Декабрь
Вт
03
2024

Маршруты мастерства

Дорожный конкурс профессионального мастерства состоялся в Гомеле. Звание лучших оспаривали представители десяти массовых профессий цеха эксплуатации локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги.

Машинист электровоза Илья Вершицкий, машинист-инструктор Андрей Новик, помощник машиниста электровоза Денис Денисенко, машинист электропоезда Максим Ковалевич и помощник машиниста электропоезда Василий Курилюк

Флагманом по подготовке машинистов для стальной магистрали сегодня является Дорожный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.
– Поэтому закономерно, что именно в этих стенах уже третий год подряд организуется профессиональное состязание, – отметил в приветственном слове первый заместитель начальника службы локомотивного хозяйства Управления дороги Александр Прихожий. – Среди участников есть настоящие мастера своего дела. Многие уже не новички на таких мероприятиях. Но добиться победы сегодня будет нелегко. Нынешний конкурс сложнее – изменился формат теоретического задания, поэтому соберитесь и покажите достойный уровень знаний, умений и психологической подготовки. От этого в конечном итоге зависит ваш результат на соревнованиях, а в жизни – безопасность движения поездов.
Вспомнить теорию и навыки повседневной работы, справиться со сложными, но интересными заданиями в первый день предстояло машинистам тепловозов и дизель-поездов, их помощникам и техникам по расшифровке лент скоростемеров и электронных носителей информации. Победителей определяли по результатам трех этапов: компьютерное тестирование, теоретическое и практическое задания. Контрольные испытания, разработанные специалистами службы локомотивного хозяйства, Дорожного центра, охватывали широкий спектр тем. За действиями участников наблюдали также опытные работники магистрали.

Письменное задание

Задачи поставлены серьезные. Не без волнения машинисты дизель-поезда приступают к первому испытанию. В компьютерном классе – полнейшая тишина. Участники сосредоточены, напряжены, внимательно вчитываются в задания.
48 тестовых вопросов составлены таким образом, чтобы проверить знание Правил технической эксплуатации железной дороги в Республике Беларусь.
– В среднем для каждого ответа требовалось по 30 секунд. Такой напряженный режим тестирования вполне закономерен: в рейсе машинисту и его помощнику необходимо максимально быстро принимать верное решение, – отметил машинист дизель-поезда локомотивного депо Гомель Сергей Мальцев, занявший первое место в своей номинации. – На стальной магистрали я работаю десять лет, машинистом – с 2016 года. Решать проблемы в нестандартной ситуации доводилось. Хорошо, что нечасто. Но к подобным и другим неожиданностям нужно быть готовым всегда.
Пока машинисты проходили компьютерное тестирование, их помощники искали «заложенные» на тренажере дизель-поезда неисправности. Следует отметить, что все участники находились в равных условиях. Так, для конкурсантов, работающих на разных сериях дизель-поездов, практическое задание было организовано на двух тренажерах – ДДБ и ДР1А.
– Организаторы очень постарались, чтобы нас максимально загрузить. Но для меня, как и для моих коллег, такая проверка будет очень полезной, – уверен представитель локомотивного депо Осиповичи Филипп Ващенко, занявший первое место. – Предельное внимание и собранность – главное в моей профессии. Поэтому справился с волнением и показал достойный результат. А еще не хотелось расстраивать отца. Он много лет работает машинистом электровоза. Я им горжусь, а он, надеюсь, мной!
Машинистам тепловозов и их помощникам во время практического задания также необходимо было условно привести подвижной состав в движение на учебном тренажере – в аппаратной камере тепловоза 2М62УК. Все конкурсанты справились с устранением «помех». Меньше минуты потребовалось помощнику машиниста тепловоза локомотивного депо Осиповичи Сергею Черепко, чтобы обнаружить неисправности, мешавшие движению. Высокий уровень мастерства и знаний он демонстрирует не первый раз. Победу в своей номинации праздновал также два года назад.

Во время практического этапа

А вот для лучшего машиниста тепловоза Евгения Судаленко из Витебска самым интересным стало письменное теоретическое задание.
– Нужно было перечислить наименование деталей узла локомотива, изображенного на экзаменационном листке, – рассказал Евгений. – Такой формат проверки знаний на состязании впервые. И, возможно, этот неожиданный момент повлиял на итоговый результат других участников. Но ведь дорожный конкурс профессионального мастерства собрал асов в своем деле. Поэтому и уровень заданий был соответствующим.
Работа техников по расшифровке скоростемерных лент и электронных носителей – важное звено в цепочке обеспечения безопасности движения поездов. Своевременно выявленные ими ошибки и нарушения, допущенные локомотивными бригадами во время ведения поезда, позволяют машинисту-инструктору наиболее оптимально проводить техническую учебу и обратить особое внимание на определенные моменты. Свою компетенцию техники продемонстрировали при расшифровке фрагмента скоростемерных лент и анализа действия машиниста.
Наталья Покрушинская в профессии уже 17 лет и за это время «разгадала» по цветным графикам сотни тысяч километров маршрутов поездов. Однако, признается, к выполнению практического занятия приступала с волнением.
– Работа с инструкциями и скоростемерными лентами – это наши обязанности, – говорит собеседница. – Но на конкурсе мы жестко ограничены во времени, рядом опытнейшие соперники. Так что профессиональные состязания выявляют действительно лучших.
Во второй конкурсный день за победу боролись работники локомотивного хозяйства, занятые в движении электропоездов и электровозов. Своих участников представили локомотивные депо всех отделений дороги за исключением Витебского, где нет электрифицированных участков.
Все они прошли компьютерное тестирование и выполнили теоретическое задание. А вот практические испытания у групп были разные. Машинистам электровоза и их помощникам необходимо было обнаружить заложенные на тренажере (высоковольтной камере электровоза ВЛ80С) неисправности.
– Соперничество было достаточно острым, много достойных конкурентов, тем приятнее было занять первое место. Конечно, я усиленно готовился к конкурсу, повторял конструкцию узлов электровоза, освежил в памяти должностные инструкции, – подчеркивает машинист электровоза локомотивного депо Молодечно Илья Вершицкий, занявший первое место. – Но, думаю, решающую роль в достижении победы сыграл достаточно серьезный опыт работы, ведь я вожу электровозы уже почти 10 лет.
С ним согласен и самый молодой участник конкурса – помощник машиниста электровоза гомельчанин Денис Денисенко. Считает, что такие конкурсы «бодрят» и заставляют при подготовке еще раз проверить и усовершенствовать знания. – Локомотивная бригада в пути должна быть готова к любым неожиданностям, в том числе и к отказам техники. Но лучше если неисправности, пусть и из категории стандартных, будут искусственно созданными, – отмечает собеседник.

Победители первого конкурсного дня с представителями жюри

А вот для машинистов электропоездов и их помощников практическое задание оказалось интереснее. Им необходимо было привести в рабочее состояние действующий электропоезд ЭР9, стоящий на путях локомотивного депо Гомель. Лучше всех на этом этапе справились брестчане – машинист электропоезда Максим Ковалевич и помощник машиниста электропоезда Василий Курилюк. За отведенное время коллеги «реанимировали» подвижной состав, и по результатам трех этапов оба заняли первые места в своих номинациях.
– В нашем деле ключевое значение имеют опыт и глубокие теоретические знания, – уверен Максим Ковалевич. – Именно благодаря им достигается профессиональное мастерство. В конкурсе принимаю участие третий раз, но первое место занял впервые. Конечно, волновался, но в своих силах был уверен. К слову, с Василием мы ездили в одной бригаде.
И я искренне рад за него. Тем более, он недавно получил права на управление электропоездом. Можно сказать, еще раз сдал экзамен: то же волнение, те же напряженные минуты ожидания результата и большая радость от успеха.
Теоретическую подкованность машинистов-инструкторов оценивали также в три этапа: компьютерное тестирование, письменные ответы на вопросы, оценка знаний терминологии и названий деталей узлов локомотива. С отрывом лидировал машинист-инструктор локомотивного депо Витебск Андрей Новик. На итоговый результат железнодорожник с 25-летним стажем поездной работы реагирует спокойно.
– А как же иначе? В моем подчинении несколько десятков машинистов и их помощников, и за каждого я в ответе. От качества проведенных мною технических занятий зависит их поведение в нестандартной ситуации, – уверен собеседник. – К локомотивным бригадам с каждым годом требования возрастают. Подвижной состав постоянно обновляется, управление им требует новых знаний. Поэтому машинист должен непрерывно совершенствовать свое мастерство. Собственно говоря, сам характер профессии предполагает безостановочное обучение, практически до последнего дня работы в должности.
Подводя итоги конкурса, представители жюри отметили, что претенденты на победу показали глубокие знания и хорошие профессиональные навыки. И организация конкурса прошла на очень высоком уровне.
– Конкуренция была настолько острой, что разница между призовыми местами составляла лишь сотую балла, – подчеркнул первый заместитель начальника службы локомотивного хозяйства Управления дороги Александр Прихожий. – К примеру, машинисты электровозов Владимир Трус и Роман Писаренко, претендовавшие на второе место, набрали равное количество баллов. Посовещавшись, мы решили не испытывать ребят дополнительными заданиями и признать заслуженный результат каждого. Такая борьба порадовала больше всего. Значит, на Белорусской магистрали у нас работают настоящие профессионалы.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика