Декабрь
Пт
06
2024

Они приближали Победу

Памятники, мемориалы и курганы – это свидетельства уважения всем героям и жертвам Великой Отечественной войны. Среди них есть широко известные, а есть и безымянные. Немало подвигов видела белорусская земля, каждый клочок которой был полит кровью солдат. Свои примеры мужества и стойкости, которые вписаны в историю края, знает Быховщина. Одно из таких мест – станция Лудчицы, бывший железнодорожный разъезд № 15.

Массовое освобождение Беларуси от немецко-фашистских оккупантов началось с Гомельско-Речицкой наступательной операции в ноябре 1943 года. Уже в конце декабря был сформирован 121-й стрелковый корпус 50-й армии, в состав которого вошли 108-я, 110-я, 324-я и 413-я стрелковые дивизии, усиленные артиллерией и лыжными батальонами. Первые бои корпус начал 6 января 1944-го, получив приказ взять под контроль дорогу Могилев – Довск для предотвращения флангового удара противника. В результате допущенных ошибок (наступление широким фронтом без выявления опорных пунктов обороны противника, пассивность пехоты, неготовность ведения наступательного боя в лесистой местности) он не был выполнен.
Ранним утром 22 февраля части 110-й и 108-й стрелковых дивизий стремительным броском форсировали Днепр. На подходе к населенным пунктам Ленинец и Калинино войска встретил интенсивный вражеский огонь. Для поддержки в бой была введена 413-я стрелковая дивизия. 23 февраля ее бойцы начали наступление на Регенполь (населенный пункт в Быховском районе), но продвинулись незначительно, так как неподавленные пулеметные точки противника вели массированную стрельбу. Фашистские самолеты совершили несколько налетов на находившуюся без укрытия пехоту. Огонь зенитной артиллерии, прикрывавшей боевые порядки корпуса, не смог помешать бомбежке. Повторная атака ожидаемого результата не принесла. 24 февраля командир 413-й дивизии приказал прекратить фронтовые атаки.
Ночью немецкие войска отошли на позиции за дорогой Лудчицы – разъезд № 15 (нынешняя железнодорожная станция Лудчицы), оставив заграждения на высотах и в деревне Комаричи. Этот маневр противника вовремя не заметили, а ночью артиллеристы 413-й стрелковой дивизии едва не расстреляли колонну 324-й дивизии. Трагической ошибки удалось избежать благодаря грамотным действиям командира артполка и оперативной разведке.
Начав преследование отходящего противника, дивизия незамеченной вышла на дорогу Лудчицы – разъезд № 15. Было решено остановиться и подготовиться к внезапному удару. Бойцы 1320-го, 1324-го и 1322-го полков заняли позиции у развилки дорог, а также с восточной и южной сторон разъезда. Утром 26 февраля в результате внезапного наступления дорога была перерезана. Захвачены 30 вражеских грузовиков, около 20 лошадей артиллерии и 6 пленных. Но достигнутый эффект внезапности был сорван неожиданным выстрелом кого-то из бойцов. Фашисты заняли оборону, прикрываясь находившимся на разъезде бронепоездом и одновременно осуществляя погрузку имущества на машины. Со временем осознав, что возможность захвата разъезда советскими бойцами вполне реальна, противник поджег склады с обмундированием и боеприпасами. На протяжении дня части дивизии отразили 14 контратак. Были потери, но все же 27 февраля 1944 года разъезд № 15 (станция Лудчицы) был занят советскими войсками. Враг пытался вернуть под свой контроль данную точку, так как с нее хорошо просматривался лес во всех направлениях. Фашисты предприняли несколько контратак. Так, в марте в дело вновь был пущен вражеский бронепоезд с десантом, и только отчаянная контратака штрафной роты предотвратила разгром станционного гарнизона.
Эта страница истории Быховщины малоизвестна. Сведения о боях за станцию Лудчицы я обнаружил, просматривая военные документы. Такие сражения считались местными и не были удостоены внимания. А между тем, каждая победа, независимо от ее масштабности, давалась нелегко. Не хватало бойцов, а те, кто остался в строю, были сильно измучены. Погибали командиры, их места занимали сержанты и солдаты. Очень тяжело им давался каждый день и даже час. До освобождения Беларуси от немецко-фашистского ига оставалось совсем немного…

Леонид ОСИПОВ

Яндекс.Метрика