«К победам мчаться непросто…»
Два… Три… Четыре… Для сестер Ольги Каёшко и Елены Дмитриевой (по мужу) это не просто цифры. Они отражают очень значимое для их семьи понятие – трудовой стаж всех представителей большой и дружной династии. 234! За этой цифрой – не только судьбы трех поколений, но и история нескольких предприятий Гомельского узла. А началось все с локомотивного депо, которому в нынешнем году исполняется 150 лет и где более века трудились представители династии Каёшко.
Оповещая округу протяжным гудком, паровоз прибывает на вокзал станции Гомель. Тяжело отдуваясь, укутанный сизым паром, поезд неспешно подходил к перрону. Все ближе и ярче красная пятиконечная звезда, все медленнее вращаются громадные колеса со скрещенными дышлами. Мгновение… и 110-тонный тяжеловес замирает. Двери вагонов распахиваются, пассажиры высыпают на перрон и быстро расходятся по своим делам. Только 6-летний Валик Каёшко, покоренный мощью и силой стального гиганта, не может оторвать глаз от паровоза. Внимательный взгляд оценивает его механизмы, узлы и части, словно хочет все разом навсегда сохранить в детской памяти. Эта встреча стала судьбоносной для маленького гомельчанина. Спустя всего 10 лет он сделает первые шаги в профессии машиниста и станет основателем большой железнодорожной династии.
Пока ровесники гоняли в мяч или играли в казаки-разбойники, Валентин часами наблюдал за проносившимися мимо поездами, представляя, что это он ведет тяжелый состав. А если на его приветствие машинист отвечал паровозным гудком, радости мальчика не было предела. Он мечтал, как в будущем тоже наденет красивую форменную куртку с двумя рядами блестящих пуговиц и фуражку с непременным белым, серым или желтым кантом (или галуном). К слову, у помощников и кочегаров таких не было – только у машинистов, это был их отличительный знак, который означал продолжительную службу на дороге.
В 30-е годы прошлого века профессия машиниста паровоза считалась одной из самых почетных на железной дороге. Его уважительно называли «господином механиком», потому что отвечал за работу локомотива, и только от этого человека зависело, вовремя ли прибудет поезд в пункт назначения. Наверное, поэтому во взгляде «хозяина локомотива» читалось и достоинство, и воля, и уверенность. И даже своего рода величие. Спустя много лет, уже будучи машинистом-инструктором локомотивных бригад, Валентин Павлович поймет, что эти качества присущи далеко не всем его коллегам. Они появляются с многолетним опытом и огромной ответственностью за сотни человеческих жизней, с уверенностью в своем мастерстве и знаниях.
Впервые порог отдела кадров паровозного депо Гомель Валентин переступил в начале лета 1941-го. 15-летнего подростка честно предупредили: условия работы очень тяжелые. Но тот твердо заявил о желании быть кочегаром. «К победам мчаться не так просто», – подумал тогда про себя, но ведь и он не из слабаков. В первом же рейсе парень показал, что слов на ветер не бросает. На кочегара возлагались вспомогательные обязанности: он смазывал буксы, набирал масло и воду, подгребал из тендера в лоток уголь. Его за одну поездку Валентин перекидывал 15 – 17 тонн, из рейса возвращался измотанным, но в профессии разочарования не было. Наоборот, каждую свободную минуту внимательно следил за действиями машиниста.
– И даже во время Великой Отечественной войны он был неразлучен с железной дорогой, – рассказывает его сын, ветеран труда локомотивного депо Гомель Николай Валентинович. – Когда их семью эвакуировали в город Боготол Красноярского края, отец устроился в местное паровозное депо. А чтобы попасть на фронт, приписал себе один год. И до 1944-го служил в составе паровозных колонн НКПС на участках железных дорог 4-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов. Личный состав таких специальных формирований приравнивался к бойцам Красной армии. Отец награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и памятным знаком «Ветеран войны 1941 – 1945 гг.».
В сентябре 1944 года Валентин Каёшко вернулся в Гомель и продолжил честно и добросовестно трудиться в паровозном депо. Прошел путь от помощника машиниста паровоза до машиниста-инструктора локомотивных бригад. Всегда пользовался большим авторитетом у коллег, охотно делился знаниями и опытом с молодыми, принимал активное участие в общественной жизни предприятия. Его как одного из самых инициативных в 1953 году избрали в Гомельский городской совет депутатов. А в 1961-м от областной партийной организации делегировали для участия в ХХII съезде коммунистической партии Советского Союза. На мероприятии присутствовали 4394 делегата с решающим (среди них Валентин Каёшко) и 405 делегатов с совещательным голосом, а также делегации 80 зарубежных партий.
На память о том событии есть фотография на фоне Кремля. В черном плаще и модной шляпе Валентина Каёшко легко спутать с артистом кино. Но все-таки большую часть семейного архива составляют снимки, где глава династии – в железнодорожной форме. По черно-белым кадрам можно проследить и историю развития локомотивного депо Гомель, которому мужчина посвятил 44 года. Вот фото, где он вместе с коллегами в цехах и на территории предприятия, во время совещаний, на других – уже будучи машинистом-инструктором обсуждает с бригадами преимущества нового подвижного состава, тепловоза серии ТЭ3… Благодаря его увлечению фотографией удалось запечатлеть колоритный дух прошлых лет.
За добросовестный труд Валентин Каёшко удостоен ордена Трудового Красного Знамени и нагрудного значка «Почетному железнодорожнику», медали «Ветеран труда». Его фотография была размещена на городской и деповской Досках почета.
Более 35 лет в отделе рабочего снабжения магистрали трудилась и его супруга Тамара Васильевна. Железнодорожные профессии также выбрали их дети. Дочь Алла после окончания брестского отраслевого техникума в 1971 году пришла в Гомельскую дистанцию сигнализации и связи. Какое-то время работала телеграфистом. А после перешла электромехаником устройств сигнализации, централизации и блокировки. В этой должности трудилась вплоть до выхода на пенсию в 2010 году.
По стопам основателя династии пошел и сын Николай. Интересно, что мужчина практически повторил трудовой путь отца – от помощника машиниста тепловоза до машиниста-инструктора локомотивных бригад. Посвятил магистрали 40 лет.
– Для меня отец был непререкаемым авторитетом. Он всегда работал с полной отдачей, добросовестно, не считаясь с личным временем и интересами. И я старался не подвести его, – признается Николай Валентинович. – Объемы перевозок в начале 1970-х годов были значительные. Машинистов требовалось много. Поэтому помощником я пробыл недолго. После службы в армии, набравшись опыта и знаний, окончил курсы машинистов в дортехшколе. Начинал в грузовом движении, потом перевелся в пассажирское. Водить такие поезда почетно и престижно, но при этом более ответственно: нужно четко соблюдать график, обеспечивать безопасность движения и комфорт пассажиров.
За годы работы, признается собеседник, понял, что профессия машиниста тепловоза не так романтична, как казалось в детстве. Чувство ответственности, дисциплина, собранность, большой объем технических знаний – это лишь то немногое, чем должны обладать локомотивные бригады. Когда в 1973 году в приписной парк депо поступили дизель-поезда ДР1, Николай Валентинович одним из первых осваивал их устройство и особенности эксплуатации, обучал машинистов управлению и обслуживанию новой техники, составлял подвязки дизель-поездов к графику движения. В его трудовой книжке – десятки поощрений, в том числе запись о награждении Почетными грамотами Белорусской железной дороги и администрации Железнодорожного района Гомеля.
– Больше четверти века на железной дороге проработала и наша мама Татьяна Николаевна, она отмечена Почетной грамотой, – подключается к разговору старшая дочь Николая Валентиновича – Елена Дмитриева. – Но в первую очередь она была женой машиниста. Рабочий график у отца был очень напряженный. Вызвать в рейс могли и глубокой ночью, и ранним утром. Многие праздники мы встречали без отца. Даже свой день рождения он часто проводил за правым крылом локомотива. А когда вместе с коллегами осваивал новую технику, обкатывал машинистов, домой забегал только покушать. Все домашние хлопоты легли на мамины плечи. Но с каким нетерпением мы с сестрой ждали отца из рейса! Он еще умыться не успел, а мы уже приставали к нему с расспросами: «Пап, а зайчик нам что-нибудь передал?». Он сразу же подыгрывал: «А как же! В сундучке возьмите». Какое же вкусное было сало и хлеб у того зайчика! (смеется). Мне очень нравились папина форма и фуражка. А еще несколько раз он брал меня в кабину и даже разрешал «погудеть». Нам с сестрой тогда завидовали все соседские мальчишки. Естественно, куда поступать после окончания школы, у нас дилеммы не было. Обе окончили сначала Гомельский техникум железнодорожного транспорта, а затем БелГУТ. Как быстро летит время! Вроде совсем недавно получали дипломы, а у нас на двоих уже почти 55 лет трудового стажа! Я работаю в Гомельской дистанции гражданских сооружений ведущим инженером по организации и нормированию труда. Ольга – заместитель начальника участка производственного питания Гомельского отделения. Надеемся, что династия Каёшко и дальше будет продолжаться.
Лидия СЕРГЕЕВА