Отработали на практике
На станции Минск-Сортировочный прошло совместное тактико-специальное учение по тушению пожаров и ликвидации других чрезвычайных ситуаций на объектах транспорта и коммуникаций. Его организовало Минское городское управление МЧС при участии работников предприятий столичного железнодорожного узла.
По легенде, в процессе формирования железнодорожного грузового состава произошло повреждение вагона-цистерны с нефтепродуктами с последующим его загоранием на площади 80 кв. метров. На соседнем пути в это время находился пассажирский поезд. В одном из его вагонов пострадали два пассажира, а также работник Минского вагонного депо, находившийся возле цистерны с бензином. Возникла угроза распространения огня на соседние цистерны и пассажирский поезд.
Штаб ликвидации чрезвычайной ситуации возглавил начальник отдела службы и боеготовности подразделений столичного управления МЧС Сергей Федорцов. Он отметил, что основными задачами тактико-специальных учений являются проверка готовности и отработка действий дежурного персонала объекта при возникновении ЧС, а также совершенствование навыков работы руководящего состава подразделений гарнизона на пожаре и действий личного состава подразделений МЧС.
В состав штаба также вошел начальник пожарного аварийно-спасательного поезда на станции Минск (далее ПАСП) столичного отделения дороги Александр Еж. Он осуществлял координацию действий спасателей-пожарных ПАСП и служб МЧС, принимавших участие в ликвидации аварийной ситуации. На место также прибыли заместитель начальника станции Минск-Сортировочный Валерий Демчук, заместитель начальника общетехнического отдела столичного отделения Вадим Седуков и ведущий инженер отдела Сергей Сапоненко.
Станционный диспетчер сообщил об аварии с вагоном, в котором находился опасный груз, дежурному по Минскому отделению. Тот в свою очередь передал поступившую информацию в экстренную службу МЧС по телефону 101. На место в оперативном порядке выехали ближайшие подразделения МЧС, а также ПАСП на станции Минск и восстановительный поезд Минск столичного отделения дороги. Стрелковая команда на станции Минск-Сортировочный Минского отряда Военизированной охраны Белорусской железной дороги оцепила аварийный участок.
После проведения разведки спасатели вывели из вагона пассажирского поезда двух пострадавших и с помощью носилок эвакуировали железнодорожника. Их в безопасном месте уже ждали представители медицинской службы Республиканского отряда специального назначения МЧС. Затем работники станции Минск-Сортировочный отцепили загоревшуюся цистерну от грузового состава, а поезд был перемещен на безопасное расстояние. В это время спасатели МЧС в теплозащитных костюмах потушили пожар и охладили цистерну с нефтепродуктами. Работники ПАСП на станции Минск приступили к устранению утечки опасного груза путем накладывания бандажа на место повреждения вагона.
По ходу учений также отрабатывали дополнительные вводные, которые усложняли боевую задачу подразделений МЧС. Их определял руководитель учений. В частности, предположили, что во время ликвидации пожара два спасателя-пожарных получили тепловые удары и были эвакуированы с места тушения. Кроме того, произошло повреждение пожарного гидранта. Поэтому была проложена новая магистральная линия, и снабжение водой автоцистерн МЧС стало производиться от цистерны-водохранилища пожарного аварийно-спасательного поезда.
Следующей непредвиденной ситуацией стало повреждение во время пожара еще одной железнодорожной цистерны. В результате произошла ее разгерметизация с последующей утечкой аммиака. Для устранения последствий прибыл автомобиль химической и радиационной защиты МЧС с оборудованием. За это время спасатели оперативно эвакуировали на безопасное расстояние тех, кто участвовал в ликвидации, а также находящихся в близкостоящих зданиях.
Для устранения последствий последнего ЧП спасателям требовалось выполнить ряд задач, в том числе оценить границы зоны заражения, определить безопасное расстояние установки пожарной техники, организовать контрольный пункт очистки и дезинфекции. Для ограничения распространения опасного газа были установлены водяные завесы. Затем спасатели подразделения МЧС приступили к накладыванию бандажа на место повреждения цистерны, после чего течь аммиака была остановлена.
В ликвидации аварийной ситуации было задействовано 13 единиц техники МЧС и 50 спасателей, а также силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций Минского узла Белорусской железной дороги.
На подведении итогов действий спасателей МЧС и БЖД совместное с Минским городским управлением МЧС тактико-специальное учение по тушению пожара и ликвидации чрезвычайной ситуации было оценено как успешное. Нарушений техники безопасности в ходе мероприятия на станции не допущено.
В завершении мероприятия для работников МЧС был проведен ознакомительный показ технической оснащенности ПАСП на станции Минск, продемонстрированы возможности автомобиля Mercedes-Benz Unimog, входящего в формирование восстановительного поезда Минск.
Всеволод ПИЩИК,
начальник штаба гражданской обороны станции Минск-Сортировочный