Январь
Вт
14
2025

Сохранить единство и сплоченность

Эффективность кадровой и идеологической работы в ушедшем году, а также основные задачи, стоящие перед профильными подразделениями в нынешнем, обсудили участники итогового совещания в Гомеле. Мероприятие прошло на базе Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров под председательством заместителя начальника Белорусской железной дороги Петра Стоцкого.

Торжественная церемония официального гашения почтового проекта «Железнодорожные вокзалы Беларуси»

Предваряя обсуждение первого вопроса, Петр Васильевич напомнил, что важнейшей частью стратегии устойчивого развития дороги являются квалифицированные кадры. Более детально данную тему раскрыл в своем выступлении начальник службы организационно-кадровой работы Андрей Кашко. Он проинформировал о том, что по состоянию на конец 2022 года списочная численность работников железнодорожного транспорта нашей страны составляла порядка 65 тыс. человек, из них около 8% – это руководители, 20% – специалисты, 6% – другие служащие и 66% – рабочие. Андрей Александрович отметил, что приведение численности персонала в соответствие с объемами выполняемых работ в прошлом году осуществлялось преимущественно за счет естественного оттока кадров. Также он рассказал о том, что сегодня примерно 27% железнодорожников имеют высшее образование, еще столько же – профессионально-техническое и 26% – среднее специальное. На протяжении ряда лет обеспечивается постоянный рост образовательного уровня тружеников магистрали.
В своем докладе руководитель службы проанализировал главные упущения и недостатки в работе профильных подразделений, проявившиеся в 2022 году, а также подробно остановился на вопросах обеспечения кадровой безопасности предприятий железнодорожного транспорта.
Затем участники совещания рассмотрели проблемы укомплектованности кадрами в разрезе основных профессий (должностей) и пути совершенствования работы в данном направлении. В частности, было отмечено, что на дороге сегодня трудятся рабочими более 5 тыс. человек с высшим или средним специальным образованием железнодорожного профиля. Кроме того, в прошлом году в организации Белорусской магистрали пришли около 1,5 тыс. молодых специалистов.
В связи с этим заполнение появляющихся вакансий должно производиться в первую очередь за счет прибывающих по распределению выпускников, а также рабочих, имеющих соответствующее образование и выразивших желание перевестись на вакантные должности руководителей и специалистов. Проанализировав ситуацию с закреплением молодых специалистов, повышением их карьерной мобильности и мотивацией к длительной трудовой деятельности на предприятиях железнодорожного транспорта, присутствующие оценили ее как не в полной мере эффективную. Выявленные на местах упущения необходимо устранить.
Внимание участников было акцентировано и на отсутствии существенных улучшений в вопросах обеспечения трудовой дисциплины. Несмотря на незначительное снижение числа нарушений в сравнении с 2021 годом, на протяжении ряда последних лет их количество остается приблизительно на одном и том же уровне. В ходе совещания были намечены основные пути исправления ситуации, а также определены приоритетные направления кадровой работы на 2023 год, касаемые подбора и расстановки кадров, их подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обеспечения трудовой дисциплины.

Финалисты конкурса «Лучший молодой руководитель»

Основа основ

Укрепление стабильности и корпоративной сплоченности трудовых коллективов, сохранение достигнутого уровня социальной поддержки работников, ветеранов войны и труда, воспитание у железнодорожников чувства патриотизма и гордости за свое государство, развитие интереса к истории и культуре белорусского народа. Такие задачи были и остаются приоритетными для работников идеологических подразделений.
Об этом напомнил участникам совещания начальник профильного отдела Управления Белорусской магистрали Андрей Боровой, который выступил с основным докладом по второму вопросу повестки дня. Он отметил, что в прошлом году дорога осуществляла свою деятельность под влиянием негативных внешнеполитических и экономических факторов, что не позволило выполнить все доведенные социально-экономические показатели. Вместе с тем трудовой коллектив обеспечил потребности страны в перевозке пассажиров и грузов, сохранив свое единство и преданность интересам государства, в том числе благодаря профессионализму и слаженным действиям идеологической вертикали. Положительное влияние на укрепление производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины на местах, устойчивое функционирование отрасли оказал принятый на магистрали Кодекс профессиональной этики работников Белорусской железной дороги.
Не теряет актуальности и задача по укреплению имиджа магистрали. С этой целью ее организации в прошлом году принимали участие в различных мероприятиях производственной и общественно-социальной направленности, добившись во многих случаях высоких результатов. Так, три предприятия занесены на Республиканскую Доску почета, еще четыре трудовых коллектива и трое работников дороги отмечены на областном и районном уровнях. Минское отделение признано победителем VIII Республиканского конкурса «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь – 2022» в своей номинации. Станции Минск-Пассажирский присуждена Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества (за 2021 год). Кроме того, 25 коллективов и исполнителей культурно-спортивных центров магистрали стали победителями и лауреатами 39 фестивалей и творческих конкурсов. Команда железнодорожников БЧ завоевала Кубок Беларуси по мини-футболу. Также представители магистрали в прошлом году не единожды занимали призовые места на спортивных соревнованиях международного, республиканского, городского и районного уровней.
Особое значение в сохранении стабильности и корпоративной сплоченности в трудовых коллективах играет деятельность информационно-пропагандистских групп. В текущем году им необходимо сделать акцент на разъяснении вопросов государственной политики, на гражданско-патриотическом воспитании молодежи, реализации мероприятий в рамках Года мира и созидания, на принимаемых мерах по повышению эффективности работы Белорусской железной дороги с учетом сложившейся геополитической и экономической ситуации. Также они должны информировать работников отрасли о временных изменениях в части предоставления льгот и гарантий, предусмотренных коллективными договорами организаций Белорусской магистрали.

Одним из знаковых мероприятий года стал историко-просветительский проект «Поезд Победы»

Важная составляющая идеологической работы – проведение производственных конкурсов и соревнований, направленных на моральное и материальное стимулирование высокопроизводительного труда, а также творческих состязаний, призванных помочь труженикам отрасли раскрыть свой потенциал. Их в прошлом году было немало, в том числе среди студентов БелГУТа и учащихся его филиалов – колледжей. Все мероприятия в 2022-м были приурочены к Году исторической памяти, а также 160-летию Белорусской железной дороги и направлены на патриотическое воспитание ее работников, укрепление корпоративного духа в трудовом коллективе.
Одним из знаковых событий стал историко-просветительский проект «Поезд Победы», реализованный Белорусской железной дорогой и ОАО «РЖД» в рамках Года исторической памяти при поддержке Администрации Президента Республики Беларусь и активном содействии Республиканского волонтерского центра. За время пребывания на территории нашей страны экспозиция передвижного музея демонстрировалась в 17 городах, ее посетили порядка 40 тыс. жителей и гостей республики.
Кроме того, большой резонанс вызвали акция «Мы вместе по дороге памяти», организованная магистралью совместно с Белорусским государственным музеем истории Великой Отечественной войны и Дорпрофсожем при информационной поддержке телеканала «Беларусь 3», а также патриотический российско-белорусский проект «Поезд Памяти», посвященный Великой Отечественной войне. Он реализован под эгидой Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Всего в 2022 году состоялось более 150 мероприятий, приуроченных к Году исторической памяти и празднованию 160-летия Белорусской железной дороги, в том числе патриотическая акция в историко-культурном комплексе «Линия Сталина» на экспозиции «Наш бронепоезд», открытие на станции Калинковичи памятной доски, посвященной героям-железнодорожникам, закладка памятной аллеи на территории Центра управления перевозками, церемония официального гашения почтового проекта «Железнодорожные вокзалы Беларуси», торжественный вечер по случаю юбилея магистрали в Национальном академическом Большом театре оперы и балета.

Во время Республиканского субботника молодежь предприятий столичного узла наводила порядок на территории экспозиции «Наш бронепоезд» в историко-культурном комплексе «Линия Сталина»

В приоритете всегда

Сохранение здоровья железнодорожников и их детей, ветеранов войны и труда – один из важнейших приоритетов социальной политики Белорусской железной дороги. В 2022 году количество тех, кто отдохнул и укрепил свои силы в санаторно-оздоровительных подразделениях магистрали, выросло в сравнении с 2021-м почти на 14%. Количество путевок, реализованных работникам магистрали, увеличилось на 8,5%. Хорошие показатели и по детскому оздоровлению: в ведомственных лагерях летом отдохнуло более 5 тыс. мальчиков и девочек из семей железнодорожников (это 108 % к уровню 2021-го).
Еще один важный аспект идеологической работы на дороге – реализация государственной молодежной политики. Она предполагает патриотическое воспитание, создание условий для всестороннего развития молодых кадров, пропаганду здорового образа жизни, организацию культурно-спортивных мероприятий, формирование чувства уважения к старшему поколению, оказание помощи ветеранам, одиноким и пожилым людям. Эта работа осуществляется в тесном взаимодействии с профсоюзными и ветеранскими объединениями, Дорожной организацией Красного Креста. Особую роль играет отраслевой комитет ОО «БРСМ», который объединяет более 53% молодых железнодорожников в возрасте до 31 года включительно (в сравнении с 2021-м этот показатель вырос на 8,2%). В целях повышения производительности их труда и профессионального мастерства ежегодно проводят соревнования на лучшую молодежную локомотивную и поездную бригаду. Чтобы поддержать тягу к техническому творчеству, на магистрали организован конкурс профессионального мастерства среди молодых рационализаторов. Безусловный приоритет – социальная поддержка молодежи. Соответствующие разделы включены в коллективные договоры организаций магистрали.
Особое внимание в 2022-м на дороге было уделено изучению настроений в молодежной среде, разъяснению роли профсоюзных, молодежных и ветеранских организаций в жизни трудового коллектива. Эта задача остается актуальной и в текущем году. Также необходимо и далее совершенствовать работу с молодыми специалистами и рабочими, оказывать им максимальное содействие в период адаптации в трудовом коллективе, вовлекать в производственную и общественную жизнь, решать вопросы социальной поддержки, воспитывать чувство гордости за свою профессию.
Железнодорожники чтят традиции и сохраняют богатую историю Белорусской магистрали. Сегодня на дороге действуют
9 музеев, 18 комнат боевой и трудовой славы (комнат истории), 2 зала истории (трудовой славы). Общий музейный фонд насчитывает 52,2 тыс. экспонатов.
Самое бережное отношение – к ветеранам войны и труда. В настоящее время на учете состоят более 30,9 тыс. неработающих пенсионеров, 44 из которых являются ветеранами Великой Отечественной. Это золотой фонд магистрали. К сожалению, время неумолимо, и год от года число живых свидетелей той страшной войны становится все меньше. Тем важнее о каждом из тех, кто сегодня еще с нами, позаботиться, помочь и поддержать. На это направлена комплексная программа «Забота». В прошлом году, несмотря на объективные трудности, с которыми столкнулась дорога, предусмотренные программой мероприятия были реализованы в полном объеме. Кроме того, на 2023-й сохранены все ранее действующие гарантии и преимущества для неработающих пенсионеров – бывших работников отрасли.

Участники торжественного вечера, посвященного 160-летию дороги, в Большом театре оперы и балета знакомятся с фотовыставкой об истории Белорусской магистрали

Укрепляя имидж магистрали

Среди важнейших направлений деятельности идеологической вертикали и критериев оценки ее эффективности – организация работы по связям с общественностью. Большое внимание в прошлом году уделялось повышению качества информационного обеспечения работников через отраслевую газету, интернет-сайт Белорусской железной дороги, официальные страницы в соцсетях, единые дни информирования. развивается проект корпоративных видеоновостей: отделом идеологии и социально-культурной работы совместно с Центром научно-технической информации подготовлено 10 выпусков, которые можно найти на официальном сайте www.rw.by, а также на YouTube-канале «БЧ. Официальный канал Белорусской железной дороги» (в настоящее время он имеет более 21,6 млн. просмотров и 27,7 тыс. подписчиков). Кроме того, создан официальный аккаунт на медиахостинге TikTok «БЧ.Official». Регулярно дополняется контент официальных групп и сообществ в социальных сетях и мессенджерах (Facebook, ВКонтакте, Viber, Telegram), сервисе коротких сообщений Twitter. На протяжении 2022 года (вместе с официальным YouTube-каналом) в них было размещено более 1,3 тыс. оригинальных информационных сообщений, а также видеороликов, которые в целом набрали 3,9 млн. просмотров.
В своем выступлении Андрей Боровой акцентировал внимание присутствующих на важности разъяснительной работы по организации подписки на ведущие периодические издания нашей страны, в том числе и на отраслевую газету «Железнодорожник Белоруссии», подчеркнув, что СМИ являются важнейшим инструментом идеологической работы. Он указал на необходимость плодотворного взаимодействия с представителями средств массовой информации для повышения имиджа Белорусской магистрали, а также отметил, что частью корпоративной культуры является подписка на официальные каналы БЖД в социальных сетях.
Подводя итоги, заместитель начальника дороги Петр Стоцкий напомнил, что 2023-й объявлен в нашей стране Годом мира и созидания. Поэтому особенно важно, чтобы все запланированные на магистрали акции и мероприятия, посвященные данной тематике, прошли на самом высоком организационном и профессиональном уровне. Также главными задачами для всех остаются повышение производительности труда, обеспечение стабильного морально-психологического климата в трудовых коллективах, воспитание молодых работников на лучших трудовых традициях железнодорожников.

Яндекс.Метрика