Сентябрь
Вт
10
2024

Точно по адресу

История телеграфа тесно переплетается с развитием железной дороги. Поэтому современные телеграфисты, как и их предшественники более 150 лет назад, выполняют важную и ответственную задачу – обеспечивают все подразделения магистрали информацией, необходимой для слаженной и безопасной работы многотысячного коллектива, ритмичности перевозок пассажиров и своевременной доставки грузов.

Работа телеграфиста требует усидчивости и предельной внимательности на протяжении длительного времени. Возможно, поэтому с развитием телеграфии на дороге при приеме на эту должность приоритет отдавали именно представительницам прекрасной половины человечества. Ведь не зря, сравнивая мужчин и женщин, говорят, что первые по своей природе спринтеры, а вторые – стайеры.
Наталья Чернядьева (на фото) из Лидской дистанции сигнализации и связи выбрала именно эту профессию. «Ответственность и еще раз ответственность», – так она характеризует специфику своей работы, среди важнейших задач которой – прием, обработка и передача оперативной информации. От этого во многом зависят безопасность и эффективность функционирования стальной магистрали.
– Наша смена длится 12 часов. Работаем и днем, и ночью, в будни и в праздники, – рассказывает Наталья Владимировна. – Зачастую за сутки телеграфисты нашей дистанции обрабатывают несколько тысяч телеграмм.
В процессе передачи информации представители этой профессии – важное звено. Они не просто перенаправляют сообщения, а гарантируют доставку каждому адресату. Для этого используются не только электронные каналы связи, но и факс либо стандартный бумажный носитель, передаваемый по традиционной железнодорожной почте. В каждом таком послании телеграфист фиксирует не только факт отправки, но также время получения и данные адресата.

Из первых уст
Около 36 лет трудилась в Могилевской дистанции сигнализации и связи Татьяна Борисова. Сейчас женщина на заслуженном отдыхе. Работа телеграфиста была сложной и очень ответственной. Но со своими обязанностями она успешно справлялась, были даже победы в дорожном конкурсе профессионального мастерства.
– На магистраль я пришла практически сразу после окончания школы. Посоветовали знакомые, – вспоминает Татьяна Александровна. – Конечно, поначалу было все новое, многое не понимала. Хорошо, что рядом были опытные коллеги. Они помогли разобраться, вникнуть.
В 70-е годы еще не было ни компьютеров, ни электронной почты, ни привычной сегодня копировальной техники. Однако задачи были такими же, как и у современных телеграфистов: получать служебные телеграммы и оперативно доставлять их указанным адресатам.
– Поначалу информация поступала на ленточный аппарат, а позже – на рулонный с перфолентой. Исходящую набирали вручную, а входящую копировали, – рассказывает она. – А разносила телеграммы по железнодорожным предприятиям доставщица, была и такая должность.
Массовое внедрение компьютеров и копировальной техники значительно облегчили труд телеграфистов. Но в их работе по-прежнему важны предельная внимательность и оперативность выполнения задач. От этого зависят безопасность движения поездов и эффективность взаимодействия предприятий магистрали.
– В свое время с появлением кино многие пророчили театру полное забвение. Так и нам, телеграфистам, говорили, что с развитием технологий наша профессия станет неактуальной, – рассуждает Татьяна Борисова. – Но такая работа востребована. И это радует.

– Обычно основной объем работы приходится на дневное время, – рассказывает собеседница. – Но и ночью бывает напряженно. Например, из-за резкого ухудшения погоды или других обстоятельств поступают срочные указания. И мы оперативно доводим информацию до каждого адресата.
Не влияет на загруженность и смена сезонов. Да, зимой иногда немало хлопот со снегоборьбой, очисткой стрелочных переводов. Но с приходом тепла начинается период интенсивных путевых работ, назначения «окон», выполнения задач в полосе отвода. И телеграфисты в таком деле – незаменимы.
Эта профессия – одна из тех, которой не обучают в колледже или вузе. Навыки приобретаются прежде всего в трудовом коллективе, опытные помогают освоиться новичкам. В Лидской дистанции сигнализации и связи среди самых уважаемых наставников – Елена Багинская, которая трудится на своем месте около трех десятков лет. А Наталье Чернядьевой быстро освоить профессию помог прежний опыт на железной дороге. До прихода в дистанцию она трудилась в локомотивном депо Лида оператором поста централизации. Поэтому о разнообразии специальностей и количестве предприятий на стальной магистрали, а также специфике взаимодействия работников она знает не понаслышке. Понимает важность труда телеграфиста и ответственно выполняет свои должностные обязанности.

Руслан АНАНЬЕВ

Телеграфный аппарат Морзе (1900 г.) – экспонат Музея истории БЖД

Экскурс в историю
В XIX веке на заре развития стальной магистрали в Российской империи, в состав которой входила и Беларусь, телеграф был важнейшим средством коммуникации. Работники, которые обслуживали такие линии связи, были очень востребованы и пользовались уважением.

Телеграф и железная дорога возникли независимо друг от друга. Но со временем их существование тесно переплелось. Первый способствовал развитию второй. А магистраль, в свою очередь, дала мощный импульс к совершенствованию технического потенциала данного средства связи.

Форменное обмундирование женщины-телеграфистки образца 1866 г. (копия) – экспонат Музея истории БЖД

Преимущества передачи сообщений телеграфом по сравнению с визуальным способом сигнализации со временем стали очевидны. Первая в Российской империи телеграфная линия, построенная на Царскосельской железной дороге в 1843 году, подтвердила это. Но истинное значение в качестве средства регулирования движения телеграф продемонстрировал на первой магистральной железной дороге, проложенной между Санкт-Петербургом и Москвой. Именно там в 1851 году была пущена в эксплуатацию первая протяженная линия связи. К середине XIX века появились и другие: Санкт-Петербург – Гельсингфорс – Або, Санкт-Петербург – Псков – Динабург – Рига, Санкт-Петербург – Псков – Динабург – Варшава, Санкт-Петербург – Валдай – Тверь – Москва.
Расстояние между станциями составляло от 20 до 25 километров. В работе телеграфисты использовали два вида аппаратов – Морзе и Сименса. Сначала была сделана ставка на подземные линии связи. Затем на смену пришли более надежные воздушные. Отправить поезд на перегон в ту или иную сторону можно было только при получении телеграммы со станции назначения о незанятости перегона, отсутствии встречного поезда или попутно следующего. Все эти действия, их порядковый номер, число и время передачи (получения) фиксировались в станционных журналах, являвшихся документами строгой отчетности. Да и сами телеграммы были документальными сообщениями. Этим занимались дежурные по станции и телеграфисты, а иногда одно лицо совмещало обе эти должности.

Телеграфистка, 2-я половина XIX века

В 1864 году в некоторых регионах Российской империи было решено в качестве эксперимента допустить к такой работе женщин. Они сразу же себя хорошо зарекомендовали. Отчасти этим можно объяснить тот факт, что уже в 1866-м была утверждена форменная одежда для телеграфисток. Описание было следующим: «Пальто из драдедама черного цвета с белыми пуговицами, присвоенными телеграфному ведомству, с желтою по бортам и обшлагам рукавов выпушкою, на воротнике две бархатные петлицы с пуговицами и желтою выпушкою кругом. Пояс из лакированной кожи с пряжкою и телеграфным на оной знаком. На левом плече бархатный черного цвета бант с желтою выпушкою и телеграфным знаком».
Копию такого обмундирования, воссозданного в наши дни, можно увидеть в Музее истории Белорусской железной дороги, действующем в столице в здании бывших касс вокзала станции Минск-Пассажирский. Там же есть еще один очень интересный экспонат – телеграфный аппарат Морзе 1900 года. Он состоит из пишущего приемника, ключа-передатчика, переключателя тока, гальваноскопа, катушки для лент. Все устройства прикреплены к деревянной подставке с лаковым покрытием. В качестве передатчика служил телеграфный ключ (ключ Морзе), которым замыкается и размыкается цепь электрического тока.

Благодарим коллектив Музея истории Белорусской железной дороги ЦНТИ за помощь в подготовке материалов.

Яндекс.Метрика