкции отправляют на повторное испытание.
– Проверка приставных лестниц и стремянок проводится раз в год и является обязательной в соответствии с требованиями по охране труда, – рассказывает Павел Лепеша. – Самостоятельно мы начали ее выполнять с 2016-го. До этого их контроль проводился с привлечением сторонних организаций, поэтому внедрение нашего приспособления имеет не только практическую пользу, но и экономический эффект. Как и проверка электроизолирующих перчаток или инструмента с электроизолирующими ручками, а также монтерских когтей и предохранительных поясов, испытания которых проводим и для других структурных подразделений отделения.

Электромеханик Юлия Побылец за регулировкой блока ВД-62

В этом списке и светофорные лампы. Их проверка, пожалуй, один из самых красивых процессов: на специальном стенде зажигается одновременно около двух десятков осветительных приборов.
– Внешне они похожи на обычные лампочки, но отличия есть: имеют две нити (основная и резервная) вместо одной, мощность 15 Вт или 25 Вт, – отмечает электромеханик Вероника Янушко. – На обжиг каждой из лампы отводится 20 минут. В течение этого времени мы следим за фокусировкой, чтобы не было таких внешних дефектов, как потемнение колбы и не только. Возможны случаи перестановки местами основной и резервной нитей. При перегорании первой, время работы которой рассчитано на 2 тыс. часов, устройство автоматически переходит на резервную, что позволяет обеспечить бесперебойное функционирование светофоров.
В отличие от светофорных ламп «дублерами» основных элементов могут похвастаться немногие приборы. Если при проверке параметров, в первую очередь напряжения и частоты камертонного генератора ГКШ-5, предназначенного для передачи с перегона на станцию по кабельной или воздушной линии связи информации о состоянии блок-участка и неисправностях на сигнальной точке, будет допущена, например, малейшая погрешность, сигнал не пройдет. Случится сбой, устройство начнет работать неправильно, из-за чего может нарушиться работа всей линии. Поэтому проверки и другие виды контроля, выполняемые специалистами КИПа СЦБ, требуют большого профессионализма, повышенного внимания и ответственности, крепких знаний, аккуратности и логического мышления. Лидские железнодорожники обладают всеми необходимыми качествами.
Коллектив преимущественно женский и молодой (средний возраст – 30 лет). Все специалисты с высшим или средним специальным образованием и не собираются останавливаться на достигнутом – активно совершенствуют свой профессиональный уровень. Некоторые уже имеют степень бакалавра, многие повышают свой квалификационный разряд. Например, Вероника Янушко, выпускница БелГУТа, имеет категорию электромеханика-приемщика.

Электромеханик Вероника Янушко выполняет проверку светофорных ламп

– Я проверяю приборы других электромехаников, имею право единолично проводить их контроль, за что несу персональную ответственность. Это не пугает, а наоборот, так как это очень интересно и нужно. К тому же отличное знание «начинки» приборов помогает и в жизни: могу спокойно починить сама чайник или фен, – с улыбкой отмечает Вероника.
В Лидской дистанции сигнализации и связи девушка трудится пятый год. Родом она из населенного пункта Бенякони, что в 44 км от Лиды. Железнодорожную отрасль выбрала за стабильность, надежность и популярность. А из специальностей пришлась по душе «автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте».
– Первое время было сложно, не хватало практического опыта, с приобретением которого, а также ценных знаний, очень помог мой наставник – электромеханик Виктор Глебов. Он учил делать все без ошибок и суеты. Также важно любить выбранное дело. Наша работа к этому располагает, ведь она очень увлекательная, – говорит Вероника. – Я, например, взаимодействую с бесконтактными приборами: конденсаторными блоками, генераторами, трансформаторами, светофорными лампами, предохранителями, различными датчиками и не только. Устройств крайне много.
И каждое имеет особый способ проверки: с помощью стенда, собранной схемы или специальных инструментов. Или, к примеру, микросхема. Выяснить причину ее неисправности – для меня это своего рода вызов, возможность решить непростую задачу, а это очень интересно.

Электромеханик Наталия Трахимчик проверяет блок М2 на измерительном аппаратно-программном комплексе ИАПК РТУ Б60

Воодушевление и горящие глаза девушки, которая так увлекательно рассказывает о своих профессиональных обязанностях, не оставляет никаких сомнений в том, что она нашла дело по душе. В Лидской дистанции сигнализации и связи Вероника встретила и будущего супруга, который также трудится здесь электромехаником. Сергей пришел за прибором, которым нужно было заменить устройство, выработавшее нормативный срок службы. Так и познакомились. Спустя год поженились.
Таких романтических историй в «биографии» Лидской дистанции сигнализации и связи немало. Как и специалистов, которые дорожат своим делом, профессией и готовы учиться новому каждый день. В их числе и коллектив КИПа СЦБ, обеспечивающий надежную и бесперебойную работу устройств. А значит, и безопасность движения всегда под контролем.

Анастасия
МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика