Так диктовало время
Ни в одной энциклопедии не почерпнешь столько полезной информации, сколько из общения с ветеранами Белорусской железной дороги. Рассказывая о своей работе, они, по сути, говорят о всей жизни – выборе профессии, становлении, учителях и коллегах, трудностях и достижениях… А еще, конечно, о малой Родине, семье – том, что дает духовную силу, питает энергией каждого человека. И в этом смысле встречи с железнодорожниками, посвятившими отрасли многие десятилетия, особенно притягательны. У каждого – своя биография и неповторимый взгляд на события и факты, которые стали определяющими для развития дороги. Сегодняшний гость редакции – ветеран моторвагонного депо Минск Анатолий Макаров – именно такой: мудрый и рассудительный собеседник, настоящий профессионал, который гордится тем, что более 40 лет посвятил Белорусской магистрали.
Первые страницы в его жизненной энциклопедии были написаны на малой Родине – в Горьковской (ныне – Нижегородской) области России.
– Я родился в деревне Спирино Большемурашкинского района в 1941 году, – начинает рассказ ветеран. – Деревня расположена на берегу реки Палец. К этому времени она обмелела, а когда-то по ее берегам стояло несколько мельниц. Эта река ниже по течению впадает в другую – Сундовик, а та – в Волгу, которая несет свои воды в 25 км от Спирино. Примерно на таком же расстоянии от нашей деревни проходила и железная дорога. И порой в вечерней тишине слышались протяжные гудки – то ли волжских пароходов, то ли могучих трудяг-паровозов…
Анатолий в семье был единственным ребенком. Рос без отца. Мама много рассказывала о нем. До Великой Отечественной войны он работал в колхозе скотником. Срочную службу проходил в кавалерии в городе Новгород-Волынский (Украина). Был ворошиловским стрелком. Как-то во время учений полк, где он служил, показал отличные результаты в подготовке. И нарком обороны СССР Климент Ворошилов, который там присутствовал, подарил командиру полка породистого жеребца. Конь оказался с норовом: забраться на него было непросто. И тогда командир передал «подарок» Ивану Макарову. К удивлению остальных военнослужащих, тот с ним быстро поладил. Сослуживец вспоминал его фразу: «Ничего, обуздаем!».
Затем воспоминания Анатолия Ивановича переносятся в 1941 год. 8 июня, за две недели до Великой Отечественной, отца уведомили о том, что нужно ехать на военные сборы в Гороховецкие лагеря во Владимирскую область (около 79 км от Горького). Но оказался он в подмосковном Подольске. Война – тяжелое испытание. Немногие дожили до мая 1945-го. Среди тех, кто встретил известие о Победе в Берлине, был односельчанин отца Феофан Елисеев. К слову, согласно архивным данным, в 1859 году (когда проводилась перепись населения империи) в деревне Спирино насчитывалось 33 двора, там проживали 95 женщин и 111 мужчин. В 1941-м было уже 80 дворов. Около 40 человек не вернулись с фронта, в том числе и отец героя публикации.
– Позже я узнал, что папа попал в плен и умер в одном из немецких шталагов (лагерей), – продолжает рассказ ветеран. – Мой дядя Александр, брат отца, получил ранение под Барановичами, лишился двух пальцев на руке во время минометного обстрела. Второй брат, Евгений, пропал без вести.
У дедушки погибли два брата – Василий и Александр, Михаил, хоть и был ранен, но вернулся домой. Дедушка, к слову, проходил службу еще в царской армии. Бабушка вспоминала, как однажды ездила к нему в Петроград на поезде. Путешествие было долгим.
В городе они смотрели разные достопримечательности, были и в зверинце, что произвело особенно сильное впечатление на гостью. По возвращении домой бабушка, в частности, много рассказывала о необыкновенно красивой птичке. «Каких только цветов на ней не было!» – восклицала она, но название так и не вспомнила. Судя по описанию, это был павлин.
К труду не привыкать
В годы войны мама Анатолия Ивановича работала на ферме дояркой. Труд тяжелый. В 12 ночи возвращалась домой, а в 6 утра снова спешила на работу. Перед избой дедушка выкопал колодец, а рядом стояла мазанка – сруб, обмазанный глиной и покрытый сверху деревянными досками. Он состоял из двух частей:
в одной хранили хлеб, в другой – одежду. И надо же было такому случиться, что однажды ночью мазанку взломали. «Вывезли сто пудов нашего хлеба и всю одежду», – с горечью, словно это случилось вчера, говорит Анатолий Макаров. Для семьи это стало большим ударом. Вызвали милицию. Правоохранители поинтересовались, кто из деревни мог бы такое сделать? Но мама и бабушка промолчали, не хотели никого безосновательно обвинять… Собеседник вспоминает, как однажды маму за хорошую работу наградили теленком. Выросла корова, но поскольку кормить было нечем, семье пришлось ее продать.
В Спирино была начальная школа. Анатолий Макаров до сих пор помнит имя первого учителя – его звали Иван Алексеевич. На занятия мальчик ходил вместе с двоюродным братом – тот учился в третьем классе.
– Как-то во время правописания мы должны были аккуратно выводить буквы в тетрадке, – говорит с улыбкой собеседник. – У меня, как я ни старался, ничего не получалось, выходили какие-то закорючки. И тогда я попросил у двоюродного брата красивый перламутровый карандаш. «Вот с ним у меня обязательно выйдет все, как надо!», – думал я. Но это, увы, не помогло: те же крючки, только другого цвета… Пришлось самому стараться.
Мальчик окончил в Спирино четыре класса. А дальше нужно было ходить в другую деревню, Курлаково, за четыре километра. Зимой нередко добирался на лыжах, в теплое время года – на велосипеде. Чтобы его купить, надо было что-то продать – яйца, муку. Но денег все равно не хватало. Пришлось заколоть барана, и только так, продав еще и мясо, собрали нужную сумму. За велосипед, кстати, заплатили 652 рубля.
Когда паренек подрос, начал помогать взрослым. Работал в колхозе, во время летних каникул вывозил из деревни на поля навоз. Анатолий сам садился на телегу и управлял лошадью. Помогал и в уборке зерна.
– Ездить верхом я научился лет с семи, – говорит Анатолий Иванович. – А после четвертого класса мы с другом, сыном конюха, подрядились пасти лошадей. В деревне их было много. С утра выгоняли на луг, в обед пригоняли в стойла, а потом до вечера снова гнали на выпас. Часов у нас не было, время определяли по солнцу и тени. Вот такой была трудовая закалка – с малых лет.
Форма военная. И железнодорожная
Окончив семь классов, парень выучился на шофера в училище механизации, находившемся в районном центре. В 1960 году завершил учебу, получил водительские права. А затем – служба в армии, которую герой публикации проходил в Москве – в 1-й отдельной мотострелковой дивизии ордена Ленина имени Ф. Э. Дзержинского в 1-м полку. Затем его направили в Реутово – в 4-й полк.
Вспоминает, как во время службы к ним с концертами приезжали звезды советской эстрады: Людмила Зыкина, Георг Отс и другие. Были встречи с героями-партизанами.
Анатолий Макаров прослужил два года и был комиссован по состоянию здоровья. Однажды у солдата так заболел бок, что пришлось обратиться в санитарную часть. После многочисленных обследований врачи никаких патологий не обнаружили и решили вернуть Макарова в строй. Но боль не утихала.
И тогда комиссия решила, что продолжать службу парень не сможет, нужно лечиться. Диагноз – «мочекаменная болезнь». От камней молодой человек избавился через два года. Как говорит сам, «благодаря тому, что обильно употреблял арбузы».
После армии Анатолий Макаров полгода работал на Горьковском металлургическом заводе учеником шлифовщика. Затем уволился оттуда и устроился на железную дорогу – в локомотивное депо Горький-Сортировочный слесарем по ремонту электровозов. В 1971 году поступил в московский техникум железнодорожного транспорта. Наверное, вспомнил те протяжные паровозные гудки из детства, что так бередили душу… Учился заочно.
Ранее, еще в середине 1960-х, в Горьком Анатолий Иванович познакомился со своей будущей супругой. Там Валентина Иосифовна – уроженка Брестской области – оказалась по распределению после окончания отраслевого техникума в городе над Бугом. Жила она в общежитии для молодых специалистов, в соседнем общежитии – Анатолий Макаров. Девушка трудилась дежурным по станции, потом поступила в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Позже переводом вернулась на Родину.
Молодые люди, между которыми возникли романтические чувства, не хотели расставаться. И Валентина уговорила Анатолия приехать в Беларусь. Сама она уже работала в моторвагонном депо Минск экономистом.
Попал в хороший коллектив
Предприятию требовались квалифицированные специалисты. И в 1970 году Макаров принял судьбоносное решение: уволился с Горьковской железной дороги и перебрался на Белорусскую.
– Немного волновался перед поездкой в Минск. Помню, когда в городе снимал комнату, соседка хозяйки, работавшая в моторвагонном депо, сказала: «Не переживайте, Вам здесь точно плохо не будет!». Эти слова как-то успокоили. А позже я и сам убедился, в какой хороший коллектив попал. «Работать с такими замечательными людьми было приятно», – говорит Анатолий Иванович.
В Смоленске был учебно-консультативный пункт (УКП), куда периодически ездил железнодорожник, чтобы сдать экзамены за очередной период обучения. А иногда его вызывали на сессию в столицу. Защита диплома проходила в Москве.
В моторвагонном депо Анатолий Иванович начал карьеру с должности слесаря по ремонту подвижного состава, но в этом качестве поработал лишь полтора месяца. В январе 1971-го сдал экзамены и получил удостоверение помощника машиниста электропоезда. Его закрепили за Михаилом Павловичем Соболевским, толковым и очень грамотным специалистом.
В октябре в составе группы из 18 человек железнодорожника отправили в Горький (считай, на малую Родину) учиться на машиниста электропоезда.
– Это, конечно, пошло на пользу. Вернулся в Минск и начал работать, – продолжает Анатолий Макаров. – Хорошо помню первый рейс в качестве машиниста. Ехал на Молодечно. Сопровождал меня Геннадий Николаевич Жуков (впоследствии почетный железнодорожник). Его в депо уважительно называли «хозяин электрички». Статья под таким заголовком была когда-то опубликована и в «Железнодорожнике Белоруссии». Первый рейс… Волнение… Но знаете, как только привел в движение состав, оно пропало. А дальше все пошло как по маслу.
Когда осваивали участок Минск – Пуховичи, локомотивную бригаду сопровождал Георгий Константинович Галкин. Он работал на дизель-поездах, знал профиль пути, хорошо разбирался в электропоездах. Был классным машинистом, замечательным человеком, надежным товарищем.
В рейс – с особым настроем
– Что было самым важным в Вашей работе? – задаю вопрос Анатолию Ивановичу.
– Прежде всего, свою работу надо любить. Если не любишь, ничего не будет клеиться, – задумавшись, отвечает ветеран. – Как машинист скажу так: в рейс нужно выходить отдохнувшим и с особым настроем. В дороге, конечно, всякое бывает, но важно не теряться, не паниковать, действовать строго в соответствии с инструкциями. Да, порой возникали неисправности. В таком случае я старался их устранять вместе с помощником машиниста. Когда пришел в депо, многие электропоезда были, скажем так, уже со старой начинкой, они доставляли неприятности в эксплуатации. Но благодаря профессионализму наших работников все проблемы решались. Вспоминаю машиниста Анатолия Петровича Яковлева. Это был специалист высочайшего класса, в хорошем смысле дотошный человек. Электропоезд, а также все необходимые в работе инструменты, содержал в образцовом порядке, все фиксировал на бумаге. Часто повторял слова Владимира Ильича Ленина: «Самая лучшая память – это карандаш». К слову, в те годы за каждым электропоездом закрепляли четыре бригады.
Время было непростое, но интересное. В депо поступали новые электропоезда, их нужно было осваивать. А это значит, развиваться самому, ведь знаний, как справедливо замечает собеседник, много не бывает. Полигон электрификации постоянно расширялся. Осиповичи, Столбцы, Борисов, Барановичи, Орша – герой публикации работал на всех направлениях. «В широком смысле электрификация – это прогресс. Культура производства становится на порядок выше! Тепло, светло, комфортно. Для дороги, а значит, и для всего государства – это серьезная экономия средств. Еще один плюс – уменьшение негативного воздействия на окружающую среду», – отмечает ветеран.
Анатолий Иванович трудился с самоотдачей, старался быть примером для других. Неслучайно его фото даже попало в газету «Гудок». Его мы сегодня также публикуем. А подпись под этим снимком такая: «В честь 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне коллектив Минского моторвагонного депо принял повышенные социалистические обязательства. На Вахты памяти в честь городов-героев встают локомотивные бригады и добиваются высоких результатов. Среди тех, кто возглавляет соревнование в коллективе, – машинист Анатолий Иванович Макаров. Портрет передовика – на Доске почета». Фото сделал Анатолий Дашкевич, чья профессиональная деятельность тесно связана с нашей газетой.
Труд железнодорожника ценили. Среди его наград особое место занимает Почетный диплом, подписанный министром путей сообщения СССР в 1989 году. Почетных грамот – более десяти (Октябрьского района, Минского отделения, дороги и т. д.), есть удостоверение ударника коммунистического труда, знак «Победитель социалистического соревнования». В 1988 году на дорожном конкурсе «Лучший по профессии» герой публикации занял первое место.
За добросовестный труд Анатолия Макарова премировали туристической путевкой. Ему предложили выбрать: в ГДР или в Северную Корею. Как вспоминает ветеран, сперва он отказался. Но после разговора с женой согласился и полетел в Северную Корею, о чем ни на минуту не пожалел. Путешествие произвело на него неизгладимое впечатление. До сих пор вспоминает природу Страны утренней свежести, кухню, традиции, которые советскому человеку были в диковинку.
Когда востребован опыт
Машинистом Анатолий Макаров работал до 1996 года. А затем начальник депо Николай Николаевич Соболевский предложил ему другую должность – инженера по подготовке кадров. В тот период особенно остро ощущалась нехватка помощников машиниста. Опытный железнодорожник с энтузиазмом взялся за дело и сумел организовать обучение на базе депо. Выпустил по одной группе в 2000 и 2001 годах.
– Я нашел преподавателей среди наших сотрудников, сам вел такой непростой предмет, как «автоматические тормоза». Решал многие организационные вопросы, – говорит Анатолий Макаров.
Богатый жизненный и профессиональный опыт был востребован и в дальнейшем. В 2002-м Анатолия Ивановича избрали председателем совета ветеранов моторвагонного депо. Трудился он до 9 февраля 2021 года – 18 с половиной лет! Если в начале его ветеранской деятельности в первичке было около 140 человек, то на момент ухода уже около трехсот. Как мог, старался быть полезным людям, решал их проблемы, проводил различные мероприятия с участием ветеранов. Сегодня этот человек является почетным председателем Белорусского общественного объединения ветеранов.
– Только добрыми словами я вспоминаю наших ветеранов. В их числе почетные железнодорожники Владимир Иванович Астрейко, Владимир Васильевич Верещагин, Степан Емельянович Пукач, а также Владимир Владимирович Шишло, Геннадий Антонович Богуш, Григорий Израилевич Волохов. Не могу не вспомнить Василия Дмитриевича Гришина – в прошлом начальника техотдела (позже он был ответственным секретарем ветеранской организации депо, является почетным ветераном Организации ветеранов Белорусской железной дороги). Хороших слов достойны в прошлом машинист Владимир Никифорович Бедняков (был заместителем председателя совета ветеранов депо). Большой вклад в обеспечение безопасности движения поездов внесли машинисты-инструкторы и почетные железнодорожники Владимир Моисеевич Хвалей (почетный ветеран депо) и Александр Николаевич Радкевич. Долгие годы на предприятии трудились дежурный по депо Павел Егорович Гупанов (был членом совета ветеранов депо), экономист Валентина Иосифовна Макарова, которая активно вела общественную работу, главный бухгалтер Надежда Николаевна Достанко (председатель совета ветеранов депо), бухгалтер Валентина Васильевна Мартунович (сейчас заместитель председателя совета ветеранов). Добрых слов заслуживают ветераны депо, почетные железнодорожники Николай Дмитриевич Долматов, Иван Сидорович Дударев, а также Иван Иосифович Банщик, Владимир Ильич Бобровко, Георгий Георгиевич Гречихин, Евгений Иванович Гаевский, Михаил Иванович Драчёв, Михаил Павлович Лешков, Генрих Станиславович Мазуро, Анатолий Петрович Маргевич, Михаил Викторович Шкут и многие другие.
Большое содействие ветеранской организации оказывал в прошлом начальник депо Олег Александрович Сидорович и председатель профсоюзного комитета Нина Сергеевна Ларьяновская. Они способствовали развитию ветеранского движения на предприятии.
Уважение – за достижения
В семейном архиве железнодорожника немало интересных фотографий. Служба в армии, работа в депо (не только производственные фото, но и, к примеру, во время праздничной демонстрации), снимки с ветеранами… В каждую фотографию Анатолий Иванович внимательно всматривается, словно заново переживая запечатленный момент, и рассказывает, при каких обстоятельствах был сделан снимок, как сложились судьбы людей, которые попали в кадр.
Его очень уважают в депо. Позволим себе процитировать строки из приветственного адреса по случаю 70-летия ветерана: «Вся Ваша трудовая деятельность была связана с железной дорогой, где раскрылся Ваш талант организатора, профессионала, специалиста. Более 40 лет Вашей жизни принадлежит моторвагонному депо Минск. Вы прошли большой и интересный путь, работая слесарем-электриком, помощником машиниста, машинистом электропоезда, инструктором производственного обучения. Трудовая закалка, чувство ответственности позволили Вам обеспечить бесперебойную работу железнодорожного транспорта, внедрить передовые методы работы. Своим трудолюбием, чутким отношением к людям Вы заслужили высокий и неоспоримый авторитет коллег».
Не один десяток лет Анатолий Макаров дружит с нашей газетой. Внимательно читает каждый номер, с особенным интересом – публикации о моторвагонном депо, в том числе о ветеранах предприятия. Он и сам был героем материалов. Открытый, общительный и очень доброжелательный человек. Его судьбу не назовешь легкой, все достижения связаны с тяжелым трудом. Но ветеран не привык ни на что жаловаться. Лишь один раз во время беседы голос Анатолия Ивановича дрогнул – когда он говорил о своей супруге, ушедшей из жизни в декабре прошлого года. С Валентиной Иосифовной они прожили душа в душу 52 года, отметили золотую свадьбу.
– Думал ли я, что так сложится судьба? О городской жизни я, деревенский паренек, даже не мечтал. Но случилось так, как случилось. Машинист – почетная профессия, и всегда такой будет. Спасибо руководству депо, что не забывают нас, ветеранов. Да, проблем хватает. Но на вопрос «Как дела?» я всегда отвечаю «Прекрасно!». От этого и самому становится легче. А жизнь? Жизнь продолжается.
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ