Декабрь
Ср
04
2024

«Мне нравится жить!»

Кукла, машинка на пульте управления, набор для рисования, робот, велосипед... В семилетнем возрасте современные девчонки и мальчишки мечтают о разном. У ветерана локомотивного депо Барановичи Полины Мушкаревой в детстве было совсем другое желание, заветное для миллионов, – чтобы война скорее закончилась. Самый долгожданный и бесценный подарок она получила на свое девятилетие – 9 Мая 1945 года. Сегодня Полина Яковлевна мечтает о том, чтобы никому и никогда не довелось пережить то, через что прошла она.

На берегу реки, окруженной лесами, в Жиздринском районе Калужской области России расположилась деревня Петровка. До Великой Отечественной именно здесь мирно и счастливо жили супруги Борисовы и их пятеро детей: Петр, Наталья, Александра, Полина и Рая. Пока взрослые работали в колхозе, старшие помогали по дому, следили за малышами. Все изменилось в одночасье.
– Петровку враги оккупировали быстро, их было очень много. Немцы заняли наш дом – большой, на два выхода (во двор и на улицу), а мы переселились в одну из комнат, – вспоминает Полина Яковлевна. – Фашистам в селе жилось хорошо, ведь практически все держали хозяйство. Омрачали их существование только частые бомбежки и обстрелы, а мы прятались в подвале с небольшим окошечком вверху. Чтобы пули не задели, прижимались к стенам. Немцы же во время перестрелок отсиживались в длинных канавах, которые окружали дома. А чтобы никто не сбежал, наши укрытия заливали водой. В общем, было очень страшно. Еще помню залпы установки БМ-13 вдалеке. Взрослые рассказали, что это «Катюша». Не забуду, как в начале лета 1943-го немцы собрали в нашем дворе детей и женщин из всей деревни и погнали всех куда-то…
Только спустя время стало известно – в Беларусь. От деревни Петровка до границы – более 250 км. Долгий путь семилетняя Полина, ее сестры, мама и другие пленники, гонимые порой ударами, преодолевали пешком почти все лето. Измученные, испуганные…
– То, что нас били плетями, не самое ужасное, а вот голод был страшный, дети плакали, – рассказывает Полина Яковлевна. – Спасением стали опавшие яблоки (хоть и не всегда, но их разрешали поднимать) и еда, которой делились жители деревень, где останавливались на ночь. Обычно нас загоняли в какой-нибудь дом или сарай, спали на чем придется. А утром снова в дорогу под прицелом кружащих в небе самолетов. Тогда я не понимала, почему, зачем нас куда-то гонят? И только повзрослев, осознала, что мы по сути были прикрытием немцев, защитой от ударов Красной армии.
В сентябре 1943 года пленники попали на территорию Беларуси. их загнали в вагоны, предназначенные, видимо, для перевозки скота. Затем они оказались в Колдычевском концлагере, что в Барановичском районе. По официальным данным, там погибли свыше 22 тыс. человек. А действовал он с марта 1942-го по июль 1944-го. Борисовы провели в застенках почти 9 месяцев, пройдя все круги ада.
– Первое, что мы увидели в лагере, – два длинных барака, обнесенных двойной колючей проволокой, с двойными нарами без ничего. Там мы и жили, – продолжает Полина Яковлевна. – Детей, как и взрослых, заставляли работать: выносить ночные урны, убирать мусор, мести двор. При этом все время подгоняли, а если чуть отставали, били. Еще на прогулку выводили, но не потому что жалели, а чтобы показать, где виселицы пока стоят пустые, а где нет. Мы видели убитых…
Эти воспоминания заставляют женщину, которая стойко и мужественно вела свой рассказ до этого момента, на несколько секунд прерваться. В следующее мгновение на ее глазах выступают слезы, однако повествование продолжается дальше:
– Мы много плакали, голодали, мерзли. Мама пыталась нас как-то успокоить, но мы ее практически не видели, так как взрослых вывозили из лагеря на работу. Так и жили. До июля 1944-го, когда поднялся сильный шум, а затем открылись двери барака и нам сказали выходить. Из-за сильного страха никто сразу с места не сдвинулся. Лишь узнав, что это советские войска и нас освободили, стали потихоньку приходить в себя.
Узников Колдычевского концлагеря, оказавшихся вдали от Родины, приютили жители деревни Великие Луки, что была неподалеку.
– Где встретили 9 мая 1945-го, точно не скажу. Помню, что всем раздавали цветы и было много людей. Все плакали, смеялись и кричали: «Победа! Мир!», – рассказывает Полина Яковлевна. – В сентябре я пошла в школу, которая располагалась в хате с большой печкой. начинать новую жизнь оказалось трудно, ведь мы остались без дома и поддержки отца и брата. О том, что папа погиб, стало известно сразу. А вот Петю еще в течение двух лет после окончания войны искали, пока не получили письмо с официальным ответом: пропал без вести. Слава Богу, вернулась живой старшая сестра Наташа – на фронте она ухаживала за ранеными. Через год вышла замуж и забрала нас к себе в Барановичи. Чтобы иметь средства к существованию, мы продавали воду из колодца за 15 копеек, овощи и фрукты, которые удавалось раздобыть маме. Непростым было и мое обучение без знания белорусского языка. Но со временем стала любить его так же, как и родной. Еще нравились математика, химия и физика.
Окончив 10 классов, девушка устроилась в редакцию газеты «Красная звезда»: диктовала машинистке журналистские материалы, а затем уже набранные полосы относила в типографию. После трудилась на фабрике по изготовлению елочных игрушек. А когда вышла замуж за машиниста Игоря Мушкарева, 15 лет посвятила семье. Дочери подросли, и Полина Яковлевна тоже решила стать железнодорожницей: в феврале 1971-го ее приняли пробоотборщицей в химлабораторию локомотивного депо Барановичи, где уже работал супруг героини публикации.
– Моя задача заключалась в отборе проб масла, воды и электролита с подвижного состава перед его отправлением в рейс. Став лаборантом второго разряда, сама проводила их химический анализ, – рассказывает собеседница. – Ответственность высокая, права на ошибку нет. И я сделала все, чтобы ее не допустить.
Свою работу Полина Мушкарева любила. За высокий профессионализм ее фотография заносилась на Доску почета предприятия, она не раз поощрялась премиями. В трудовой книжке есть запись и «за достойную встречу Всесоюзного дня железнодорожника», и «за активное участие в общественной работе». Кроме того, Полина Яковлевна являлась культмассовым работником. Еще пела в хоре, выступала на праздниках как в своей, так и других организациях. Даже по достижении пенсионного возраста оставалась активисткой.
На Белорусской магистрали героиня публикации трудилась более четвери века. Столько же ветеран на заслуженном отдыхе, но по традиции раз в год – в праздник Великой Победы, который совпадает с ее днем рождения, – встречает у себя дорогих гостей: руководство, представителей профсоюза и совета ветеранов депо. Огромный букет цветов, подарок и, конечно, снимок на память, который затем передают Полине Яковлевне. Фотографии она любит, их в доме очень много: послевоенные с родными, со встречи с бывшими узниками концлагерей, проживающих в Барановичах, с известным певцом Леонидом Агутиным на побережье Балтийского моря в Латвии, с парадов, на которых старается бывать каждое 9 Мая. В этом году коллекция ветерана пополнилась особенным альбомом «на добрую память от коллектива и учащихся средней школы № 9 имени Г. Н. Холостякова». Впервые в этом учебном заведении женщина побывала в феврале в качестве особого гостя выставки, посвященной геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной. В марте она приняла участие в открытии тематической экспозиции в СШ № 16, а в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей школьники обоих учреждений образования побывали с ответным визитом у героини публикации. Приятно ей было получить поздравления от ребят и в день рождения.
Позитивная, добрая, открытая – Полина Яковлевна располагает к себе с первых минут общения. А рассказывает так, что хочется слушать и слушать. Вот и ведущий инженер Центра разработки нормативов для организации и нормирования труда Белорусской магистрали Ольга Фумелева настолько прониклась историей этой мужественной женщины и ее жизнелюбием, что без раздумий позвонила в редакцию отраслевого издания и сказала: «Об этом человеке стоит непременно написать!». Они познакомились в мае во время отдыха в санатории «Магистральный» Барановичского отделения, где Полина Яковлевна посещала не только назначенные процедуры, но и с удовольствием все проводимые в здравнице мероприятия, в том числе и танцы. Дома героиня публикации не менее активна: уборка, прогулки, огород, чтение периодических изданий и любимой отраслевой газеты. Главная помощница и опора – младшая дочь Людмила, которая живет в Барановичах (старшая Татьяна – с семьей в Латвии). Вместе с мамой она навещает тетю Александру. «Еще у меня две внучки и трое правнуков – горжусь!, – говорит собеседница.
Скоро вместе с родными она отметит не менее важный праздник – День железнодорожника. «Я люблю свою профессию и депо. С удовольствием вспоминаю работу на магистрали»,– признается Полина Яковлевна, бережно держа в руках книгу «Локомотивное депо Барановичи. История: события, факты, люди», изданную к 150-летию предприятия. К слову, на одной из страниц есть и фотография героини публикации.
А вот о войне женщине говорить совсем непросто: от тяжелых воспоминаний сжимается сердце, глаза застилают слезы… Но она уверена, что об этом обязательно следует знать нынешнему поколению, чтобы не допустить повторения.
– 9 Мая мне исполнилось 87 лет, – подытоживает разговор Полина Яковлевна. – Самое главное мое желание – чтобы не было войны, чтобы детям никогда не пришлось увидеть ее ужасы, пройти через то, что выпало на мою долю. Я хочу мира во всем мире и надеюсь отпраздновать еще не один юбилей! мне нравится жить!

Яндекс.Метрика