Сделала правильный выбор
В нынешнем году железнодорожница Светлана Бусел отметит значимый трудовой юбилей – 30 лет работы на станции Молодечно. За это время она прошла здесь путь от дежурного по парку до начальника пункта передачи вагонов.
Многие определяющие нас вещи закладываются фундаментом еще в детстве. Вот и с нашей героиней было так же. Стальная магистраль стала частью ее жизни практически с рождения. Отчий дом находился непосредственно возле станции Залесье (Сморгонский район, Гродненская область), так что перестук колес порой заменял малышке колыбельную. Любовь к железной дороге ей привили родители, чей общий трудовой стаж на магистрали в итоге превысил 70 лет. Мама Лидия Владимировна долгое время трудилась осмотрщиком вагонов (сначала в Залесье, потом
в Молодечно), работала оператором компрессорной установки в рефрижераторном вагонном депо. Отец Александр Николаевич был дежурным по станции Залесье, запасным дежурным на линии. Маленькая Света часто бывала у него на работе и с восхищением наблюдала, как папа выполняет свои служебные обязанности – четко, грамотно, оперативно. Особый восторг вызывал пульт: столько лампочек, кнопок, переключателей! С его помощью можно перевести стрелки, дать зеленый свет проходящему составу, руководить маневрами на станции и не только. Неудивительно, что дочь захотела пойти по стопам отца и поступила в БИИЖТ (ныне БелГУТ), где осваивала азы организации перевозок и управления на железнодорожном транспорте. Учиться было непросто. Собеседница до сих пор вспоминает свою первую практику после 3 курса в роли оператора СТЦ на станции Минск-Сортировочный. Реальная работа оказалась гораздо сложнее, чем в теории. Девушка даже засомневалась: не переоценила ли свои силы? Но время все расставило по местам.
Поскольку к моменту окончания вуза Светлана была уже замужем, в Молодечно она отправилась вместе с супругом (тоже железнодорожником) и их доченькой Олесей. Глава семьи был принят дежурным по станции, а молодая мама еще год находилась в декретном отпуске. По выходу недолго работала дежурным по парку. В 1997-м была назначена начальником станционного технологического центра (СТЦ) – этот этап ее карьеры стал первой серьезной проверкой на прочность и силу характера.
– Мне на тот момент всего 27 лет исполнилось. Большинство моих подчиненных были гораздо старше и опытнее, – вспоминает железнодорожница. – Специалисты этого подразделения несут ответственность за точность следования грузовых составов по маршруту. От того, насколько правильно они оформят все сведения о вагоне, зависит его передвижение по стальной магистрали и дальнейшее сотрудничество грузоотправителя с железной дорогой. Я как руководитель должна была обеспечивать четкую работу центра и весь технологический процесс. Помимо этого, в мои обязанности входило составление инструкций (должностных и по охране труда), графиков, табелей, проведение инструктажей. Поначалу очень боялась не справиться, даже плакала первое время вечерами. Но воспитание помогло, спасибо родителям. Нас учили: если тебе доверили дело, соберись и выполни. Нельзя подводить коллектив. Постепенно я втянулась.
В 2002-м в связи с рождением младшей дочери Светлана Бусел вновь ушла в декретный отпуск, а вернулась через три года уже на должность начальника пункта передачи вагонов (ППВ). Напомним, что данные структуры были образованы на некоторых станциях, получивших статус межгосударственных передаточных после распада СССР и появления новых границ со странами СНГ и Балтии. Одной из таких стала станция Молодечно.
ППВ были созданы для выполнения дополнительных обязанностей, связанных с пропуском вагонопотоков через госграницу, в том числе для взаимодействия со специалистами ветеринарной, фитосанитарной, таможенной служб и других органов госконтроля.
– Основная функция ППВ – осуществление приемо-сдаточных операций с грузами, вагонами и контейнерами, следующими в поездах через госграницу, проверка полноты и правильности заполнения перевозочных и передаточных документов, – поясняет Светлана Александровна. – В нашем подразделении сегодня трудятся 35 агентов, каждая группа выполняет строго определенные задачи: производит взаиморасчеты с сопредельными дорогами, оформляет таможенные декларации, составляет поездные передаточные ведомости и т. д. Мелочей здесь нет. Ведь это и вопросы финансов, и безопасности движения, и ответственности перед грузовладельцами за сроки доставки.
Даже в нынешних непростых условиях местные железнодорожники продолжают эффективно трудиться. Привлекают новых клиентов, расширяют спектр услуг, предлагают востребованные логистические продукты (в последнее время увеличился грузопоток в страны Азии). Поэтому и специалистам ППВ некогда скучать. Светлана Александровна, что называется, постоянно держит руку на пульсе событий, вникает во все нюансы техпроцесса, поддерживает и наставляет коллег. Ее профессионализм и умение грамотно организовать работу подразделения неоднократно поощряло руководство отделения и дороги. Оглядываясь назад, собеседница уверена, что в свое время сделала правильный выбор.
– Не представляю себя без работы. Она, конечно, непростая, но позволяет реализовать задатки и способности, совершенствоваться в профессии, – призналась железнодорожница. – Стальная магистраль стала частью моей жизни.
Инга МИНДАЛЁВА