Объединяя усилия – к общему успеху
Этот слоган как нельзя лучше обозначил основную идею Международной конференции «2023. Железнодорожная логистика: актуальные задачи развития», которая состоялась в Минске в четверг.
Он также определил для всех заинтересованных сторон основные точки роста при активизации взаимовыгодного сотрудничества: экспорт, клиентоориентированность, оказание комплексной услуги высокого качества.
Мероприятие прошло в стенах Национальной библиотеки. Организатором выступила Белорусская железная дорога при поддержке Министерства транспорта и коммуникаций. Конференция собрала более 160 участников из 6 стран. В их числе были руководители ряда министерств и ведомств, железнодорожных компаний Беларуси, России, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, представители ведущих логистических и экспедиторских компаний «пространства 1520» и Китайской Народной Республики, а также директора крупнейших отечественных предприятий машиностроения, строительной отрасли, химической, пищевой промышленности, лесного и сельского хозяйства, формирующих основу экспортного потенциала нашего государства.
Среди основных задач, на решение которых была нацелена конференция, – наращивание экспорта товаров белорусских производителей с использованием транспортного и транзитного потенциала железных дорог, рассмотрение вопросов перевозок грузов в новых условиях по альтернативным направлениям, готовность инфраструктуры к беспрепятственному пропуску растущих грузопотоков, в том числе с учетом перевалки в портах, а также развитие эффективных транспортно-логистических схем по доставке продукции отечественных предприятий на рынок ЕАЭС и в страны «дальней дуги», привлечение новых и дополнительных объемов перевозок.
Открыл мероприятие начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов. Он поблагодарил собравшихся за проявленный интерес к теме конференции, отметив, что она является диалоговой площадкой для обсуждения перспектив транспортировки грузов железнодорожным транспортом в рамках международных транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», новых направлений повышения транзитного потенциала стальных магистралей, важности сопряжения развития инфраструктуры железных дорог с планами компаний-экспортеров. Кроме того, это еще и возможность обменяться передовыми практиками организации перевозок в условиях глобальной трансформации логистики. Владимир Михайлович напомнил, что за последнее время в структуре международных грузовых перевозок произошло перераспределение акцентов. Изменилась география поставок. В этих условиях Белорусская железная дорога плотно взаимодействует с грузоотправителями, выстраивает клиентоориентированную политику, обеспечивая максимально комплексную услугу с организацией доставки грузов разными видами транспорта, в том числе с применением мультимодальных схем и новых логистических решений.
О том, что масштабные вызовы потребовали от перевозчиков радикальной трансформации логистики (что, в свою очередь, обусловило необходимость создания соответствующей нормативной правовой базы), говорил на конференции министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко. По его словам, благодаря реализации межправительственных соглашений в настоящее время для обработки белорусского экспорта задействовано 20 портов Российской Федерации. «При этом сегодня необходимо решать задачи развития как железнодорожной, так и портовой инфраструктуры, связанные с этим вопросы согласования перевозок, – отметил Алексей Авраменко. – Актуальным является и задействование международного транспортного коридора «Север – Юг» в направлении Ирана и Индии с использованием портов Каспийского моря, а также его восточного и западного маршрутов». Не менее важными остаются вопросы обеспечения перевозок подвижным составом, привлечения грузовладельцами вагонов под погрузку экспортных грузов, повышения качества планирования перевозок, а также развития контейнерных сервисов.
В текущем году доля грузовых перевозок со странами ЕАЭС увеличена на 17% и составляет более 62% от общего объема международных перевозок БЖД. Достигнута положительная динамика роста объемов погрузки вагонов на станции Азербайджана в 5,8 раза, Таджикистана – в 2,7 раза, Грузии – в 1,4 раза, Узбекистана – в 9,3 раза, Российской Федерации – в 1,9 раза, Казахстана – в 1,5 раза, Кыргызстана – в 1,6 раза.
В своем выступлении Петр Михайлович отметил динамично развивающийся контейнерный сегмент, в том числе в направлении КНР. Если за весь 2021 год в Китай из Беларуси отправлен 151 контейнерный поезд, то в 2022-м – почти тысяча составов, а за 3 месяца 2023-го уже порядка 400. Также представитель БЖД заострил внимание на вопросах эффективного планирования совместной работы, обеспечения подвижным составом, развития терминальной инфраструктуры, внедрения новых организационно-технологических решений, углубления цифровизации. Данные меры также позволят закрепить динамику роста объемов перевозок.
Важнейшим стратегическим партнером для Белорусской железной дороги является ОАО «РЖД». О результатах работы в 2022-м году и развитии логистических проектов рассказал первый заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания компании Александр Хатьянов. Он пояснил коллегам, что, несмотря на сложности, по ряду позиций был достигнут рост. Втрое увеличился транзит белорусских грузов. Большое внимание российские железнодорожники уделяют формированию конкурентоспособных тарифов, внедрению цифровых технологий, развитию интермодальных перевозок. Также выступающий поделился планами по масштабной модернизации инфраструктуры на перспективном восточном направлении, что позволит увеличить провозную способность.
Управляющий директор по логистике АО «Национальная Компания «Казахстан темир жолы» Ерлан Койшибаев поблагодарил принимающую сторону за предоставленную возможность встретиться с коллегами и деловыми партнерами для обсуждения актуальных вопросов и перспектив развития бизнеса. Он обратил внимание на выгодное географическое расположение нашей страны и важную роль БЖД в укреплении транспортных связей внутри континента. Отметил перспективы наращивания объемов поставок белорусских экспортных товаров в Китай по территории Казахстана, а также развития новых логистических проектов.
О необходимости укрепления международного железнодорожного сотрудничества и развития транспортной дипломатии, перспективах расширения сети контейнерных перевозок в Евразийском регионе говорили представители стальных магистралей Туркменистана и Узбекистана. Китайские партнеры отметили мощный транспортный потенциал Беларуси (что в свое время стало одним из определяющих факторов при выборе места размещения Индустриального парка «Великий камень»), поделились итогами 2022 года по реализации совместных проектов контейнерных поездов, а также перспективами смещения вектора перевозок с западного на южное направление. После перерыва конференция продолжилась дискуссионной сессией, где участники смогли презентовать транспортно-логистические услуги своих компаний, обменяться мнениями и полезными наработками. Также в ходе мероприятия состоялся ряд бизнес-встреч в формате В2В.
Инга
МИНДАЛЁВА