Чтобы сделанным гордиться
Быть представителем династии железнодорожников почетно всегда. И в этой семье гордятся, что дело дедов и отцов продолжает не одно поколение. О жизни родных и их пути на магистраль рассказывает Екатерина Лаврусевич, методист Культурно-спортивного центра Минского отделения Белорусской железной дороги.
«Основателями династии стали мои дедушка и бабушка. Петр Павлович и Мария Ивановна трудились на магистрали до войны, в годы Великой Отечественной и в мирное время, когда страна восстанавливала разрушенное хозяйство. В 1951 году они переехали из Барановичей в Минск: дедушка работал в службе движения Управления дороги, а бабушка – в отделении. Петр Павлович был человеком волевым, сильным духом, годы лихолетья закалили его характер, поэтому трудностей не боялся. Детей и внуков учил самостоятельности и целеустремленности. Он сам показывал пример трудолюбия и добросовестного отношения к делу. За свои заслуги был отмечен знаком «Почетному железнодорожнику».
По стопам отца пошел старший сын. Сергей Петрович (мой отец) работал на дороге без малого 35 лет и никогда не жалел о своем выборе. Всегда с благодарностью говорил о родителях, которые были верны стальной магистрали и, по сути, определили его будущее.
В 17 лет Сергей Лаврусевич пришел на завод «Калибр» учеником слесаря. Отслужив два года в пограничных войсках, вернулся на это предприятие. Но позже по совету отца устроился в моторвагонное депо Минск. Здесь он прошел путь от слесаря-электрика до старшего мастера цеха. Трудился с отдачей, был всегда на хорошем счету, проявлял инициативу, стал автором более 10 рационализаторских предложений по совершенствованию технологии ремонта подвижного состава. В общественной жизни был активистом, неоднократно избирался парторгом (неосвобожденным) и членом парткома Минского железнодорожного узла. Руководство депо не раз отмечало добросовестность и ответственность Сергея Лаврусевича, видело в нем стремление к развитию, поэтому направило молодого человека изучать специфику вагонного хозяйства в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне БелГУТ). В 1997 году Сергея Петровича перевели в Минское отделение заместителем начальника отдела подвижного состава. Позже он стал заместителем главного инженера по энергосбережению – начальником отдела технической политики.
Будучи в этой должности, отец неоднократно участвовал в разработке инвестиционных проектов и бизнес-планов по внедрению инновационных технологий и оборудования, помогал в организации выставок и презентаций за рубежом, руководил получением лицензий на определенные виды деятельности, сам занимался рационализаторством и изобретательством.
Управление Белорусской железной дороги в 2003 году Сергей Петрович пришел уже опытным руководителем, однако должность первого заместителя начальника службы вагонного хозяйства ставила все более сложные задачи. Одной из них было обновление парка грузовых вагонов в рамках Программы развития магистрали до 2010 года. Это предполагало закупку, модернизацию, испытание подвижного состава, оперативный контроль за поставкой новых грузовых вагонов, сотрудничество с рядом крупных предприятий. Среди них Минский вагоноремонтный, Могилевский и Гомельский вагоностроительные заводы, Осиповичский завод транспортного машиностроения, БелАЗ, НПК «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского», АО «Алтайвагон» и другие. По словам отца, это было время интенсивной работы и больших перемен.
Более трех десятков лет на стальной магистрали стали лучшими в его жизни.
Достигнув пенсионного возраста, Сергей Петрович продолжил трудиться. В 2011 году руководство предложило ему поучаствовать в создании новой структуры – Дорожной инспекции по приемке продукции железнодорожного назначения Центра испытаний и технического аудита Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги. Основной задачей этого формирования стал контроль качества продукции для всех технических служб, в том числе инспекторский и входной контроль, заводская приемка, участие в сертификационных и других испытаниях на предприятиях.Так, только в период с 2011-го по 2014 год Дорожная инспекция во главе с Сергеем Лаврусевичем, находясь в Китае, приняла для нужд Белорусской железной дороги немалое количество вагонокомплектов крупногабаритного литья тележек грузовых вагонов, включая боковые рамы и надрессорные балки, тем самым полностью обеспечив потребность магистрали в литье. С 2011-го по 2020 годы инспекторский контроль осуществлялся на предприятиях Беларуси, России, Польши, Германии, Австрии, Венгрии, Чехии, Швейцарии, Литвы и Латвии, а продукция, принимаемая Дорожной инспекцией, поставлялась в страны СНГ и Монголию.
В 2020 году отец вышел на заслуженный отдых. Но отдыхать в прямом понимании этого слова не спешит. Свой богатый управленческий опыт и жизненную энергию он использует в садоводческом товариществе, став его руководителем. Все сразу поняли, что порядок и своевременное решение насущных вопросов здесь будут обеспечены, раз за дело взялся Сергей Петрович. Он пользуется уважением, и к его мнению прислушиваются.
Хочется мне сказать и о семье, ведь поддержка родных важна для каждого человека. Папа знал, что его ждут дома, любят, всегда выслушают, окружат заботой и вниманием. Моя мама Людмила Константиновна была и остается настоящей хранительницей очага.
В октябре прошлого года родители отметили золотую свадьбу. Торжественная церемония во Дворце бракосочетаний стала ярким событием, доказав, что настоящая любовь живет в сердцах долгие годы.
За многолетний добросовестный труд Сергей Лаврусевич отмечен Почетными грамотами Минского отделения дороги и Благодарностями начальника отделения. В 2002-м он награжден знаком «Отличный работник Белорусской железной дороги», а в 2009-м – знаком «Выдатнiк Беларускай чыгункi».
Работая в Культурно-спортивном центре Минского отделения, чувствую свою принадлежность к большой трудовой семье железнодорожников и вношу свой вклад в сохранение традиций магистрали, объединение и сплочение ее работников, приобщение их к творческой деятельности. Мне хотелось бы, чтобы моя дочь Виолетта после окончания Белорусского государственного экономического университета пришла работать на магистраль и стала представителем четвертого поколения железнодорожной династии Лаврусевич. Этот выбор одобрит и поддержит дедушка, а прадед – ее родоначальник – наверняка гордился бы своими потомками, ведь выбранный им путь продолжается.
Екатерина ЛАВРУСЕВИЧ,
методист Культурно-спортивного центра
Минского отделения Белорусской железной дороги