Держат корни на родной земле
Судьба каждого человека складывается по-особому. Кто-то прочно и навсегда связывает свою жизнь с местом рождения и не покидает надолго родные пенаты. А кто-то не единожды сменяет прописку, в том числе на заграничную. В личной истории начальника станции Верхутино Могилевского отделения Людмилы Гусаровой есть несколько точек на карте, сыгравших значимую роль в ее биографии.
– Деревня Кудиновичи Копыльского района Минской области. Можно сказать, что это моя первая малая Родина, ведь здесь я появилась на свет, – рассказывает Людмила Антоновна. – Это наше родовое гнездо.
Из Кудиновичей были моя бабушка и мама. Вот только я в этой деревне прожила недолго, а потом родители переехали в соседнюю – Жаулки. В Кудиновичах на местном кладбище могилки моих родственников. Неподалеку, рядом с церковью, есть уникальный камень.
На нем высечен крест и имеется углубление, в котором скапливается вода. Она считается целебной – если ею омыть руки, лицо и особенно глаза, то это придает здоровье. Сюда люди приносят цветы, угощения, кладут монетки, просят помощи. Так, раньше считалось, что если у хозяев болеет корова, нужно принести к камню масло или сыр, если свинья – кусочек сала или колбасы. Про этот валун люди знают и приезжают, бывала там и я. Некоторые называют его Святым камнем, Божьим следом, Следом Христа. Рядом есть камень поменьше, по поверью, его почитают как След Богородицы.
К сожалению, сейчас в Кудиновичах осталось всего несколько жилых домов, остальные используют как дачи. А ведь раньше это была большая деревня. Между ней и соседней Солтановщиной когда-то проходила граница с Польшей. Бабушка родила мою маму во время Великой Отечественной войны, и когда фашисты наступали, она с младенцем убежала в лес. Пряталась там одна, так как никто не хотел брать с собой женщину с ребенком на руках – это же такая обуза. Бабушка вспоминала, как ей было страшно одной, малышка плачет, комары буквально заедают. Рассказывала она и про то, как в феврале 1943-го каратели сожгли деревню Жаулки вместе с жителями. Уже из истории знаю, что эта операция против партизан называлась «Праздник урожая-II». Гитлеровцы на рассвете заходили в каждый дом и расстреливали спящих людей. Потом забирали скот, продукты и поджигали дома вместе с убитыми. Тогда в Жаулках было уничтожено более 500 человек и 121 дом. Есть на старом кладбище захоронения погибших – где-то общая могила, а где-то и индивидуальные, куда люди хоронили своих родственников. А после войны те, кто уцелел, возвращались в родное селение и строили новую жизнь. В 1950-е годы на месте нескольких невосстановленных усадеб был основан парк. Его обнесли забором с надписью «Пожарище». Позднее здесь появились памятник и мемориальная доска.
В Жаулки, на мою вторую малую Родину, наша семья переехала из Кудиновичей, где-то в 1968 – 1969 годах. Мне тогда был год или чуть больше. Родители построили там дом, работали в колхозе. Откуда пошло название деревни, я точно не скажу. Местные говорили, будто когда-то здесь было поместье пана Жаула. А может, по названию реки Жаулка – правого притока Выни… Там я выросла, ходила в начальную школу, а продолжила учебу уже в Потейках. Какое же чудесное это было время – детство!
Людей в Жаулках было много, действовала ферма, все работали в колхозе и в город особо не уезжали. Жили, может, и не богато, но весело. На озере ловили рыбу и купались. Леса в наших местах красивые, хотя не очень щедрые на дары. Но грибы были, да какие! Мой дедушка по папиной линии был лесником, все места грибные знал и меня по ним водил. Очень много мы с ним боровичков приносили домой. А самое любимое блюдо, конечно, – картофельная бабка! И, конечно, из печи. Даже сейчас ее вспомнила. Вообще, все, что приготовлено в печи, всегда вкусно – хоть блины, хоть жаркое.
Жили мы очень дружно, всегда были вместе, все делали толокой, как говорится. Может, это детские впечатления, но мне кажется, что раньше люди были проще, дружнее, сосед к соседу ходил запросто, беды и праздники – вместе, одной деревней. А свадьбы какие были шикарные! Длились они по два дня: в первый – сам праздник и гулянья до глубокой ночи, а во второй уже дарили подарки и делили каравай. Музыкальное сопровождение обеспечивали местные музыканты, а чуть позже стали приглашать ансамбль. Помню, его привозили из Копыля и такое веселье было по всей деревне! И танцы в клубе были. Его уже снесли, жителей осталось мало, а друзья детства поразъезжались кто куда. Я тоже уехала учиться, потом работать. Сейчас моя семья – это мама Фаина Ивановна (после смерти папы перевезла ее поближе к себе), сестра Зоя, дочь Анна, сын Александр, внуки Илья и Глеб, а еще… моя работа.
На магистраль я попала благодаря случаю. Двоюродная сестра собиралась поступать в Брестское училище железнодорожного транспорта и ее мама, моя тетя, предложила нам поехать вместе. Я же в то время о железной дороге знала очень поверхностно и понятия не имела, что за профессию собиралась выбрать – дежурный по станции. Но поехала. Нас обеих приняли, и я стала железнодорожницей. А неизвестная на тот момент работа стала делом жизни уже почти как 38 лет.
Окончив училище, в 1985 году по распределению я попала в Могилевское отделение. Работала дежурным по станции Верхутино, а с 1990-го и по сей день возглавляю коллектив. Мы обеспечиваем пропуск грузовых и пассажирских составов. Так, ежедневно здесь проходят три пары поездов региональных линий экономкласса Солигорск – Осиповичи и пара региональных бизнес-класса Солигорск – Могилев.
Вся работа в руках шести человек. Хочу отметить, что делу своему они преданы не один год. Вот, например, дежурный по станции Людмила Бускис в Верхутино уже более 30 лет! Ее коллеги Евгений Баханович и Оксана Метько – 20 и 18 соответственно.
Я же живу неподалеку, так что можно сказать, что на работе круглые сутки. Без преувеличения: ей я отдала душу и сердце! Мне нравится все: и дело, которым занимаюсь, и люди, с которыми общаюсь, и даже свойственная железной дороге дисциплина. Не представляю, как без этого жить, как можно отвыкнуть от ритма магистрали, когда мы столько лет вместе.
Несмотря на то, что начальник станции – должность очень ответственная, Людмила Гусарова говорит о своей работе с большим воодушевлением. Ее многолетний труд отмечен нагрудным знаком «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» ІІІ степени, есть и Почетная грамота Могилевского отделения. Сейчас уже трудно представить, как сложился бы путь Людмилы Антоновны, если бы случай не привел ее на железную дорогу. Если бы не Верхутино, а другая станция… Если бы не Жаулки и Кудиновичи… Но есть все эти слова в ее жизни, есть теплые воспоминания о детстве и хороших людях, есть в конце концов корни, которые так крепко держат на родной земле.
Елена
ВЕТРОВА