Октябрь
Чт
03
2024

Мечтать, трудиться, добиваться!

Почти три тысячи километров отделяют Ишим и Минск, но в сердце почетного железнодорожника Владимира Балахонова они всегда рядом. Первый – город в Тюменской области, где ровно 70 лет назад, 12 апреля, он появился на свет, а второй – это его дом, его работа и его магистраль.

Про Владимира Васильевича можно смело сказать, что, выбрав когда-то свой путь, он с него не свернул ни разу – 47 лет отдано железнодорожному транспорту, из них 42 – Белорусской магистрали.
– Даже не знаю, могла ли моя судьба сложиться иначе. Ишим расположен на главном ходу Транссибирской магистрали, – вспоминает Владимир Балахонов. – Техника мне всегда нравилась – это увлечение привил отец. С годами я все сильнее хотел свои способности применить именно в этой сфере.
Мечта о профессии привела Владимира Васильевича в Омский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1970-м поступил на механический факультет, выбрав специальность «тепловозы и тепловозное хозяйство». Но в процессе учебы довелось испробовать на себе и труд путейца, встать за левое крыло тепловоза.
– После первого курса работал в составе стройотряда. На линии Омск – Новокузнецк есть 15 км вторых путей, которые возвели мы, студенты, – улыбается Владимир Балахонов. – После второго попал на Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод в электромашинный цех, где после ремонта испытывал тяговые двигатели, генераторы, преобразователи и многое другое. А потом была эксплуатационная практика, и я на время стал помощником машиниста. Попросился в родной Ишим. Ездил на Омск до станции Называевская и на Тюмень до станции Вагай. В одну сторону 150 км и в другую столько же – такие наши плечи были. Движение очень плотное, уезжали на сутки. До сих пор помню имя своего машиниста – Александр Иванович Иванов. Умудренный, ветеран, он много мне рассказывал про железную дорогу. Ездили с ним на ТЭ3 и даже осваивали вместе новые 2ТЭ116 – тут уж я ему подсказывал. Интересное было время. Но я для себя все равно решил, что хочу работать на производстве. На распределении (как хорошо успевающий студент имел право выбора) попросился на тепловозоремонтный завод в Уфе.
Трудовую деятельность Владимир Балахонов начал в 1975 году. Приехав на предприятие, от кабинетной работы отказался сразу – хотел в цех, чем немало удивил начальника отдела кадров. Тот присмотрелся к личному делу прибывшего специалиста – «А, сибиряк – значит, справишься!». И действительно, просто не было. В подчинении у молодого мастера участка оказалось около тридцати человек, и все почти в два раза старше его, опытнее. Пришлось осваиваться, учиться руководить и при этом обеспечивать выполнение поставленных задач. Через несколько месяцев Владимир Балахонов ушел в армию, а вернувшись, продолжил трудовую деятельность. На Уфимском тепловозоремонтном заводе он был мастером, инженером-технологом, старшим мастером.
В 1980 году Владимир Васильевич с семьей переехал в белорусский город Жлобин и начал трудиться в локомотивном депо. С этим предприятием судьба связала его на долгие 20 лет. Пришел старшим мастером, потом работал главным инженером, а в 1994-м стал начальником депо.
– Я как раз застал период масштабной реконструкции. За это время было завершено возведение базы ремонта тепловозов, построены цех эксплуатации, административное здание, котельная на газу, расширилась и модернизировалась ремонтно-материальная база. Многое делали хозспособом, у нас даже имелись стройгруппа и своя техника. В 1981 году возвели общежитие и жилой корпус для семейных железнодорожников. Кроме того, построили химчистку, столовую. Укрепляли и техническую базу. Чего только стоили два шлифовальных станка для коленчатых валов, которые очень облегчили нам работу. Приобрели их в России, в Саранске, в 1990-е. Каждый – 10 метров длиной, – рассказал Владимир Васильевич. – Освоили ремонт новых локомотивов М62, ЧМЭ3, 2ТЭ10… Помню, как в последний рабочий день в локомотивном депо Жлобин я шел по территории и смотрел на каждое здание, каждый уголок и колышек – все родное, ко всему приходилось руки прикладывать…
В 2000 году Владимира Балахонова назначили начальником службы локомотивного хозяйства дороги, а с 2002-го по 2018-й он трудился заместителем начальника Белорусской магистрали. «Это, конечно, совсем другие объемы. Было у меня одно депо, а стало 17!» – говорит собеседник. Приходилось много работать по развитию предприятий. Крупные ремонтные базы создавали в Лиде и Барановичах, новые мощности вводили в локомотивных депо Минск, Могилев и Волковыск, шла реконструкция депо Орша и Брест. Первостепенная задача – обеспечить безопасность движения поездов. Все внимание – локомотивному парку, его состоянию, наличию комплектующих и запчастей. Приходилось искать решение проблем, разрабатывались и внедрялись новые технологии ремонта.
Будучи одним из руководителей Белорусской магистрали, Владимир Васильевич курировал реализацию ряда масштабных проектов, таких как производство отечественных маневровых локомотивов серии ТМЭ, производство и приобретение электропоездов для межрегиональных, региональных и городских линий БЖД, закупка современных дизель-поездов, грузовых электровозов, модернизация тепловозов и многое другое. Был значительно обновлен инвентарный парк грузовых и пассажирских вагонов, велось переоснащение вагонных депо.
За вклад в развитие Белорусской железной дороги Владимир Балахонов имеет не одну награду. Так, он является полным кавалером знака «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы», а знаком «Почетному железнодорожнику» его наградил известный каждому на магистрали Евгений Иванович Володько.
В этой жизни Владимир Васильевич привык всего добиваться своим трудом. В таком напряженном ритме пролетели годы работы, и сегодня мой собеседник признается, что еще только учится отдыхать. И это не красивые слова – на заслуженный отдых Владимир Балахонов ушел в сентябре 2022-го с поста помощника начальника дороги. Всегда рядом, разделяя трудности и радости, супруга Татьяна Евгеньевна. Она, к слову, потомственная железнодорожница. В будущем году семья Балахоновых отметит золотую свадьбу! Познакомились еще в вузе, когда трудились в стройотряде. Студенческий брак оказался прочным, как сама стальная магистраль. Вместе вырастили прекрасных сына и дочь, своими успехами радуют три внучки. Владимир Васильевич любит путешествовать и уверен, что в Беларуси и России есть очень много интересных мест, которые стоит посетить. А еще он знает, что просто обязан побывать в Ишиме.
– Хочу навестить родные края, могилы родителей. Все основы моего личностного становления, безусловно, заложены ими, – подчеркивает Владимир Балахонов. – Мне вообще в жизни везло на учителей, если можно так сказать. Например, начальник цеха Уфимского тепловозоремонтного завода Виктор Иванович Сергеев наставлял меня, молодого специалиста: «Володя, не будь всем добр, делай, как положено». Начальник локомотивного депо Жлобин Владимир Константинович Ерофеев на своем примере показал, что значит трудиться с полной самоотдачей, научил строить, казалось бы, несбыточные планы и воплощать их в жизнь. Когда я руководил службой локомотивного хозяйства, многое почерпнул у заместителя начальника магистрали Валерия Васильевича Назаренко, первого заместителя начальника дороги Владимира Никитича Борисюка. Людей встречал достойных, преданных своему делу. Для себя же я сформулировал такой главный принцип: работай за совесть, а не за страх или награды. По нему я трудился, по нему и живу!

Яндекс.Метрика