Один кадр – один миг
Всем известна фраза, что фотограф смотрит на мир через объектив фотоаппарата. Каждым кадром он не только показывает зрителю кусочек жизни, но, в первую очередь, передает свое восприятие действительности, свой характер. Это и называется авторский почерк.
Электромеханик СЦБ Могилевской дистанции сигнализации и связи Александр Поздняков (на фото), по его словам, пока еще в творческом поиске. Пробует разные жанры и стили, но точно знает, что своими снимками хочет вызывать у зрителей положительные эмоции.
– Всерьез фотографией я увлекся лет десять назад. А до этого просто по случаю снимал родных, друзей и дачные окрестности, – рассказывает Александр. – Я и сейчас больше всего люблю работать на природе, в моем портфолио много пейзажей. Людей фотографирую только знакомых и по их желанию. Случайные снимки на улице не делаю, ведь не каждый будет этому рад. Да и вообще такая съемка как вмешательство в чью-то личную жизнь, может даже навредить.
В объективе Александра Позднякова действительность выглядит как-то особенно живо и красочно. И это при том, что дорогой техникой он, по собственному признанию, пока не обзавелся. Начинал с обычной портативной цифровой камеры Canon на 14 мегапикселей, которая приобреталась как семейный «фотик». Со временем сменил бренд на Nikon.
В полуфинале мирового конкурса
Долгое время фотография оставалась уделом избранных, ведь нужно было изучить огромный свод технических характеристик, приобрести множество расходных материалов, не говоря уже про временные затраты на создание и печать одного снимка. Появление цифровой аппаратуры сняло ограничение на творческие эксперименты. Сегодня участниками фотовыставок и конкурсов могут стать как профессионалы, так и любители. Да и в качестве экспертов к оценке работ все чаще привлекаются рядовые интернет-пользователи – от академически правильных канонов фотоискусство отходит в сторону индивидуальности и эмоциональности.
На себе этот процесс ощутил и Александр Поздняков. Не так давно он был удостоен диплома 8-й ежегодной Международной фотопремии 35AWARDS. Всего участие в ней приняли около 105 тыс. человек из 174 стран. За представленные Александром работы проголосовало много людей, что дало ему возможность дойти до полуфинала мирового конкурса. Могилевский железнодорожник получил признание в номинации «Концептуальная фотография», оставив за собой место в ТОР 200 белорусских мастеров фотообъектива.
– Участие в такой фотопремии престижно, ведь мои работы оценивали, как авторы, так и жюри. Значит, они поняли мое видение, это отличная мотивация, – уверен Александр. – Я стараюсь отправлять снимки на различные конкурсы. Например, на одном из международных вошел в десятку лучших. Пробовал силы и в дорожных, но там пока наград не получил. Сейчас планирую подать заявку на фотоконкурс, посвященный Году мира и созидания. Конечно, хочется быть замеченным и в формате магистрали.
Важен подход
Увлечение сына фотографией находит поддержку и у родителей Александра Позднякова. Они не только его любимые фотомодели, но и первые судьи. Особенно мама Елена Степановна (на фото), которая всегда с нетерпением ждет новых снимков. Интересуются творческими планами и коллеги: «В нашем цехе № 3 отличный коллектив, все подписаны на меня в соцсетях, спрашивают, что делаю сейчас», – рассказывает собеседник. В Могилевской дистанции сигнализации и связи он трудится с 2013-го. Но после окончания местного электротехнического колледжа выбор на магистраль пал не сразу.
– Сначала попробовал себя в других сферах. Не сложилось. А потом вспомнил, что мои бабушка и дедушка были железнодорожниками, так что может это гены, – улыбается Александр. – Сейчас я тружусь электромехаником СЦБ на станции Рыжковичи. С руководством и коллегами отношения, я считаю, сложились. Да и сама работа мне нравится, иначе я бы здесь не находился, ведь уже есть с чем сравнивать.
К какому-то одному направлению как фотохудожник Александр Поздняков себя пока не относит. Начинал с пейзажей, а сейчас пробует силы в концептуальной и арт-фотографии. Наблюдает за творческими поисками мастеров объектива из разных стран, ведет переписку и перенимает у них интересные приемы. «Но, в результате, все равно у меня получается что-то свое, индивидуальное», – отмечает железнодорожник. А вот выделить самый любимый снимок Александр не может. Говорит, те, что выносит на всеобщее обозрение, нравятся, все получились.
– По фото всегда понятно, вложил автор в него свою душу или нет. Важен подход, нужно пропускать через себя то, что увидел, – уверен Александр Поздняков. – Конкурсы, дипломы – это хорошо, но для меня все же важнее то, что мои работы видят другие люди, голосуют за них, пишут отзывы. Значит, не остались равнодушными, значит, понравилось. Я же к окружающему миру отношусь с любопытством и стараюсь видеть больше положительных моментов, которыми и делюсь с другими.
Елена ВЕТРОВА