Листая армейские альбомы
Так сложилось, что чисто армейский праздник со временем стал восприниматься как мужской, как символическое напоминание о необходимости защищать свою страну, город, семью, заботиться об их благополучии. Традиционно в этот день в центре внимания те представители сильного пола, которые честно отдали долг Родине, получили важный жизненный и профессиональный опыт. Сегодня работники и ветераны магистрали вспоминают свои армейские будни.
Виталий ПАНЮШЕНКО, начальник службы перевозок Управления дороги:
– Взаимопонимание, взаимовыручка, умение быстро и четко действовать в различных ситуациях – этому и многому другому меня научила армейская служба. Такие навыки не раз помогали и в дальнейшей работе в хозяйстве перевозок железной дороги. Меня призвали в армию после первого курса МИИТа.
Я поступил именно в московский вуз, так как там экзамены были немного раньше, чем в гомельском БИИЖТе (нынешнем БелГУТе). В 1988 – 1989 годах служил в батальоне связи ракетных войск стратегического назначения. Сначала несколько месяцев провел в учебке в Днепропетровской области Украины. А оттуда в звании младшего сержанта попал в Подмосковье. Служба была не из простых. Требовалось разбираться в особенностях специальной автотехники и устройствах связи, грамотно применять знания на учениях. А их было немало, когда оперативно военная колонна выдвигалась на позиции. Личный состав максимально быстро выполнял развертывание и далее – поставленные задачи.
Я хоть и учился в институте на движенца, но имел представление о работе железнодорожников другого профиля. Такие знания помогли в изучении военной техники и несении службы. А опыт, полученный в армии, пригодился во время учебы в МИИТе и в работе на стальной магистрали.
Максим МАРКОВ, начальник Детской железной дороги имени К. С. Заслонова:
– Я проходил службу в армии в 2014 – 2016 годах после окончания Минского государственного колледжа железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича. Технический профиль образования предопределил и воинскую специализацию: был механиком-водителем БМП-2.
Обучение на Детской железной дороге начинается с азов профессии. А первым этапом моей армейской жизни стал учебный центр в Печах Борисовского района. Было непросто. Но со всем справился. Затем служил в разведывательном батальоне в Минске. Довелось побывать и в других регионах страны.
Одно из самых ярких воспоминаний – участие в учениях, которые совместно с пограничниками проходили неподалеку от Гродно. Тогда из-за требований маскировки жили даже не в палатках, а под временными навесами, сооружаемыми из подручных средств. Костры также разводили таким образом, чтобы они были малозаметны.
Армия научила очень многому: дисциплине, пунктуальности, умению находить общий язык с людьми, сглаживать конфликтные ситуации, взаимодействовать в коллективе для достижения общего результата. Такие навыки очень востребованы и в гражданской жизни. Они помогают успешно работать на стальной магистрали, передавать профессиональный опыт юным воспитанникам малой Белорусской.
– Моя срочная служба проходила в 1993 – 1995 годах в войсках противовоздушной обороны в Борисове. До этого я успел окончить оршанский отраслевой техникум и поработать дежурным по парку на станции Орша-Центральная, а также дежурным по сортировочной горке на станции Степянка. Видимо, с учетом этого меня сравнительно быстро назначили заместителем начальника расчета. Достаточно легко я усвоил информацию об особенностях комплекса, который мы эксплуатировали. Изучил и специфику действий своих коллег по расчету, что было важно для взаимозаменяемости. Успешно справиться с этим помогли приобретенный на магистрали опыт и знания основ нескольких железнодорожных профессий, которые я получил в оршанском техникуме.
Среди самых ярких воспоминаний об армейских годах – комплексные учения, которые проходили на полигоне под Борисовом. В них помимо войск ПВО были задействованы и самолеты, вертолеты, средства радиоэлектронной борьбы. Мы рыли окопы, обеспечивали маскировку техники, а в ходе учебных боев отслеживали по радару авиатехнику, сопровождали ее. Такие действия требуют особой слаженности, скорости принятия решений и четкости. Кроме того, на протяжении всего периода службы ты учишься находить общий язык с разными людьми, помогать друг другу, ценить взаимовыручку. Подобные навыки очень пригодились в профессиональной деятельности, помогают они и в нынешней работе на железной дороге.
– «И в дождь, и в грязь должна работать связь» – эту поговорку из армейского прошлого хорошо помню до сих пор. Была и своя строевая песня, которая звучала в праздники и во время строевых занятий. И у этого есть объяснение. В 1973 – 1975 годах в армии я вместе с сослуживцами обеспечивал связь в ракетных
войсках стратегического назначения. До призыва успел отучиться в Брянском техникуме железнодорожного транспорта и даже немного поработал по специальности в Минской дистанции электроснабжения. Это помогло успешно изучить особенности эксплуатации передвижных пунктов связи. Необходимые навыки оттачивал до автоматизма сначала в «учебке» в Ярославской области, а затем в одной из подмосковных частей.
Служить было непросто, учения проходили регулярно. От нас требовали собранности, дисциплинированности, беспрекословного выполнения приказов. В указанной точке надо было оперативно развернуть комплекс и обеспечить надежную связь. Все чувствовали высокую ответственность и очень старались. К слову, тогда, в 1970-е годы, в Советском Союзе регулярно запускали в космос спутники. И наша часть тоже участвовала в обеспечении связи между пунктами управления.
Для меня армия, как и для многих, стала школой жизни, закалила характер, научила лучше разбираться в людях. С тех пор особенно ценю дружбу, взаимовыручку. Домой я вернулся в мае, накануне Дня Победы. До сих пор ярко помню момент, как во время одного из последних построений пошел дождь. Наш командир поблагодарил нас за службу и сказал, что это, прощаясь с нами, плачет московское небо…
Валерий РУЦКИЙ, заместитель начальника Барановичского отделения – главный ревизор по безопасности движения поездов:
– О службе в армии у меня сохранились только приятные воспоминания. Ее проходил в родных Барановичах, в 8-й радиотехнической бригаде Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Республики Беларусь. Это соединение выполняет важную задачу – обеспечивает надежную охрану воздушных границ нашей страны. Я был водителем – возил первого заместителя командира бригады. Поскольку личный состав несет круглосуточное боевое дежурство по охране воздушного пространства, выезды случались и днем, и ночью. И не только в пределах города, ездили и в различные населенные пункты Брестской и других областей. За три года побывал во многих уголках Беларуси. Первый проходил срочную военную, а потом заключил контракт на два года – тогда как раз появился такой вид службы. До этого я устроился станционным рабочим на станцию Барановичи-Центральные. После завершения контрактной службы вернулся сюда оператором поста централизации, затем трудился дежурным по сортировочной горке. Тогда же сделал окончательный выбор в пользу магистрали и поступил в БелГУТ. Решение оказалось верным, профессиональная деятельность сложилась удачно (Валерий Владимирович является обладателем нагрудного знака «Почетный железнодорожник». – Прим. ред.).
В армии я стал более выносливым, осознал, насколько важно помогать тому, кто рядом, будь то боевой товарищ или коллега. Служба стала хорошей школой жизни, которую должен пройти любой парень, чтобы стать мужчиной. Об этом мне неоднократно говорил и старший брат. Он полковник запаса, 30 лет отслужил в Вооруженных Силах, сейчас заведует Музеем железной дороги в Барановичах. Именно благодаря ему представление об армии у меня сложилось позитивное и даже мысли не было от нее «откосить». Я об этом никогда не пожалел.
Николай ЕСЮЧЕНКО, председатель совета ветеранов Витебского отделения:
– В конце 1965 года мы, парни-выпускники третьей группы Оршанского техникума железнодорожного транспорта, получили повестки в армию.
А уже в начале января 1966-го всех отправили в часть. Курс молодого бойца проходили в учебном центре в Гоже вблизи Гродно. Меня определили в мотоциклетный взвод, где я стал мотоциклистом-разведчиком 20-го отдельного разведывательного батальона легендарной 30-й гвардейской Иркутско-Пинской орденов Ленина, Октябрьской революции, трижды Краснознаменной, ордена Суворова II степени мотострелковой дивизии имени Верховного Совета РСФСР.
Хорошо запомнился первый марш-бросок, который стал проверкой на прочность и помог быстро адаптироваться к армейской жизни. Длился он несколько дней. Тогда стояли февральские морозы, ночевали мы в палатках. Позже участвовали в учениях «Днепр».
В школе младших командиров в Печах экстерном сдал экзамены и получил внеочередное звание сержанта, стал заместителем командира взвода. Большим событием для нас в октябре 1967 года была встреча с первым заместителем министра обороны СССР, маршалом Советского Союза, дважды Героем Советского Союза Иваном Якубовским, который после вручения памятного знамени ЦК КПСС посетил музей боевой славы нашей дивизии.
В 1967-м я стал старшиной роты. В мае 1968-го должен был уволиться в запас, но судьба распорядилась иначе: нашу войсковую часть направили выполнять интернациональный долг в Чехословакию. Вернулся домой только в декабре 1968 года.
Армия – это школа жизни, которая многому учит, воспитывает, делает из юноши серьезного, ответственного человека. За время службы я в прямом смысле слова вырос – на 13 сантиметров! Каждого молодого солдата у нас закрепляли за тем, кто прослужил полтора года. Он следил за физической подготовкой подопечного. Ни о какой дедовщине тогда и речи не шло – все помогали друг другу, относились с уважением.