Февраль
Вт
11
2025

С гарантией качества

3 июля исполнилось 90 лет вагонному хозяйству Белорусской железной дороги.

Деятельность вагонного хозяйства Белорусской железной дороги имеет важное значение для всей отрасли, а также экономики страны. В преддверии круглой даты мы встретились с руководителем профильной службы Управления Белорусской железной дороги Геннадием Жарносенко и обсудили актуальные вопросы.
– Геннадий Иванович, какие задачи сегодня решает служба вагонного хозяйства?
– Их много. Назову основные. Это организация выполнения плановых видов ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов инвентарного парка Белорусской железной дороги, координация деятельности профильных структурных подразделений, обеспечивающих выполнение данной задачи на основе достижений науки, новых технологий и передового опыта, осуществление оперативного анализа технического состояния грузовых и пассажирских вагонов при движении в поездах по показаниям автоматизированных систем. Особое внимание уделяется разработке организационно-технических мероприятий по предупреждению нарушений безопасности движения поездов, случаев производственного травматизма (принимаемые меры направлены на улучшение качества ремонта и технического обслуживания вагонов, выполнение на местах требований нормативных правовых актов по охране труда). Кроме того, в списке приоритетов – формирование и реализация концепции развития вагонного хозяйства с целью сохранения, восстановления и обновления вагонного парка Белорусской магистрали, определение направлений по механизации и автоматизации производственных процессов, внедрению передовых технологий ремонта подвижного состава, современных методов диагностики основных узлов и агрегатов, восстановлению и изготовлению запасных частей. Также служба осуществляет контроль за ходом проведения и вводом в эксплуатацию объектов вагонного хозяйства после реконструкции и технического перевооружения, анализирует финансово-экономические показатели деятельности отдельных депо и хозяйства в целом, разрабатывает мероприятия, направленные на повышение экономической эффективности труда и рост его производительности, снижение эксплуатационных расходов.
– Что сегодня представляет собой производственная база хозяйства?
– Это 12 вагонных депо (из них 8 ремонтно-эксплуатационных, 4 эксплуатационных) и 2 промывочно-пропарочные станции (ППС), где трудятся порядка 5 тыс. человек. Вагонные депо производят техническое обслуживание, подготовку к перевозкам и ремонт всех типов грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм, а также техническое обслуживание пассажирских вагонов локомотивной тяги. Помимо инвентарного парка Белорусской магистрали наши подразделения ремонтируют и подвижной состав предприятий-собственников стран СНГ и Балтии. ППС осуществляют подготовку вагонов-цистерн к перевозкам нефтеналивных грузов.
Подчеркну, что сегодня наше вагонное хозяйство располагает современной технической базой, способной обеспечить качественные обслуживание и ремонт вагонов. Так, в соответствии с Программой развития Белорусской железной дороги до 2010 года были проведены реконструкции Витебского, Могилевского, Жлобинского вагонных депо.
В 2015-м аналогичные работы завершены в Полоцке. Продолжается реконструкция ППС Барбаров. Все вагонные депо оснащены современным метрологическим, диагностическим, технологическим и специализированным оборудованием. Производства вагонных депо аттестованы на соответствие требованиям действующих технических нормативных правовых актов. На предприятиях внедрены прогрессивные технологии ремонта деталей, узлов и агрегатов. Все это позволяет содержать грузовые вагоны инвентарного парка БЖД на должном техническом уровне.

Экскурс в историю

Постановлением Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) «О работе железнодорожного транспорта» от 3 июля 1933 года в целях улучшения работы основных отраслей железнодорожного хозяйства управление (служба) тяги было разделено на два – управление паровозов и управление вагонов. Дату принятия Постановления в соответствии с решением Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (24 – 26 июня 2008 г., г. Худжанд) принято считать днем образования самостоятельной отрасли – вагонного хозяйства.
В 1933 году из ведения паровозных депо были выделены подразделения по ремонту грузовых вагонов, на базе которых организовались вагоноремонтные пункты и вагонные депо. Для расширения вагоноремонтной базы вводились новые цеха, оснащенные более совершенной техникой. Некоторые депо в 1939-м получили домкраты, в сборочных цехах создавались отделения по монтажу букс. Техническим новшеством хозяйства того времени стало появление четырехосных вагонов, оборудованных автотормозами и автосцепками.
Во время Великой Отечественной войны многие вагонные депо были разрушены и сожжены. После освобождения оккупированных территорий деповчане приспосабливали кузова поврежденных вагонов под механические мастерские, столовые, служебные помещения и начинали ремонтировать вагоны под открытым небом, одновременно восстанавливая разрушенные цеха депо.
В 1950 году завершилось строительство вагонного депо Барановичи. К тому времени аналогичные уже действовали в Могилеве, Витебске, Молодечно, Волковыске и Гомеле. Для обеспечения беспересадочного движения пассажирских поездов в 1953-м был создан пункт перестановки вагонов на станции Брест-Центральный.
С 1960-го началось оборудование грузовых вагонов буксами с роликовыми подшипниками, эксплуатационная надежность которых значительно превосходила показатель букс с подшипниками скольжения.
Парк грузовых вагонов коренным образом обновился к 1965-му. На дороге стали эксплуатироваться грузовые вагоны с увеличенной грузоподъемностью.
С 1966-го по 1969 годы в вагонных депо Минск, Витебск, Брест, Барановичи, Молодечно, Могилев, Жлобин, Полоцк, Гомель, Осиповичи шел процесс внедрения прогрессивной технологии ремонта вагонов с использованием автоматизированных и поточно-конвейерных линий по опыту вагонного депо Московка Западно-Сибирской железной дороги. Взятый курс на специализацию депо по ремонту одного типа вагонов значительно облегчил работу по внедрению индустриального метода, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.
Для подготовки вагонов-цистерн под налив нефтепродуктов в 1968 году ввели в эксплуатацию промывочно-пропарочную станцию Новополоцк.
В 70-е годы вагонный парк железных дорог начал активно пополняться специализированными грузовыми вагонами для перевозки зерна, цемента, минеральных удобрений и другой продукции.
Заметный прогресс в то время был достигнут в направлении повышения прочности и надежности вагонов. Важными вехами стали переход вагоностроительных предприятий на выпуск новых вагонов с цельнометаллическими кузовами из прочной коррозиестойкой стали, замена деревянной обшивки крытых вагонов на металлическую, широкое использование сварных конструкций вместо клепанных, усиление кузовов и рам вагонов. Кроме того, в 1,5 раза была повышена надежность тележки за счет производства литых деталей из марганцовистой и марганцево-ванадиевой стали.
В 1978 году на Белорусской железной дороге ввели в эксплуатацию промывочно-пропарочную станцию Барбаров.
Распад СССР и образование суверенных государств, повлекшее за собой нарушение сложившихся экономических, производственных связей и разделение вагонного парка, выдвинули перед Белорусской железной дорогой целый комплекс новых задач. Сложная ситуация предопределила необходимость принятия кардинальных мер по обеспечению надежности и должного технического состояния вагонов. В связи с этим была проведена реорганизация вагонного хозяйства, в результате которой сегодня хозяйство располагает современной технической базой, способной обеспечить качественное техническое обслуживание и ремонт вагонов.

Яндекс.Метрика