Декабрь
Пт
06
2024

Дорога для пяти поколений

Белорусская железная дорога по праву гордится своими трудовыми династиями. Глядя на родителей, магистраль выбирают их дети, становясь продолжателями славного, но при этом очень непростого дела.

Накануне 160-летия Белорусской магистрали Маргарите Барышниковой была объявлена Благодарность премьер-министра Республики Беларусь

Начальник отдела по ведению технологической документации и паспортизации устройств СЦБ, связи, ДИСК, КТСМ, САИПС Осиповичской дистанции сигнализации и связи Маргарита Барышникова призналась, что за 34 года работы на железной дороге в правильности своего выбора никогда не сомневалась. Ее прадедушка и прабабушка Ксаверий и Павлина Вассараудзе были путевыми рабочими, их трудовой стаж на двоих составил 60 лет. Семье, в которой было 10 детей, жилось нелегко. Тогда еще никто не знал, что один из сыновей – Бронислав, продолжит дело родителей и придет на магистраль. После школы он поступил в Гомельский техникум путей сообщения. Окончил его и три года работал в Кричеве помощником машиниста паровоза. Хорошо изучив и освоив технику, встал за правое крыло. Довелось ему трудиться также дежурным по депо и техником-нормировщиком.
Великая Отечественная война застала Бронислава Вассараудзе в Могилеве. Отсюда вместе с другими железнодорожниками он был эвакуирован в Курскую область. С 1941-го по 1944 год водил поезда к линии фронта. Десятки раз попадал в непростые ситуации и чудом оставался жив. Бронислав Ксаверьевич был награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и «За трудовое отличие». В мирное время он продолжил работать на магистрали – в отделе локомотивного хозяйства Могилевского отделения, а в 1952 году возглавил локомотивное депо Осиповичи. Вместе с единомышленниками Бронислав Вассараудзе вывел предприятие в число передовых – увеличились скорость движения и вес поездов, выполнялись и перевыполнялись планы по перевозке грузов. Депо получало новые тепловозы, и руководитель вместе с машинистами осваивал эту технику. Коллектив неоднократно выходил победителем соцсоревнования, в том числе среди железных дорог СССР, поддерживал новаторские идеи коллег. Бронислав Ксаверьевич был удостоен знака «Почетному железнодорожнику», награжден орденом Ленина и второй медалью «За трудовое отличие». Сверкал на груди и орден Трудового Красного Знамени. Награды принял как аванс, поскольку всегда говорил, что они – заслуга всего коллектива депо.
Железнодорожник был строг и требователен к подчиненным, но особенно к самому себе. Жил по принципу: на первом месте – работа, на втором – работа, а на третьем – работа и общественная деятельность. Являлся депутатом Осиповичского городского совета депутатов. Имя Бронислава Вассараудзе занесено в книгу «Память» Могилевского отделения. Его трудовой стаж на магистрали составил 53 года!
Вслед за Брониславом Ксаверьевичем из Могилева в Осиповичи переехала его супруга Лидия Романовна. Депутатский мандат облсовета ей пришлось сменить на инструмент электромеханика и вспомнить то, чему когда-то училась на рабфаке. Свою дальнейшую жизнь она связала с Осиповичской дистанцией сигнализации и связи.
Наблюдая за родителями с детских лет, «заболела» стальной магистралью и дочь Светлана. Окончив брестский железнодорожный техникум в 1963 году, она получила направление в Осиповичскую дистанцию сигнализации и связи. Трудилась электромехаником, затем инженером, старшим электромехаником. Награждена медалью «За трудовое отличие» и знаком «Почетному железнодорожнику». Под стать отцу Светлана Брониславовна была человеком скромным и трудолюбивым, любое начатое дело всегда доводила до конца, стремилась к самосовершенствованию. Уже имея должность и уважение коллег, она заочно окончила БИИЖТ. Секретами профессии щедро делилась с молодежью и в том числе со своей дочерью Маргаритой, которая также решила продолжить железнодорожную династию. Девушка поступила в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта, а после его окончания в 1989-м была принята в Осиповичскую дистанцию сигнализации и связи электромехаником. Она уверенно шла вперед, преодолевая новые ступени профессиональной лестницы.
В 2013 году Маргарита Иосифовна возглавила отдел по ведению технологической документации и паспортизации устройств СЦБ, связи, ДИСК, КТСМ, САИПС.
В зоне обслуживания Осиповичской дистанции сигнализации и связи около четырех десятков станций. В обязанности отдела и его руководителя входит разработка инструкций по работе с пультом управления для каждой. Этот документ пошагово определяет оптимальную последовательность действий дежурных в любой ситуации, которая может возникнуть во время движения поездов. Чтобы создать такую инструкцию, нужно четко знать схемы электромеханических коммуникаций, предугадать, где и на каком этапе на технику может повлиять человеческий фактор, продумать способы оперативного исправления возможных неполадок и предусмотреть возможность адаптации оборудования к работе на конкретной станции.
Маргарита Барышникова активно занимается рационализаторской деятельностью. Экономический эффект от внедрения предложений исчисляется десятками тысяч рублей. Ее личный вклад в приспособление устройств СЦБ и связи к работе в условиях движения поездов на электрической тяге переменного тока по участку Бобруйск – Жлобин отмечен Почетной грамотой Белорусской железной дороги. В 2019 году Маргарита Иосифовна была удостоена звания «Лучший рационализатор Белорусской железной дороги». Годы активной трудовой деятельности принесли не одну награду и поощрение. Так, в 2014-м ее фотография украсила Доску почета Могилевского отделения, а в 2016-м она удостоилась знака «Выдатнiк Беларускай чыгункi».
Железнодорожная династия, начало которой положили Ксаверий и Павлина Вассараудзе, продолжается и сегодня. Интересно, что четыре ее поколения связаны именно с дистанцией сигнализации и связи. После окончания БелГУТа в 2014-м году на магистраль пришла дочь Маргариты Барышниковой – Анастасия. В настоящее время она трудится начальником производственно-технического отдела Осиповичской дистанции сигнализации и связи.
– Я всегда знала, что стану продолжательницей трудовой династии, – говорит Анастасия Наливайко. – Стальная магистраль мне нравилась с детства, ведь я часто бывала на работе у бабушки и мамы, все видела своими глазами. Выбирая железную дорогу, понимала, что просто не имею морального права трудиться хуже, чем представители нашей семьи. Я горжусь бабушкой Светланой Брониславовной и до сих пор учусь у мамы Маргариты Иосифовны, которая стала для меня примером неравнодушия, трудолюбия и верности магистрали.

Георгий АЛЕЙНИКОВ

Яндекс.Метрика