Январь
Вт
14
2025

Причины и последствия

Пути совершенствования работы по предупреждению несчастных случаев, не связанных с производством, обсудили участники дорожного совещания под председательством главного инженера магистрали Сергея Новодворского.

В мероприятии, прошедшем в режиме видеоселектора, также приняли участие старший прокурор Управления Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах Дмитрий Ефимов, начальник отдела организации обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта МВД Беларуси Геннадий Ворсо. С основным докладом выступил руководитель службы охраны труда и промышленной безопасности Юрий Гимро. Анализируя ситуацию за прошлый год, он указал на снижение количества случаев травмирования граждан (со 104 до 96) и уменьшение числа пострадавших (на 5 человек). Рост допущен в Могилевском и Барановичском отделениях. Самым травмоопасным остается пристоличный регион: в радиусе 50 км от Минска на объектах магистрали произошло 34 несчастных случая. И эти цифры могли быть больше, если бы не грамотные действия локомотивных бригад, которые, применив экстренное торможение, предотвратили 218 наездов. А ведь за каждым таким фактом – жизнь человека.
Обращаясь к присутствующим, руководитель службы обратил внимание на такую острую социальную проблему, как пьянство, отметив, что она напрямую влияет на уровень непроизводственного травматизма. Согласно статистике, почти 65% пострадавших на магистрали в прошлом году на момент происшествия находились в нетрезвом состоянии, и, следовательно, не могли адекватно оценить риск и отреагировать на опасность. Кроме того, из года в год растет количество случаев, когда железнодорожники совместно с правоохранителями успевают удалить граждан в алкогольном опьянении с объектов магистрали до того, как произойдет трагедия. И эта тенденция не может не вызывать обеспокоенности.
Причиной несчастных случаев, как правило, становятся действия самих пострадавших. В попытке сократить свой маршрут они пересекают железнодорожное полотно в непредназначенных для этого местах, игнорируют информационные знаки и элементарные требования безопасности. Их не останавливает осознание того, что подобное поведение нарушает законодательство и чревато последствиями. Так, по информации МВД, в прошлом году за пересечение железнодорожных путей в неустановленном месте сотрудники органов внутренних дел привлекли к административной ответственности более 3,8 тыс. человек.
К сожалению, четверть всех пострадавших были травмированы на пешеходных переходах, имеющих необходимую информационную среду. При этом половина из них находилась в состоянии алкогольного опьянения. Молодежь, как правило, проявляла недопустимую беспечность – использовала наушники, отвлекалась на мобильные телефоны и другие гаджеты при пересечении путей.
Переходя к профилактике, Юрий Александрович перечислил организационно-технические мероприятия, реализованные на дороге в 2022 году. В частности, было возведено порядка 160 погонных метров ограждений, построено 8 пешеходных переходов, еще 97 таких объектов прошли капитальный ремонт. Кроме того, обновили 8 пассажирских платформ, 48 железнодорожных переездов и 225 метров ограждений. Установили 12 турникетов и 1,2 тыс. информационных знаков (еще почти 300 привели в порядок). Улучшили освещение на 191 пассажирской платформе и 84 переездах (еще на 13 уложили резиновое покрытие, на 51 – железобетонное. Заасфальтировали, либо провели ямочный ремонт проезжей части на 277 переездах. Служба охраны труда и промышленной безопасности совместно со специалистами отделений дороги определила единую форму предупредительных надписей для нанесения на твердые поверхности пассажирских платформ, пешеходных дорожек, в местах их сопряжения с переходами через пути. Кроме того, в 2022 прошли акции «Дети и безопасность», «Стоп – неверный шаг». Работники магистрали приняли участие в проведении Международного дня безопасности на железнодорожных переездах. Вместе с правоохранителями провели более 7,3 тыс. рейдов, отработали почти 1,2 тыс. объектов железнодорожной инфраструктуры, удалили с них 462 гражданина с признаками опьянения.

В трудовых коллективах и учреждениях образования организовали свыше 6,8 тыс. выступлений по вопросам соблюдения правил безопасности на магистрали (аудитория составила 392 тыс. граждан, из которых 302 тыс. – несовершеннолетние).

Кроме того, в СМИ, на официальном сайте Белорусской магистрали и в социальных сетях регулярно размещались тематические статьи. На вокзалах, в поездах осуществлялось дополнительное информирование пассажиров о мерах безопасности на объектах железнодорожного транспорта. Создан новый рекламный видеоролик «Этот трек может стать последним», который также будет активно использоваться в решении задач по профилактике непроизводственного травматизма. В текущем году информационная работа продолжится, основной упор предполагается сделать на детские учреждения образования. И в этой связи назрела необходимость в создании на БЖД собирательного образа положительного героя (по аналогии с Аркадием Паровозовым у ОАО «РЖД»), который бы прививал подрастающему поколению правила поведения на объектах магистрали и широко использовался в социальной рекламе.
Действенной мерой по сокращению случаев перехода железнодорожных путей в неположенном месте и, как следствие, снижению уровня травматизма Юрий Александрович назвал увеличение нижнего предела штрафа, предусмотренного законодательством. Он призвал представителей Генпрокуратуры и МВД поддержать внесение соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях.
Позицию службы охраны труда и промышленной безопасности одобрил главный инженер дороги Сергей Новодворский. Он отметил, что в целом в ушедшем году была проделана большая работа по предупреждению непроизводственного травматизма. И ослаблять ее нельзя. При создании новых информационных продуктов важно четко определить целевую аудиторию (молодежь, люди пенсионного возраста и т. д.), чтобы максимально повысить эффективность социальной рекламы. «Мы должны достучаться до каждого!» – подчеркнул Сергей Александрович. Он также обратил внимание на тот факт, что благодаря развитию каналов самообслуживания на магистрали многие пассажиры сегодня минуют этап посещения вокзала. Следовательно, нужно проанализировать способы информирования граждан и места размещения листовок и плакатов, внести необходимые корректировки.

Представитель Генпрокуратуры Дмитрий Ефимов призвал железнодорожников обратить пристальное внимание на профилактическую работу с несовершеннолетними и лицами пенсионного возраста, поскольку данные категории входят в группу риска. Особую актуальность тема приобретает с открытием дачного сезона и началом школьных каникул.

Геннадий Ворсо, как представитель правоохранительных органов, также подчеркнул важность профилактической работы по снижению уровня непроизводственного травматизма. Одно из действенных ее направлений – удаление нетрезвых граждан с объектов магистрали, пока они не стали причиной опасной ситуации. В этой связи, по мнению Геннадия Анатольевича, следует усилить взаимодействие работников транспортной отрасли на местах и МВД, чтобы сигнал о появлении подобных личностей на станции или переезде поступал как можно раньше. Это может спасти чью-то жизнь.

Инга
МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика