Равнение на лучших
Ликвидировать пожар или последствия любых аварий, за считанные минуты очистить железнодорожное полотно от огнеопасных грузов – эти и другие задачи готовы в любое время оперативно выполнить работники пожарных аварийно-спасательных поездов (ПАСП) Белорусской магистрали. Независимо от погоды и других условий они всегда в полной боевой готовности, что и продемонстрировали на дорожном конкурсе профессионального мастерства. Кто же стал лучшим в этот раз?
Быстро и четко. Именно так действуют спасатели-пожарные, так же они справились и со всеми этапами состязания. Это неудивительно, поскольку тренировкам и учебе личного состава в пожарных поездах ежедневно уделяется большое внимание, чтобы довести до автоматизма профессиональные навыки работников. Помогает их совершенствовать и участие в конкурсе профессионального мастерства. Он был организован на станции Барановичи – в месте дислокации пожарного аварийно-спасательного поезда и собрал представителей ПАСП из всех отделений, чей стаж работы по специальности – не менее трех лет.
Сегодня на Белорусской железной дороге дислоцируются 15 пожарных поездов. Проверку знаний проходят лучшие их работники. Для одних состязание оказалось дебютным, для других, можно сказать, традиционным, некоторые огнеборцы уже становились его призерами. К примеру, Валерий Свентецкий из Барановичей в минувшем году оказался третьим. В рядах спасателей-пожарных он восьмой год, до этого более 20 лет был начальником караула пожарной аварийно-спасательной части в Ляховичах. Бронзовый результат в 2021-м продемонстрировал и его коллега из Гродно Владимир Мильяненко, который трудится в ПАСП более 20 лет. Столько же в профессии и Сергей Кузьмин из Могилева. В состязаниях он не новичок, был среди лучших спасателей-пожарных. Свою работу любит, отмечает, что повезло с коллегами. Главная цель его участия в конкурсе – достойно представить свое подразделение, не подвести команду.
А вот представитель ПАСП на станции Гомель Сергей Бреднев признается, что хотел бы победить. Чемпионом в пожарно-спасательном спорте он становился не раз, не единожды представлял сборную дороги на республиканских и международных состязаниях. Одни из последних – соревнования Федерального агентства железнодорожного транспорта России в Подольске, откуда белорусы вернулись с победой. В числе спасателей-пожарных Сергей Александрович уже 23-й год. Начинал стрелком в Военизированной охране. Профессия нравится. Говорит, что в другом деле себя не представляет.
Высоким уровнем мастерства обладают и дебютанты, и «старожилы» конкурса. К тому же каждый из участников уже лидер в своем подразделении. Да, определить лучшего комиссии во главе с заместителем начальника общетехнической службы Управления дороги Валерием Акуликом непросто. Поэтому для всесторонней и объективной оценки профессионализма железнодорожников ежегодно совершенствуются методы и подходы к проведению состязания. Так, постоянно расширяется перечень практических заданий, а также обновляются вопросы теоретического тура. К нынешнему испытанию разработали и дополнительные билеты на случай равенства баллов участников по итогам всех этапов. Впервые в истории конкурса такая ситуация произошла два года назад. Тогда победителя из трех претендентов определяли путем устного опроса.
Если в дополнительных билетах всего пять вопросов, то на первом (теоретическом) этапе конкурса каждый участник за 10 минут должен был ответить на десять. Некоторые содержали два правильных варианта. чтобы получить высокий балл, экзаменуемым предстояло указать все верные, дав полный ответ. Что не допускается делать при тушении пожара в условиях низких температур? Какой длины должен быть направляющий трос? На какое расстояние запрещается приближаться к проводам контактной сети и воздушных линий электроснабжения? Это лишь небольшая часть того, что должны четко знать спасатели-пожарные, плюс держать в голове необходимо формулы. Это ключ к последнему, особенному заданию билета – решению задачи. «Взять» все вопросы этапа удалось (пожалуй, впервые в истории конкурса) сразу трем спасателям-пожарным, получившим максимальное количество баллов – 10. Это Михаил Гарбар (Барбаров), Андрей Зуй (Осиповичи) и Валентин Катушонок (Полоцк) (на фото). Также высокий результат продемонстрировали Михаил Дядко (Минск), набравший 8,5 балла, и гомельчанин Сергей Бреднев (8).
– Все задания касаются нашей повседневной работы, – отмечает Михаил Дядко, спасатель-пожарный ПАСП на станции Минск-Сортировочный. – Знания и опыт – большое подспорье.
В пожарном поезде он с 2010-го. До этого трудился в ПАСЧ-4 Гатово столичного РОЧС. На конкурсе профессионального мастерства также не новичок – за звание лучшего спасателя-пожарного боролся в четвертый раз. Признается, что волнения уже не испытывает. А вот у коллег заметил легкий мандраж. Все очень сосредоточены. Пока есть немного времени до начала следующего этапа, участники обсуждают билеты, делятся опытом, подбадривают – состязание проходит в дружеской атмосфере.– Наша профессия основывается на командном взаимодействии, и без этого никуда, – подчеркивает Михаил Дядко. – Помимо взаимовыручки важны физическая подготовка, а также такие качества, как стойкость, мужество, уверенность в себе, крепкие знания и умения, которые необходимо постоянно оттачивать и совершенствовать. Ведь мы имеем дело с чрезвычайными ситуациями, от наших действий зависят жизни людей – права на ошибку нет. Многим кажется, что это геройство, но мы просто выполняем свою работу.
Между тем комиссия объявляет о начале второй части соревнования – практической. Среди заданий – проверка и подключение аппарата защиты органов дыхания, облачение в боевую одежду (на фото) и не только. Справиться нужно очень быстро, дорога каждая секунда. Однако скорость выполнения – еще не все. Есть дополнительные вопросы. Какова периодичность проверки состояния металлического баллона? При каком разряжении срабатывает легочный автомат? Из каких этапов состоит боевое развертывание? Некоторым конкурсантам также необходимо было решить задачу.
В итоге на 5 баллов (максимальная оценка за практическую часть) со всеми заданиями справились Валерий Свентецкий (Барановичи) и Вадим Ткачев (Витебск). Лишь 0,5 балла уступили им Валентин Катушонок (Полоцк), Сергей Климаков (Орша), Евгений Гутор (Волковыск), Владимир Мильяненко (Гродно) и Владимир Кохович (Лунинец).
Но все же победитель только один, и комиссия уже готова вынести вердикт. По сумме набранных баллов на первом месте оказался представитель ПАСП на станции Полоцк Валентин Катушонок (14,5). Всего лишь полбалла уступил лидеру Михаил Гарбар (Барбаров) – он второй. Третий результат у Андрея Зуя из Осиповичей (13). К слову, он опередил своего ближайшего соперника Михаила Дядко (Минск) также лишь на 0,5. Стоит отметить, что в целом разбежка между всеми конкурсантами составила всего полбалла или балл. Это лишний раз свидетельствует о высоком уровне квалификации каждого участника дорожного конкурса профессионального мастерства.
– Я результатам, безусловно, очень рад, – отмечает победитель Валентин Катушонок. Напомним, он получил максимальные 10 баллов на теоретическом этапе и 4,5 из 5 – на практическом. – В подобном состязании участвую впервые. К подготовке подошел серьезно и ответственно, много читал, тренировался. Большую поддержку оказал мне коллега Роман Тарароев, который стал лучшим спасателем-пожарным в 2021-м. Помог также собственный опыт – в ПАСП я более 14 лет. Наша работа интересная, ответственная и важная, ведь мы тоже стоим на страже безопасности: спасаем, защищаем, предотвращаем беду. Повезло и с коллективом: мы не просто сослуживцы, а семья. Я ни разу не пожалел о своем выборе. Спасатель-пожарный – это звучит гордо!
Анастасия МЕЛЕХОВА