Человек особой закалки
Помните легендарный фильм Элема Климова «Иди и смотри»? Эта кинолента о мальчике, ставшем свидетелем нацистской карательной акции и за два дня превратившемся из беззаботного веселого подростка в старика.
В отличие от главного героя ветеран локомотивного депо Лунинец Федор Сахванович, который ребенком увидел ужасы войны, смог сохранить жизнелюбие. Когда началась Великая Отечественная, ему было девять. Недавно Федор Павлович отметил 90-летие.
…В доме Федора и Нины Сахванович спокойно, тепло и уютно. Здесь часто бывают родные (у супругов две дочери, четверо внуков и трое правнуков). Они помогают им по хозяйству и с радостью проводят время вместе.
Все это время семья живет в деревне Лахва, которая расположена недалеко от Лунинца. Этот населенный пункт вошел во всемирную историю еврейского сопротивления. Именно здесь 3 сентября 1942 года произошло одно из первых восстаний сыновей и дочерей Израиля в ходе Второй мировой. Благодаря этой отчаянной попытке выстоять в Лахве выжило намного больше заключенных, чем в других гетто.
Несмотря на то, что годы берут свое, Федор Павлович старается не поддаваться недугам, проявляет бодрость и оптимизм. Тем более, что и поводы есть. Так, в январе нынешнего года супруги отметили 65-ю(!) годовщину свадьбы. Теперь их союз железный!
Как немецко-фашистские захватчики преследовали евреев в еще одном населенном пункте Лунинецкого района (деревне Любань), Федор Павлович знает не понаслышке – он оттуда родом. В тяжелые годы лихолетья ему, тогда совсем еще мальчишке, довелось увидеть и пережить многое. То, как на его глазах убивали ни в чем не повинных людей, не в силах забыть и сейчас. Война забрала и его отца: он погиб в 1945-м, когда до долгожданной Победы оставалось совсем немного. Феде пришлось не только рано повзрослеть, но и стать главной опорой для матери и двух младших братьев. Когда завершилась Великая Отечественная, он окончил восемь классов вечерней школы, отслужил в армии, затем по совету знакомых устроился в тогда еще паровозное депо Лунинец.
– В послевоенные годы жилось трудно, мне нужно было помогать семье, а здесь зарплату платили регулярно. Так и стал железнодорожником, – рассказывает ветеран. – Начинал кочегаром. Вместе с машинистом и его помощником обслуживали сначала паровозы серии ТЭ, после – ЭР и Л (он же «лебедянка»). Интересно, что бригады закреплялись за одним конкретным локомотивом. Всего посменно их работало три. К слову, в отпуск мы уходили все вместе на 27 дней (для железнодорожников с трудовым стажем до года). Более опытные коллеги отдыхали на три дня дольше. На это время нашего «подопечного» отправляли в запас.
Быть кочегаром – дело не из легких, поскольку нужно своевременно подгребать уголь, а его за поездку расходовалось несколько тонн.
С поставленной задачей Федор Павлович справлялся. Его бригада водила грузовые составы в Житковичи, Барановичи и Иваново. Через несколько лет по знакомым маршрутам герой публикации уже ездил в качестве помощника машиниста паровоза. Когда начался переход на тепловозную тягу и на Белорусскую стали поступать новые локомотивы, его с коллегами отправили в Барановичскую дортехшколу на курсы подготовки помощников машинистов тепловозов. Довелось собеседнику трудиться и в маневровом движении, в том числе с обслуживанием локомотива в «одно лицо».
– Поскольку я жил в сельской местности, работал по графику, – рассказывает собеседник. – Иногда отправляли в командировки. Например, в Молодечно водили паровозы серии ЭР на оздоровление. Было чем заняться и в депо: поставить тепловозы на ремонтные позиции в цех, убрать и многое другое. Какие бы задачи ни стояли, выполняли их всегда на совесть. Никогда не жульничали, не воровали, не нарушали дисциплину. Работа нравилась, мы ей жили.
В локомотивном депо Лунинец Федор Сахванович трудился более 30 лет. За эти годы он внес серьезную лепту в воспитание и становление молодого поколения. Неоднократно был поощрен за добросовестное выполнение должностных обязанностей (герой публикации – обладатель значка «Ударник коммунистического труда» и медали «Ветеран труда»).
Честностью, надежностью и ответственностью железнодорожник отличался и в обычной жизни. На него всегда могли положиться родные и близкие. Так, Федор Павлович помог получить профессию младшим братьям, для которых в детстве плел лапти из лозы. «А затем протоптал для них дорогу в жизнь», – с улыбкой говорит ветеран. Не оставил одну и маму, был с ней до последних дней (женщина прожила 97 лет!).
После выхода на заслуженный отдых с магистралью герой публикации не распрощался. Быть в курсе всех событий, происходящих на Белорусской магистрали, ему помогает в том числе отраслевая газета. С родным депо, ставшим для него вторым домом, до сих пор поддерживает тесную связь. Ветеранская и профсоюзная организации предприятия о Федоре Павловиче не забывают, навещают, обязательно поздравляют с праздниками, в том числе днем рождения.
90 лет – красивый, солидный юбилей. Пройден большой жизненный путь. Есть что вспомнить, есть с чем идти дальше.
– Как все было, так вам и рассказал, – подытоживает Федор Павлович. – Судьба у меня не из легких. Детство выдалось очень тяжелым (война – ужасная беда, этого не пожелаю никому), да и потом трудностей хватало – много работал. Но я никогда не жалел, что стал железнодорожником. И если любишь свое дело, то все получается. Я гордился своей профессией и форму носил с честью. Желаю молодому поколению также найти дело по душе и быть преданными своей Родине!
Анастасия МЕЛЕХОВА