Подготовка – на уровне
Что можно успеть за 20 секунд? Отправить сообщение, перейти дорогу или выпить остывший кофе, если, конечно, внешние факторы не мешают. А вот работники Военизированной охраны Белорусской магистрали менее чем за половину этого времени (!) могут задержать нарушителя. Насколько их действия быстры, точны и верны, а также крепки знания, они продемонстрировали на заключительном этапе дорожного конкурса профессионального мастерства в Барановичах.
Нынешнее состязание оказалось знаковым, причем вдвойне. Оно впервые прошло под эгидой Управления БЖД, а именно общетехнической службы, которая курирует Военизированную охрану. Кроме того, впервые помимо стрелков участие в нем приняли и охранники стрелковых команд. От каждого отряда (Минского, Брестского и Гомельского) – по два лучших специалиста. В этом году претендентов на победу оказалось только пятеро – по объективным причинам представитель столичного подразделения не смог присутствовать на заключительном этапе конкурса. Железнодорожники продемонстрировали упорную, равную и честную борьбу, поэтому до последнего невозможно было предугадать, кто окажется на первой ступени профессионального пьедестала.
На работников ВОХРа возложена большая ответственность. Это и обеспечение сохранности перевозимых грузов, и преду-
преждение хищений на объектах железнодорожного транспорта. Одной из составляющих успешного выполнения задач является подготовка кадров, ведь эмоциям и переживаниям в этом деле не место. Только опыт и знания. Чтобы их проверить и определить лучшего, организаторы предложили конкурсантам непростой экзамен, состоящий из двух частей. Первая (теоретическая) включала компьютерное тестирование, которое проводилось с использованием АС «Единая система контроля и проверки знаний работников Белорусской железной дороги».
Каждому участнику необходимо было ответить на 50 вопросов, выбранных случайным образом системой из 2,7 тыс, внесенных в базу. Как осуществляется пересечение путей в местах, где нет переходов и пешеходных настилов? Какие опасные грузы относятся к классу 8? Допускается ли при осмотре переход с вагона на вагон по крышам? Где осуществляется обучение работников охраны?
На какое минимальное расстояние необходимо отойти от крайнего рельса при приближении поезда со скоростью от 140 до 160 км/ч? На выполнение теста – 20 минут. Однако уже менее чем через 10 охранник стрелковой команды на станции Брест-Восточный Дмитрий Горбачев, приступивший первым к теоретическому этапу, доложил о готовности.
– Какой процент верных ответов будет, как думаете? – поинтересовался у молодого человека заместитель начальника общетехнической службы и председатель конкурсной комиссии Вячеслав Масловский.
– 95%, – предположил Дмитрий и практически попал в десятку. Он правильно решил 48 из 50 заданий, что соответствует 96%. К слову, узнать свой результат, а также посмотреть и проанализировать ответы, увидеть, где допущена ошибка, участники смогли после завершения испытаний.
– там, где сомневался очень сильно, скорее всего, и ошибся, – рассуждает Дмитрий. – А так практически все знал. Да и вопросы несложные, хоть попадались и каверзные. В плане того, что один из вариантов мог быть, например, наполовину верным, а другой – полностью, или правильных утверждений имелось несколько. Больше всего запомнился иллюстрированный вопрос про сигнал уменьшения скорости, в котором из пяти картинок предстояло выбрать подходящие. Это просто: днем такой сигнал подается желтым флагом, а ночью – ручным фонарем с белым огнем, движением вверх и вниз. В целом результат неплохой. Конкурс начался бодро. Конечно, хотел бы победить, но для меня важнее достойно представить свою команду и отряд.
Завоевать звание лучшего у молодого человека были все шансы. Впрочем, как и у его коллег: охранника Геннадия Баранова (Гомельский отряд), а также стрелков Андрея Вербицкого (Минский отряд), Геннадия Лашкевича (Гомельский отряд), которые допустили лишь одну ошибку в тесте, и Анатолия Медведева (Брестский отряд), ответившего верно на 48 из 50 вопросов.
Практически вровень прошли конкурсанты и все испытания второй (практической) части конкурса. Их было три. В первом (огневая подготовка) участвовали лишь стрелки.
Из табельного оружия они сразу делали по два пробных выстрела, а затем – четыре контрольных. Расстояние до мишени – 20 метров. Но меткость – еще не все. Пока участники не оказались на огневой позиции, комиссия провела устный опрос.
– Под каким углом пистолет должен быть направлен на цель?
– 45 градусов, – без запинки выдает Анатолий Медведев.
– Какая мишень?
– Зеленая, если по цвету (улыбается). А так – «грудная», –
отвечает Анатолий Юрьевич.
– Сколько нужно попаданий для зачета?
– Два, – и снова верно.
На остальные вопросы железнодорожник отвечает так же быстро, четко и правильно. Профессионализм он доказал и на огневой позиции: четыре верных попадания (7, 8, 9, 10) и первое место по итогам «испытания огнем». Чуть менее точным оказался стрелок стрелковой команды на станции Гомель (нечетная сторона) Геннадий Лашкевич (Гомельский отряд): три попадания – 5, 8, 9. Бронзовый результат у стрелка стрелковой команды на станции Молодечно Андрея Вербицкого (Минский отряд).
В ходе второго и заключительного этапов практической части мастерство проявили уже все конкурсанты. Для начала они демонстрировали владение специальными средствами, а именно резиновой палкой и наручниками.
– Манекен установлен на расстоянии полутора метров. По команде «К упражнению приступить!» выполняем шесть ударов по обозначенным областям. Учитывается точность попаданий, сила удара, – информируют участников инструкторы.
На выполнение этого задания у каждого есть 20 секунд. Но как показала практика, в среднем работникам ВОХРа необходимо лишь 6! А на надевание наручников – около 8! Считанные секунды уходят и на приемы рукопашного боя. участникам предстояло отработать три: задержание при подходе спереди и сзади, срыв или освобождение от захвата и защита от удара с последующим задержанием. Практическая часть выдалась зрелищной и напряженной. Все железнодорожники уложились в нормативное время, а за выполнение, к примеру, упражнения с наручниками получили по 4 балла из 5 возможных.
В остальных испытаниях они также были практически на равных – разбежка всего в 1 балл. Так кто же одержал победу?
По итогам заключительного этапа дорожного конкурса лучшим по профессии среди охранников стал представитель Брестского отряда Дмитрий Горбачев. На втором месте – охранник группы на станции Светлогорск стрелковой команды на станции Жлобин Геннадий Баранов (Гомельский отряд).
– До сих пор не могу поверить, что выиграл, – признается Дмитрий. – Не скрою, волновался, причем сильно. Но все сложилось удачно, результатами доволен. В ВОХРе я 10 лет, работаю на станции Брест-Восточный в пункте мониторинга. Там осуществляется контроль за сигналами многочисленных камер видеонаблюдения на объектах инфраструктуры Брестского отделения, благодаря чему удается своевременно выявлять факты незаконного проникновения и оперативно реагировать на данные происшествия. Считаю, что дело выбрал по душе. Оно мне нравится.
Не жалеет, что связал свою жизнь с Военизированной охраной, и стрелок стрелковой команды на станции Гродно Анатолий Медведев (Брестский отряд). Именно он стал лучшим по профессии в своей категории. На втором месте – Андрей Вербицкий (Минский отряд), третий – Геннадий Лашкевич (Гомельский отряд).
– Несмотря на то, что я участвовал седьмой раз, легкий мандраж все равно присутствовал, – признается Анатолий Юрьевич – четырехкратный (!) победитель дорожного конкурса профессионального мастерства, дважды его серебряный и единожды бронзовый призер. – Безусловно, рад, что удается удерживать высокую планку. Помогают знания, которые постоянно совершенствую, и опыт. Стрелком я работаю почти 15 лет. За годы службы ни разу не пришлось воспользоваться ни оружием, ни специальными средствами. Их применяем лишь в исключительных случаях, когда речь идет о сохранении жизни и здоровья. В зоне обслуживания нашей стрелковой команды – не только станция Гродно, но еще Брузги и Аульс. Работа нравится, с коллегами повезло. Что мог бы пожелать следующим претендентам на звание лучшего по профессии? Пусть тренируются! Ведь все знания должны быть закреплены долгосрочной практикой. В этом, пожалуй, и заключается секрет успеха.
Это подтвердило и нынешнее состязание. Подводя итоги, заместитель начальника общетехнической службы Управления дороги Вячеслав Масловский отметил, что все конкурсанты продемонстрировали высокий уровень подготовки, и пожелал дальнейших побед. Кроме того, Вячеслав Адамович рассказал о возможном изменении формата испытаний в следующем году и увеличении количества участников.
Конкурс «Лучший по профессии» среди работников ВОХРа стал традиционным. Его основные задачи – повысить престиж профессии, стимулировать стрелков к самосовершенствованию, пополнению знаний, оттачиванию мастерства.
Анастасия МЕЛЕХОВА