Счастливая и трудная дорога
Ветеран Белорусской магистрали Александр Балаев сегодня отмечает 95-летие!
Замечательный человек, настоящий профессионал, мудрый наставник, который гордится своими учениками… Александру Борисовичу есть что вспомнить. Его детство прошло в деревне Мальковичи, что на Брестчине. Отец работал на лесопильном заводе, мама вела домашнее хозяйство. Ее братья и отец работали на железной дороге. Александр окончил четыре класса. А потом, что называется, детство закончилось. Отца арестовали, а мальчика с недавно родившимся братом и матерью отправили в Алтайский край.
Мама работала на лесозаготовках, но недолго – младший сын требовал постоянного внимания. Тогда на работу вышел Александр. Позже семью перевели в город Камень-на-Оби.
В 1943-м парень устроился препаратором в сельскохозяйственный институт, эвакуированный из Воронежа в начале войны. Из института его отправили в мастерскую сельскохозяйственных машин. Специалистов в то время катастрофически не хватало. Когда уходил, получил справку о том, что является слесарем 5-го разряда. А еще парень освоил вождение машин, тракторов.
Начинал кочегаром…
В 1946-м, спустя пять лет, семья вернулась в Беларусь. В Барановичах Александр устроился в паровозное депо. Начинал кочегаром на паровозе серии С.
Вспоминает, что было очень тяжело, сил после поездки ни на что другое не оставалось. Но молодой человек не сдавался, руки не опускал. Нужно было кормить семью, а железнодорожники получали продуктовые карточки. Вскоре он экстерном сдал экзамен на помощника машиниста. Работал в паре с одним из самых уважаемых в депо машинистов Алексеем Васильевичем Лимовым.
В 1948-м Александр отправился на курсы паровозных машинистов. К тому времени он уже был обладателем высокой награды – значка «Отличный паровозник». И это в 20 лет! Железнодорожник работал на разных локомотивах: серии С, потом Су, Эр, а машинистом его назначили в августе 1949 года на паровоз серии Ов, был задействован на маневровой работе.
Зимой 1950-го довелось познакомиться… с начальником дороги. Морозы тогда стояли лютые, что сразу сказалось на технике: маневровое движение практически остановилось. На станцию Барановичи-Центральные приехал начальник Брест-Литовской магистрали, чтобы лично разобраться в проблеме. Ему доложили, что лишь на 9-м посту одна бригада продолжила работать. Руководитель захотел лично увидеть героев, пообщался с железнодорожниками. Александра Балаева решил наградить значком «Отличный паровозник», но оказалось, что у него такой уже есть. «Тогда объявляю Вам Благодарность начальника дороги», – последовало решение.
В 1950-м железнодорожник отправился на воинскую службу. Проходил ее в армянском авиаполку, который дислоцировался в Ленинакане. Через 4 года вернулся в родные Барановичи. В паровозном депо стал начальником отдела кадров, заочно окончил БИИЖТ.
Решая важные задачи
Затем Александр Борисович перевелся в Минск. Начинал дежурным по локомотивному депо. Тремя годами позже его назначили старшим мастером цеха большого периодического ремонта тепловозов – такой цех на дороге был организован впервые. Там трудились около 100 человек.
Предприятие получило важное задание – ремонтировать тепловозы. В цехе приступили к большому периодическому ремонту локомотивов ТЭ2, потом ТЭ3, ТЭ7, ТЭП60, маневровых ВМЭ1, американских ДА, рижских дизель-поездов. Минчане обслуживали тепловозы не только собственной приписки, но и локомотивы из Бреста, Барановичей и Витебска. Затем проводили реостатные испытания. Трудностей добавляло то, что квалифицированных специалистов не было – приходилось все выполнять своими силами.
– Работа требовала большой самоотдачи, терпения. Это была хорошая школа для наших деповчан, многие из которых впоследствии стали руководителями большого ранга, – отмечает собеседник.
К тому времени в семье железнодорожника подрос сын. Он поступил в столичное отраслевое училище. Александр Борисович перешел туда преподавателем.
Еще одна страница в трудовой биографии ветерана – работа начальником Детской железной дороги (с 1975 по 1983 годы). Он многое сделал для укрепления ее материально-технической базы, всячески способствовал развитию. Был заведующим (внештатным) отдела по транспорту районного Комитета народного контроля.
Жить по совести
После выхода на заслуженный отдых Александр Балаев работал главным технологом депо, затем слесарем по ремонту контрольно-измерительных приборов в лаборатории по поверке средств измерений на Предприятии промышленного железнодорожного транспорта. На пенсию ветеран ушел в 75 лет! дороге он посвятил в общей сложности шесть десятилетий.
Среди его наград – значки «Отличный паровозник» и «Ударник коммунистического труда», медали «За трудовые заслуги», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», грамоты, благодарности. Герой публикации является обладателем значка «Почетный ветеран Белорусской железной дороги».
– В чем секрет долгой жизни? – переспрашивает Александр Борисович. – Многие интересуются моим рационом. Он самый обычный. Помню, когда работал машинистом, по карточке ежемесячно получал 1 кг хлеба и еще 300 граммов – в каждую поездку. Не в питании дело. Наверное, в самом отношении к жизни. Я стараюсь держаться правил, которым меня учили в детстве: чужое никогда не брать, никому не завидовать, с людьми, независимо от должности, общаться уважительно. А еще попусту ни с кем не спорить, особенно по мелочам. Жизнь того не стоит. И, конечно, сложно было бы без юмора. Потихоньку работаю на даче – без труда не могу. стараюсь гулять, а компанию мне составляет ветеран локомотивного депо Минск Евгений Чеховец. Так что будем жить!
- Добрым словом
Председатель ветеранской организации Октябрьского района Минска, руководитель совета ветеранов столичного железнодорожного узла Анатолий Кривчик:
– Александра Борисовича я знаю более 60 лет. Говоря о нем, вспоминаю «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Уверен, Балаев – настоящий человек. Между тем судьба к нему не была благосклонна, начиная с раннего детства. Тем не менее он достойно прошел свой путь – от рабочего до руководителя. Я часто бываю в локомотивном депо, встречаюсь с ветеранами и вижу, как они относятся к Александру Борисовичу. Такое уважение ни за какие деньги не купишь. Наше знакомство состоялось во времена, когда я был бригадиром пути, а он – дежурным по депо. У каждого своя работа, сфера ответственности, но все-таки мы находили компромиссы. Когда Александр Борисович руководил Детской железной дорогой, не было ни одного года, чтобы он не пригласил меня на открытие сезона. И я ни разу ему не отказал – это было почетно и ответственно. Школу малой Белорусской прошли многие железнодорожники, которые в последующем ярко заявили о себе. Учеников у Александра Балаева много.
Затем его избрали в состав районного и узлового советов ветеранов. И он до сих пор активно (следует это подчеркнуть) участвует в работе, никогда не отказывается от выступлений на конференциях разного уровня. Я восхищен его открытостью и честностью. Пользуясь возможностью, хочу призвать всех членов ветеранской организации дороги равняться на таких замечательных людей, как Александр Борисович Балаев!