Октябрь
Чт
03
2024

Этих дней не смолкнет слава!

79 лет назад – 23 июня 1944 года – началась операция «Багратион», одна из крупнейших стратегических операций в истории Великой Отечественной войны. Одним из главных ее итогов стало полное освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Операцию назвали в честь русского полководца Петра Ивановича Багратиона, получившего известность в ходе Отечественной войны 1812-го.

Противник просчитался

Германское командование точно не знало, на каком направлении последует удар Красной армии. Фашисты предполагали, что советские войска продолжат уже начатое наступление в сторону Карпат. Цель – захват румынских месторождений и лишение Германии единственного источника нефти. Поэтому Гитлер решил усилить группу армий «Северная Украина», оборонявшую южную часть фронта. Часть бригад перебросили с белорусского выступа: немцы сочли, что глубоко эшелонированная линия обороны, построенная на этом участке, и труднодоступная местность остановят Красную армию. Также Гитлер объявил Витебск, Оршу, Могилев, Полоцк и Бобруйск «крепостями».
Усиление южного фронта заметило советское командование. Наступление там решили приостановить, а главные силы перебросить на белорусское направление. Замысел операции состоял в ряде ударов по флангам германской группировки под Витебском (с севера) и Бобруйском (с юга). Планировалось перерезать немцам путь к отступлению в районе Минска.

Натиск был неудержим

Операцию осуществляли три Белорусских фронта (под командованием генерала армии Константина Рокоссовского, генерал-полковников Георгия Захарова и Ивана Черняховского), а также 1-й Прибалтийский фронт под командованием генерала армии Ивана Баграмяна. Координацией всех действий занимались Маршалы Советского Союза Георгий Жуков и Александр Василевский.
В мемуарах «Воспоминания и размышления» Георгий Жуков отмечал: «По предварительным расчетам Генштаба, для обеспечения операции «Багратион» в войска надлежало направить до 400 тыс. тонн боеприпасов, 300 тыс. тонн горюче-смазочных материалов, до 500 тыс. тонн продовольствия и фуража. Нужно было сосредоточить в заданных районах 5 общевойсковых армий, 2 танковые и одну воздушную армии, а также 1-ю армию Войска Польского. Все это следовало перевезти с большими предосторожностями, чтобы не раскрыть подготовку фронтов к наступлению».

Неоценимая роль железнодорожников

Чтобы принять и пропустить мощный поток воинских эшелонов, железнодорожники совместно с органами тыла и военных сообщений фронтов, опираясь на опыт предыдущих лет, практиковали одностороннее движение поездов и одновременно массовое отправление составов друг за другом к фронту, отставляя порожняк на второстепенные, малозначимые пути станций. А затем, сдваивая порожние составы и используя другие направления и переправы, возвращали вагоны для погрузки. Основное бремя по перевозкам войск и воинских грузов легло на линии Белорусской и Западной железных дорог, которые были сильно разрушены.
Перед проведением операции «Багратион» партизаны и подпольщики нанесли мощные удары по железнодорожным коммуникациям противника, по сути, парализовав его перевозки. Только за одну ночь 20 июня 1944 года партизаны подорвали 40 тыс. рельсов, с 26 по 29 июня пустили под откос 147 вражеских эшелонов, захватили отдельные переправы на реках Случь и Птичь и некоторые железнодорожные участки.
Работники магистрали делали акцент на бесперебойной доставке к линии фронта воинских грузов, повышении скорости движения, сокращении времени оборота вагонов, экономии топлива, освоении методов вождения поездов на низкосортном угле.
Применяя передовой опыт, труженики Белорусской, Западной, Брест-Литовской и Белостокской железных дорог достигали высоких результатов. В ходе операции воинские поезда пропускали без задержек. В 1944 году только для 3-го Белорусского фронта по линии Смоленск – Орша – Минск – Молодечно за полтора месяца было доставлено 45 500 вагонов с воинским снаряжением и продовольствием. В ходе наступления войск 1-го Белорусского фронта его главными железнодорожными коммуникациями были линии Калинковичи – Лунинец – Брест, Калинковичи – Жлобин, Жлобин – Осиповичи – Брест и Ковель – Брест.

Наступление застало врасплох

Красная армия тщательно скрывала подготовку. На белорусском направлении был введен режим полного радиомолчания, развертывание войск велось в отдалении от фронта, имитировалось строительство долговременной обороны. Это обеспечило внезапность и застало немцев врасплох. Почти так же, как высадка союзников в Нормандии двумя неделями ранее.
Основной штурм немецких позиций с севера и юга начался 23 июня. На следующий день дивизии 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов окружили Витебск, а затем и Оршу. 27 июня оба города освободили. 4 июля советские войска заняли Полоцк.
На южном направлении бойцы 2-го Белорусского фронта форсировали Днепр и 28 июня взяли Могилев. 27 июня силами 1-го Белорусского фронта была окружена и через два дня полностью уничтожена группировка противника.
Перевозки в узлах пыталась сорвать вражеская авиация, прорывавшаяся сквозь заградительный огонь большими группами к Минску, Орше, Витебску и другим городам. Поэтому руководители узлов и отделений движения старались рассредоточить большую часть составов на промежуточных станциях и подъездных путях, находящихся у лесных массивов, особенно на ночь. На всех линейных станциях, кроме военных постов наблюдения, за небом следили дежурные работники и при появлении немецких самолетов срочно докладывали об этом диспетчеру. Для отражения нападения на поезда с неба использовали платформы с зенитными установками, за движением которых был установлен строжайший диспетчерский контроль.
Немецкий фронт начал разваливаться. 28 июня для его спасения с южного вектора срочно перебросили несколько дивизий. Командующим группы армий «Центр» был назначен генерал-фельдмаршал Вальтер Модель. Однако это не помогло: 1-й и 3-й Белорусские фронты синхронно ударили по направлению к столице Беларуси. В результате Минск был освобожден. В «котле» оказалась 4-я армия вермахта, которую ликвидировали 11 июля.
К концу августа из 97 дивизий и 13 бригад противника, участвовавших в боях, 17 дивизий и 3 бригады были полностью уничтожены, 50 потеряли более половины своего состава. Советские войска продвинулись на запад на 550 – 600 километров. Враг лишился свыше полумиллиона солдат и офицеров. Чтобы закрыть огромную брешь, образовавшуюся в результате наступления Красной армии, гитлеровцы вынуждены были перебросить сюда с других участков Восточного фронта и из Западной Европы 46 дивизий и 4 бригады.
«Германский фронт в Белоруссии распался так, как мы до сих пор не наблюдали в течение этой войны», – писала английская газета «Дейли телеграф энд Морнинг пост». «Никогда еще тактика концентрированных ударов… не была применена с таким искусством, с каким ее применила Красная армия, рассекшая ударами германский фронт», – подчеркивала эта же газета 26 июня 1944 года.

Белорусская наступательная операция «Багратион» длилась 68 суток.

Мемориал Курган Славы
Памятник расположен на территории Смолевичского района. Именно в этих местах в июле 1944-го во время операции «Багратион» в окружение попала 150-тысячная группировка гитлеровских войск. Согласно задумке, монументальная композиция должна была ознаменовать победоносное завершение наступательной операции советских войск. Курган Славы был открыт в 1969 году.

Свобода народам Европы

Успех операции «Багратион» имел огромное военно-политическое значение. Были полностью освобождены Беларусь, более трех четвертей территории Литвы, Латвии, началось изгнание фашистских оккупантов из Польши. Стратегическая обстановка на советско-германском фронте претерпела коренные изменения.
Переброска вражеских войск из Украины в Беларусь в ходе операции «Багратион» облегчила задачи по освобождению западных областей Украины, восточных районов Польши, республик Балтии. Выход частей Красной армии на широком фронте к рекам Висле, Сане, границам Восточной Пруссии открывал им дорогу на Варшаву, Берлин, Кенигсберг.
Летне-осенняя кампания советских войск стала главным событием Второй мировой войны в 1944-м. Попытки западных историков и пропагандистов приписать открытию второго фронта решающее значение в военных действиях 1944 – 1945 годов, представить США как «главного спасителя Европы» не соответствуют действительности. Оценивая впоследствии результаты этого наступления, бывший фашистский генерал Зигфрид Вестфаль писал: «В течение лета и осени 1944 года немецкую армию постигло величайшее в ее истории поражение, превзошедшее даже сталинградское… Теперь Германия неудержимо катилась в пропасть».

Николай ШЕВЧЕНКО
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика