Проводник хорошего пути
Психологами подмечено: тот, кто любит путешествовать на самолете, скорее всего, прагматик, а тот, кто предпочитает поезд, – романтик. С этим мнением полностью согласна проводник пассажирского вагона Гомельского вагонного участка Татьяна Радионова. Даже спустя 33 года она считает свою профессию самой романтичной и поэтичной. Тем не менее это в первую очередь тяжелый труд и большая ответственность.
Неслучайно проводников называют лицом стальной магистрали. По впечатлениям от поездки люди зачастую судят о работе Белорусской железной дороги в целом. А ведь многое остается за кадром.
…Посадка в поезд № 609Б сообщением Гомель – Гродно начинается за 20 минут до отправления. Пассажиры предъявляют проездные документы и проходят в вагоны.
– Добрый вечер. У вас 17-е и 19-е места, нижние. 5-е купе. Располагайтесь, – вежливо приветствует пожилую пару Татьяна Анатольевна и помогает поднять на ступеньку багаж. Пока ждем следующих пассажиров, собеседница делится наблюдениями. – Вы обратили внимание, что вошедший мужчина держался за грудь в области сердца? Причины могут быть разные. А с учетом переменчивости погоды, возможно, подскочило давление. Нужно будет контролировать его в пути следования. Учитывать приходится не только то, как себя ведет и чувствует человек, но и его настроение. Поэтому в нашей работе нужно быть немного психологом.
За пять минут до отправления Татьяна Радионова просит провожающих покинуть вагон и в 16.57, точно по расписанию, поезд трогается. Пока состав движется вдоль перрона, проводники штабного и хвостового вагонов стоят у открытых дверей со свернутым желтым флажком (ночью с ручным фонарем прозрачно-белого света). Это сигналы для машиниста и работников станции, что все в порядке.
Татьяна Анатольевна собирает билеты и раздает постельное белье, рассказывает о порядке пользования оборудованием в купе, где расположены санитарные узлы, а также о платных услугах. Каждому гостю хозяйка вагона дарит очаровательную улыбку. Но ее взгляд становится серьезным в 5-м купе.
– Как вы себя чувствуете? – обращается она к пожилому мужчине. – Хотите, я принесу вам воды? Начальник поезда может вызвать медиков на ближайшую по маршруту станцию. Все в порядке? Если потребуется помощь, пожалуйста, обязательно обращайтесь.
Выйдя в коридор, железнодорожница поясняет мне, что в штабном вагоне находится аптечка первой помощи, а также эпидукладка, предназначенная для изоляции инфекционного больного. К слову, собеседница много лет была командиром санитарной дружины гражданской обороны.
– Проводники всегда готовы оказать пассажирам доврачебную помощь, например, при ожогах, отравлении или переломе, – серьезно говорит Татьяна Радионова. – А случаи бывают разные. Помню, 10 лет назад, когда я работала на фирменном поезде «Сож», в вагон села беременная женщина. Выглядела она спокойной, не волновалась, рассказала, что едет к супругу в Москву. Но спустя несколько часов после отправления буквально огорошила: «Рожаю!». Слава Богу, малыш дождался приезда медиков, хотя у меня было все готово для его появления на свет.
В рейсе, как отмечает Татьяна Анатольевна, зачастую приходится разрешать различные ситуации, касающиеся как психологической обстановки, так и безопасности пассажиров. А еще проводник должен быть технически грамотным, ведь вагоны оснащены современным оборудованием. Например, каждые 20 – 25 минут она проверяет работу системы контроля нагрева букс (СКНБ). Также следит за температурным режимом.
– В рейсе состав обслуживает поездной электромеханик, – поясняет собеседница. – Потекла труба, заклинило дверь, барахлит кондиционер – все это он исправляет на месте, в пути следования. Кроме того, контролирует исправность оборудования вагона, выполняет регламентные работы в пункте оборота.
Спустя два часа поездки появляется небольшая пауза, и Татьяна Анатольевна садится в купе… нет, не за чашечкой чая, а чтобы оформить необходимые документы. Учет пассажиров и постельного белья, реализация товаров – все подлежит строгой отчетности. К слову, поездная бригада заступает на смену за 4-5 часов до отправления в дорогу. Начальник поезда проводит предрейсовый инструктаж по технике безопасности и культуре общения с пассажирами. Кроме того, в вагонном участке проходят тренинги с психологами, встречи со специалистами из других организаций и предприятий.
После инструктажа – процедура сдачи-приемки вагона у дежурных коллег, вернувшихся из поездки. Они должны не только убрать мусор, но и пополнить запасы чайной продукции, сдать использованное постельное белье, получить новое. За все, что находится в вагоне, проводники несут материальную ответственность. И каждый раз, заступая на смену, сверяют количество вверенного им имущества, проверяют вагон на наличие посторонних предметов.
…За окном огни ночной станции Барановичи-Полесские. Здесь состав стоит чуть больше получаса. И все это время железнодорожница на посту – возле дверей.
– Верно подмечено: если возьмешь правильно первую ноту, то всю песню красиво споешь. Так и с подготовкой к рейсу: как настроишься на поездку, так она и пройдет. Кстати, у проводников тоже есть профессиональные суеверия. Вагонные ключи нельзя класть на стол. А выметать мусор надо от двери, а не наоборот, – отмечает собеседница. – Трудности? А у кого их нет? В нашей работе без доброжелательного отношения и чувства юмора не обойтись. У каждого человека свой темперамент, отношение к окружающим. И главная задача поездной бригады – найти подход к любому пассажиру и обеспечить ему комфортную и безопасную поездку. А вообще люди с нами ездят в основном душевные и спокойные, но не всегда внимательные: нередко забывают в купе личные вещи.
Окунувшись в воспоминания, Татьяна Радионова мысленно переносится в далекий 1990-й год. Первый самостоятельный рейс из города над Сожем в Брест для 18-летней выпускницы гомельского отраслевого училища оказался сложнее любых экзаменов. Плацкартный вагон, который она обслуживала, был полный. Признается, руки дрожали от волнения во время проверки билетов: непросто обслужить и уделить внимание пяти десяткам пассажиров. Когда же поняла, что все получается, стала чувствовать себя увереннее. Почти 20 лет Татьяна Радионова трудилась в фирменном поезде «Сож» сообщением Гомель – Москва. В последнее время регулярно ездит на Гродно. Отмечена знаками «Ганаровы транспартнік» и «Выдатнік Беларускай чыгункі».
В комфортной обстановке время летит незаметно. И вот в предрассветных лучах солнца на горизонте появляется один из старейших и красивейших городов Беларуси. Вагон уже не спит – за полчаса до прибытия Татьяна Анатольевна разбудила пассажиров и вернула им билеты.
– Обратный рейс у нас вечером. За это время необходимо подготовить состав: посмотреть, нет ли забытых вещей, упаковать использованное белье, и главное – тщательно убрать вагон, – отмечает Татьяна Радионова. – Да, бесспорно, работа наша нелегкая, требующая огромной выдержки, ответственности, дисциплины. Сложно подсчитать, сколько у меня было рейсов. Наверное, больше тысячи, и каждый уникален и неповторим. За это и люблю свою профессию. Проводником решила стать, посмотрев фильм «34-й скорый». О чем и написала когда-то в школьном сочинении на тему «Кем я хочу быть?». Кстати, вы, возможно, удивитесь, но его храню до сих пор. Перечитывать этот «труд» (улыбается) особенно приятно, ведь все мои мечты сбылись.
Экскурс в историю
Профессия проводника появилась в 30-х годах XIX столетия с началом пассажирских перевозок по железной дороге. Обязанности проверять билеты и объявлять станции возложили на обер-кондуктора (в переводе означает «сопровождающий»). Он был настоящим хозяином поезда и считался на транспорте заметной фигурой – наравне с машинистом паровоза.
Обязательный элемент сервировки – подстаканник – появился в 1892 году по инициативе министра путей сообщения Российской империи Сергея Витте. Однако чай проводники приносили только пассажирам вагонов первого и второго классов. Остальным с личными чайниками приходилось бегать на станцию, где стояли кубовые будки с кипятком или просто стойки с двумя кранами: горячей и холодной воды. Обязанность предлагать пассажирам чай была утверждена в должностной инструкции проводника только в 1946 году, с появлением цельнометаллических вагонов, в которых был предусмотрен титан.
Отопление в составах появилось в 1863 году, до этого в вагонах первого и второго классов к ногам пассажиров ставили горячие ящики. Тогда же в этих салон-вагонах появились и санузлы. А общие оборудовали ими только в 1900-м. Долгие годы серьезной проблемой было освещение. Поначалу для этого использовали стеариновые свечи, потом их заменили газовыми и масляными лампами. Но они были пожароопасные. С 1887 года в вагонах появились лампы накаливания, работали они от динамо-машины.
«До сих пор снятся поезда»
Больше полувека Ядвига Кравченко связана с Барановичским вагонным участком. Из них 34 года она трудилась проводником пассажирского вагона, начальником поезда, мастером цеха. И даже выйдя на заслуженный отдых, Ядвига Иосифовна по-прежнему часто бывает на любимом предприятии – много лет является заместителем председателя совета ветеранов.
– Мне до сих пор снятся поезда, станции, мелькающие за окном, и кажется, что слышу гудки тепловозов и мерный перестук колес, – с ноткой ностальгии рассказывает ветеран. – На железную дорогу пришла в 1969 году по совету соседа, который работал тогда нормировщиком на станции. За эту подсказку благодарна ему по сей день.
Первые профессиональные уроки Ядвига Иосифовна получила в качестве проводника поезда Гродно – Минск. Следующий рейс был уже на Москву. Через полгода заочно поступила в Гомельский техникум железнодорожного транспорта. Училась и работала. В 1980 году ее назначили начальником поезда Гродно – Москва.
– Прошло 43 года, а тот Олимпийский год помню так четко, словно это было вчера, – говорит собеседница. – Составы в столицу СССР ходили длинные, по 25 вагонов. Пассажиропоток был очень большой. На Белорусском вокзале даже не хватало длины перрона, и к дверям вагона проводники ставили специальные лесенки, чтобы люди могли комфортно спуститься. А через три года моей бригаде доверили обслуживать первый рейс фирменного поезда «Неман». Кстати, вагоны в то время были окрашены в зеленый цвет. Название большими белыми буквами было написано под окнами, а над ними желтым цветом указан маршрут Гродно – Москва.
С рождением дочери Ядвига Иосифовна сменила поездную работу на менее романтичную – стала мастером цеха. Кроме своих основных обязанностей всегда успешно справлялась и с общественной деятельностью: была секретарем комсомольской организации, а после и парторгом. За добросовестный труд награждена значком «Отличный работник Белорусской железной дороги».
– Конечно, за полвека многое изменилось в работе проводников. Прежде всего, условия труда, – отмечает собеседница. – В современных вагонах есть кондиционеры, биотуалеты, СВЧ-печи и холодильники. Они оборудованы современными системами отопления и освещения. А пассажирам предлагают большой выбор напитков и кондитерских изделий. Но все-таки тот чай был куда ароматнее пакетированного – натуральный, крупнолистовой. А может, это просто ностальгия (улыбается).
Лидия СЕРГЕЕВА