Май
Чт
15
2025

Дефектоскописты показывают класс

Хорошая теоретическая подготовка и умение видеть «насквозь». Лучшего дефектоскописта по магнитному и ультразвуковому контролю вагонного хозяйства Белорусской магистрали определили на конкурсе профессионального мастерства. Мероприятие состоялось в Барановичском подразделении Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.

Римма Севрук (Могилевское вагонное депо)

Участие в подобном состязании – двойная ответственность. Если раньше за почетное звание боролись железнодорожники из всех вагонных депо, то последние пару лет – лучшие специалисты не только на своих предприятиях, но и в отделениях.
В этом году претендентов на победу оказалось лишь четверо – по объективным причинам представители Барановичского и Витебского отделений не смогли присутствовать на дорожном конкурсе. Несмотря на это, путь к победе у всех выдался тернистым. Но дома, а точнее, в своей альма-матер, как говорится, и стены помогают. Барановичское подразделение – единственное, где готовят специалистов по магнитному и ультразвуковому контролю для Белорусской железной дороги. И лишь здесь дефектоскописты, которые каждые два года проходят двухнедельные обучающие курсы, могут повысить свою квалификацию до 5-го или 6-го разряда. Поэтому каждый участник состязания был хорошо знаком конкурсной комиссии под председательством заместителя начальника службы вагонного хозяйства по технической политике Александра Динкевича. В ее состав также вошли начальник подразделения Ольга Ходор и преподаватель Анна Дременкова, старший ревизор дорожный по безопасности движения поездов службы вагонного хозяйства Александр Гогулан.

Проверить знания, понять, на что способен

Отлично знают друг друга и практически все специалисты по неразрушающему контролю, благодаря чему на состязании царили дружеская атмосфера и здоровая конкуренция. При этом соотношение новичков и опытных претендентов на звание лучшего по профессии оказалось равным. Например, представитель Жлобинского вагонного депо Дмитрий Пашковский им уже становился в 2018 году. Победить молодой человек хотел бы и во второй раз. В профессии он семь лет.
– Одним из важных и запоминающихся этапов за это время стало обучение здесь, в Барановичском подразделении Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.
Я получил крепкие знания, приобрел новые знакомства, – отмечает Дмитрий. – Работа дефектоскописта очень важная, ответственная, поскольку речь идет о безопасности движения поездов, а также интересная. Процесс обнаружения дефектов – именно этим она меня и привлекает. А из всех методов контроля больше импонирует магнитопорошковый. На мой взгляд, он наиболее достоверный и эффективный. Конкурс – хорошая возможность проверить себя и свои знания, понять, на что способен.
В трудовой биографии представителя вагонного депо Брест Артема Семенюка подобное испытание уже четвертое. На дороге он работает с 2009-го. Нынешнее состязание проходит в новом статусе – дефектоскописта 6-го разряда (экзамен сдал в январе 2023 года). Наивысшая квалификационная категория и у Евгения Апаля из Молодечно. В профессии молодой человек седьмой год, начинал слесарем. К слову, более десяти лет в этой должности в рефрижераторном вагонном депо трудится и отец собеседника Александр Аркадьевич. Он и посоветовал сыну присмотреться к железной дороге.

Дмитрий Пашковский (Жлобинское вагонное депо)

– Прислушался и не жалею. Как и о том, что решил попробовать себя в области неразрушающего контроля. Это очень увлекательный процесс, особенно с применением ультразвукового метода. Нередко ощущаю себя врачом – специалистом по УЗИ, – с улыбкой признается Евгений и с ностальгией добавляет: – Кажется, только вчера здесь учился на дефектоскописта, а уже шесть лет прошло. И вот в очередной раз я в Барановичском подразделении, но не как студент, а как участник дорожного конкурса профессионального мастерства. В моей практике он первый, однако волнения не испытываю и перед более опытными коллегами не пасую. Домой хотел бы вернуться с победой.
В числе дебютантов конкурса и представительница Могилевского вагонного депо Римма Севрук – железнодорожница в третьем поколении. Свой выбор в пользу магистрали, как когда-то дедушка, отец, еще и супруг, она сделала более шести лет назад. За это время девушка получила 6-й, высший, разряд. В минувшем году продемонстрировала достойный уровень мастерства по итогам проверки квалификации по программе «Контроль механических свойств и дефектов металлов, сплавов и сварных соединений», организатором которой выступил Белорусский государственный институт метрологии. Какие результаты будут по итогам нынешнего состязания, загадывать не берется. Говорит, что конкурс покажет. Что ж, пора начинать!

На каждый вопрос – одна минута

Профессионализм дефектоскопистов жюри оценивало по результатам двух уже ставших традиционными испытаний – теоретического и практического. Первое включало компьютерное тестирование, состоящее из четырех блоков и 185 вопросов, из которых 35 касались вихретокового метода контроля, 50 – ультразвукового и магнитопорошкового, а также охраны труда. Последовательность решения тестов участники выбирали сами. На обдумывание каждого вопроса – одна минута. «Помните про время, но дочитывайте предложения до конца. Иногда поспешность ведет к неверному ответу», – напутствовал конкурсантов заместитель начальника службы вагонного хозяйства Александр Динкевич. К слову, узнать свой результат, а также посмотреть и проанализировать ответы, увидеть, где допущена ошибка, участники могли после завершения испытаний.

Работник вагонного депо Брест Артем Семенюк выполняет второе практическое задание – контроль стопорной планки

От чего зависят плотность и распределение вихревых токов, что приводит к ложным показаниям настроенного дефектоскопа, какие работы запрещены со стремянок и приставных лестниц? Одним из первых на эти и многие другие вопросы ответил Евгений Апаль (Молодечно), который отлично справился с теоретической частью конкурса – 299 баллов. А их наибольшее количество по результатам тестирования удалось набрать Римме Севрук (Могилев) – 308.
– В целом все участники продемонстрировали хороший уровень теоретической подготовки, – подводя итоги первого испытания, отметил Александр Динкевич. – Однако есть небольшие пробелы в знаниях, которые касаются вихретокового метода контроля. Их необходимо восполнить, так как на несколько вопросов практически никто не ответил верно. Например, как изменяется удельное электрическое сопротивление материалов с повышением температуры? Тестирование – это лишь часть конкурсного испытания. Оценивать мы будем результат в комплексе.

Контроль – на высшем уровне

И вот конкурсанты уже в лаборатории неразрушающего контроля и готовы приступить к практической части, состоящей из двух заданий. Их выполнение участники начинают одновременно. Первым делом с помощью ультразвукового дефектоскопа им предстояло провести настройку браковочной чувствительности для контроля осей колесных пар (при текущем, среднем или капитальном ремонтах вагонов) или их цельнокатаных колес (при среднем ремонте). Следующий шаг – контроль деталей подвижного состава: тягового хомута и его клина, стопорной планки и внутреннего кольца подшипника в свободном состоянии магнитопорошковым методом. Не менее важная задача испытаний – выявление дефектов и правильное заполнение технологической карты.
«Точность обнаружения всех дефектов зависит от правильности настройки прибора и выполнения операций. Именно это мы и будем оценивать в первую очередь», – отметил Александр Динкевич, который вместе с другими представителями конкурсной комиссии внимательно следил за соблюдением технологии проведения контроля.
Особую сосредоточенность и внимательность на этом этапе продемонстрировали Римма Севрук (Могилев) и Евгений Апаль (Молодечно). Именно им удалось выявить все дефекты узлов и деталей. В итоге в личном зачете каждого из железнодорожников оказалось по 20 баллов. Отстали от лидеров Дмитрий Пашковский (15) и Артем Семенюк (14). Так кто же стал лучшим?
– Нынешний конкурс показал, что уровень мастерства специалистов по неразрушающему контролю достаточно высок. Вы продемонстрировали хорошие результаты как в теоретической части, так и на практике, что очень радует. Ведь от того, насколько профессионально дефектоскописты выполняют свою работу, зависит безопасность движения, – подчеркнул Александр Динкевич, подводя итоги состязания. – Всех вышедших в финал можно с уверенностью считать лучшими, на вас следует равняться. Всегда используйте весь свой багаж знаний и умений в работе, делитесь опытом с молодыми специалистами. Желаю всем успехов в профессиональной деятельности и ждем на следующем конкурсе.
Победу же праздновала представительница Могилевского вагонного депо Римма Севрук (328 баллов). На втором месте – работник рефрижераторного вагонного депо Молодечно Евгений Апаль (319). На третьем – Дмитрий Пашковский из Жлобина (292). Замкнул четверку сильнейших брестчанин Артем Семенюк (272).

Евгений Апаль (рефрижераторное вагонное депо Молодечно)

Лучшая на Белорусской магистрали

– Результатами в целом довольна. Стать первой, безусловно, приятно, – признается лучший дефектоскопист по магнитному и ультразвуковому контролю Белорусской магистрали Римма Севрук. – Эта работа очень интересная, поскольку необходимо видеть насквозь своего «пациента», чтобы вовремя определить все его «болезни». За шесть лет я обнаружила немало дефектов, причем самых разных. Но больше всего запомнился случай, когда не прозвучивалась ось колесной пары. Это означало, что структура металла неоднородна – колесная пара ремонту не подлежит. Из всех методов контроля больше всего мне импонирует ультразвуковой, который позволяет заглянуть вглубь и найти все, что скрыто. Порой на это нужно потратить немало времени, поэтому наша работа требует усидчивости, терпения и внимательности. Также в числе главных составляющих качественного неразрушающего контроля – добросовестность и ответственность. А секрет победы в конкурсе профессионального мастерства, на мой взгляд, кроется в постоянном совершенствовании уровня знаний и оттачивании практических навыков. Именно это помогает стать лучшим, пожалуй, в любой профессии.

Анастасия
МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика