Они сражались за Родину
Николай Богатырёв, Георгий Светличный, Сергей Панасюк… В день 160-летия Белорусской магистрали, 27 декабря минувшего года, в городе над Неманом состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски в память о железнодорожниках, под руководством которых с декабря 1941-го по июль 1944-го на станции Гродно действовали подпольные группы.
Они были в числе первых, кто принял на себя удар фашистских захватчиков. Приходилось нелегко. Гродненский железнодорожный узел имел важное военно-стратегическое значение, поскольку через него осуществлялась переброска на восток живой силы и техники врага, а в обратном направлении отправляли раненых солдат вермахта и награбленные ценности. Вывести из строя составы и пути хотя бы на полдня – неоценимая помощь нашей армии. И работники железной дороги, также вставшие на защиту Родины и мужественно сражавшиеся за мирное небо, сделали все, чтобы выиграть это бесценное время.
Подпольная группа Николая Никоноровича Богатырёва действовала с декабря 1941-го. Помимо организатора и руководителя она включала всего пять человек: Н. Е. Хорошилова, М. И. Цуканова, И. И. Скородольникова, И. У. Марцуля и В. И. Минакова. Николай встретил войну в дороге, сопровождая поезд Гродно – Львов в качестве машиниста-инструктора. В районе Бреста эшелон был перехвачен фашистами. Вернувшись в оккупированный Гродно, Богатырёв вышел на работу в депо, где встретил своих товарищей и вместе с ними развернул движение сопротивления.
Первую диверсию он совершил 17 июля 1941-го. Ведя состав по маршруту Гродно – Лида, направил его на паровоз, стоявший у семафора станции Гродно. В результате крушения были выведены из строя две паровые машины и 18 вагонов, а движение на участке остановлено на много часов. Народному мстителю удалось избежать ареста и скрыться. Воспользовавшись сменой администрации в железнодорожном узле, нехваткой квалифицированных рабочих, в конце ноября того же года он вновь устроился в депо, где деятельность подпольщиков приобрела широкий размах и все большие масштабы.
С 12 декабря 1941-го по 25 мая 1942-го Николай Никонорович организовал еще пять крушений: на станциях Гродно, Алькеники, Рудишкес, а также на линии Гродно – Вильнюс. В результате были повреждены 7 паровозов, больше 22 вагонов, остановлено движение поездов на 46 часов, выведен из строя поворотный круг. В декабре 1942-го при участии и под руководством Богатырёва на участке Дубно – Черлена организовано еще одно крушение двух встречных поездов с военными грузами. Ущерб оказался значительным, более чем на полсуток было отложено отправление составов. Однако после этой акции командиру диверсионной группы уйти не удалось: его арестовали и отправили в Лукишкскую тюрьму в Вильнюсе, откуда впоследствии ему устроили побег. После освобождения Богатырёв присоединился к партизанскому отряду «Искра» бригады имени Кирова. В начале июля 1944-го его, уже командира взвода, перевели в спецгруппу НКВД БССР и направили на особое задание в Гродно, где он находился до прихода Красной армии, то есть до 16 июля.
За мужество и героизм, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, Николай Богатырёв награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, многими медалями. После войны трудился старшим инспектором руководящих кадров в Управлении Белостокской железной дороги, был ревизором по безопасности движения поездов (до 1949-го). Отмечен значками «Отличный паровозник» и «Ударнику Сталинского призыва».
Подпольная группа Георгия Ивановича Светличного на станции Гродно действовала с декабря 1942-го до октября 1943 года. В нее также входили К. И. Гудовский и П. С. Гуляков. Помощь железнодорожникам оказывал и А. Н. Тимошин. Работая слесарями-ремонтниками, народные мстители систематически занимались саботажем: затягивали срочный ремонт паровозов, проводили его некачественно, из-за чего машины выходили из строя зачастую в первом же рейсе после оздоровления. Кроме того, имея радиоприемник и пишущую машинку, распространяли сводки Совинформбюро и проводили антифашистскую агитацию. Они также помогали скрываться и выбираться из города военнослужащим Красной армии и тем советским патриотам, которым было опасно находиться в оккупированном Гродно: объединение Георгия Ивановича имело тесную связь с самым многочисленным подпольным формированием – группой Василия Розанова, в которую входила и жена Светличного Людмила.
В августе 1943-го подпольщик установил связь с партизанским отрядом «Кузнецкие металлурги», которым командовал Николай Войтеховский, а в октябре со своей подпольной группой был включен в его состав. Георгий Иванович лично участвовал в боевых операциях, в Гродно регулярно выходил на связь с подпольщиками, передавая им задания партизанского командования и получая разведданные, оружие и медикаменты для отряда.
В партизанах он пробыл до освобождения Гродно от немецко-фашистских захватчиков, а затем был призван в действующую армию, где и встретил Победу. Не так удачно сложилась судьба жены Светличного Людмилы. В 1943-м ее арестовали и сослали в Германию, откуда она вернулась после окончания войны. Боевые товарищи Георгия Ивановича – П. С. Гуляков и К. И. Гудовский – погибли.
Подпольная группа под руководством Сергея Филипповича Панасюка была создана в Гродно в октябре 1943-го. В нее входили также Дмитрий Соловьёв, Лев Балакин и Борис Ярошевич. Перед ними стояла задача – парализовать работу железнодорожного узла. Для этого патриоты подбрасывали в уголь для паровозов толовые шашки, перегревали воду в котлах, замораживали водяные насосы, выводили из строя механизмы, совершали диверсии. Так, машинист Борис Ярошевич, ведя состав с оружием, в районе станции Мосты, вынул поршневую головку золотника и сломал кольцо насоса. В итоге паровоз вышел из строя и был направлен в депо, а состав простоял 18 часов. В сентябре 1943-го на станции Гродно, нарушив график движения, машинист врезался в водонапорную колонну. В результате этой аварии паровозы для набора воды стали ходить на соседнюю станцию, на что затрачивалось много времени. А по дороге в Вильнюс на станции Рыбница Борис Ярошевич отвинтил рукав паровоза и простоял 16 часов на перегоне, сдерживая движение немецких поездов к фронту. В октябре 1943-го он получил задание вести вспомогательный поезд в Марциканцы, где горел фашистский эшелон, подорванный партизанами. На станции Поречье Борис Ярошевич открутил маятник от крейкопфной подвески и простоял пять часов. За это время подорванный эшелон полностью сгорел.
Не менее опасные задания выполнял рабочий паровозного депо Дмитрий Соловьёв, работавший на очистке паровозных котлов. Получая специальные толовые шашки от Василия Розанова, он приносил их домой, где жена Зоя Леонидовна обшивала заряды черным шелком – под цвет угля. Попадая в паровозные топки, они разрушали не только их, но и сами паровозы. Так Дмитрий Соловьёв вывел из строя не менее семи машин. Вместе с семнадцатилетним смазчиком Лёвой Балакиным ему удалось прикрепить мину к девятой цистерне, которая сработала около станции Поречье – возгорание бензина и, как следствие, мощнейший пожар не могли потушить сутки.
Немало диверсий было на счету и старшего этой подпольной группы – машиниста Сергея Панасюка. В апреле 1944-го, следуя по резервной линии в Гродно, он проехал сигналы и врезался в паровозы, которые шли в Вильнюс. В результате две машины отправили на заводской ремонт, а третья целый месяц была на оздоровлении в депо. Кроме того, Сергей Филиппович собирал сведения о передвижении вражеских эшелонов, которые затем передавал в партизанский отряд «Комсомол Белоруссии». Группа Панасюка активно действовала до освобождения Гродно частями Красной армии. Он награжден медалями «Партизану Отечественной войны» II степени и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Разведывательная работа, диверсии, саботаж, сбор оружия и боеприпасов, добывание медикаментов, перевязочных материалов и одежды для партизан, укрытие раненых бойцов и командиров Красной армии… Каждый день железнодорожники вносили свой вклад в победу над врагом и, как в песне, приближали этот день, как могли.
«Легендарные дела партизан и подпольщиков Гродненщины, как и всей оккупированной части страны, навсегда вошли в историю как символ несгибаемого мужества и стойкости советского народа», – выступая в ноябре 1978-го на торжественном заседании, посвященном вручению городу Гродно ордена Трудового Красного Знамени, отметил первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров.
С августа 1941-го по июль 1944-го в Гродно действовало антифашистское подполье, состоявшее из шести групп, в которые входили 64 человека. К сожалению, пока известны имена не всех героев, однако работа в этом направлении продолжается.
Так, коллектив и учащиеся средней школы № 35 имени Н. А. Волкова приложили немало усилий, чтобы рассказать историю гродненского антифашистского подполья, найти и увековечить имена многих его участников. Благодаря им на фасаде железнодорожного вокзала и установлена мемориальная доска Николаю Богатырёву, Георгию Светличному и Сергею Панасюку, чьи подвиги теперь навсегда останутся в памяти. Открытие знака поддержал и райпрофсож Барановичского отделения. Ведь, как сказал в своей поэме «Реквием» Роберт Рождественский, это нужно – не мертвым! Это надо – живым!
Материал подготовлен на основе информации и фотографий, представленных руководством и заведующей музеем гродненской школы № 35.