Там, где сбываются мечты
В самом сердце Минска, чуть свернув с проспекта Независимости, есть место, которое взрослых способно ненадолго вернуть в детство, а детям подарить увлекательное путешествие, радостные эмоции и незабываемые впечатления. Детская железная дорога имени К. С. Заслонова 9 июля отметит 68-й день рождения. Здесь традиционно ждут гостей и готовы прокатить всех с ветерком!
Малая Белорусская ежегодно встречает тысячи отдыхающих. Юные железнодорожники с нетерпением ожидают открытия нового сезона, чтобы показать себя во всей красе
(а форма у ребят действительно красивая!), продемонстрировать навыки и умения. Наставники очень гордятся своими воспитанниками, доверяют им сложные задания и уверены, что многие свяжут жизнь со стальной магистралью. В преддверии праздничной даты мы пообщались с начальником Детской железной дороги Максимом Марковым, узнали о ближайших планах и перспективах.
– Максим Александрович, в должности начальника Вы уже год. Что изменилось за это время на малой Белорусской?
– Признаюсь, сделано немало! К 160-летию стальной магистрали МВД и ОАО «Дорстроймонтажтрест» подарили нам несколько ноутбуков для укрепления материально-технической базы. А это значит, что обучение ребят станет эффективнее. Наш центр оснащен новейшими техническими устройствами, тренажерами, макетами, мультимедийным компьютерным оборудованием. К слову, учеба бесплатная, как и форменная одежда. Еще мы повысили уровень сервиса – билеты теперь можно оформить через Интернет. Удобно, быстро и никаких очередей! Этой услугой за два месяца уже воспользовались более 1,2 тыс. человек.
В ближайшей перспективе планируем построить навес для хранения подвижного состава, есть и другие задумки.
– К новому учебному году тоже начали готовиться?
– Конечно. Уже сейчас более 60 заявок. Отмечу, что школьники к нам приходят по собственному желанию. Это ученики 5-7 классов из Минска и Минской области (Борисова, Осиповичей, Фаниполя, Жодино). Учебные группы мы формируем в сентябре и начинаем с теории. Опытные наставники знакомят «первокурсников» с историей железнодорожного транспорта, рассказывают о работе отрасли, ее структурных подразделений, профессиях, устройстве подвижного состава. На втором и третьем годах обучения появляются новые дисциплины, где воспитанники изучают путевое хозяйство, организацию перевозок и другое. Многие предметы есть в программе отраслевых учебных заведений, куда некоторые школьники будут потом поступать, имея уже хорошую теоретическую базу. В конце года наших ребят ждут экзамены, и при успешной их сдаче – допуск к летней практике.
– Выходит, что и здесь надо стараться учиться?
– Если у ребенка есть интерес, он занимается с удовольствием. В 13 лет подростки уже задумываются о будущей профессии, хотят какой-то самостоятельности, быстрее повзрослеть, а здесь есть такая возможность, ведь практику наши воспитанники воспринимают как работу, как серьезное дело, которое им доверили. Они учатся ответственности, дисциплинированности, собранности, становятся более контактными, много общаются, находят новых друзей. И гордятся, что стали частью коллектива железной дороги, пусть и детской. Здесь все настоящее: и тепловозы с вагонами, и правила движения, и машинисты, и начальники станций, и, конечно, пассажиры. Правда, ширина колеи – 750 мм и длина трассы – только 4,5 км, а не тысячи.
– Как Вы поддерживаете интерес детей к железной дороге?
– Нашим воспитанникам мы предлагаем экскурсии на предприятия магистрали. Например, они побывали в столичных локомотивном и вагонном депо, на станции Минск-Пассажирский, увидели реальную работу, познакомились с настоящими профессионалами и узнали много о специальностях, которые можно получить в профильных учебных заведениях. Стараемся поощрять первокурсников, вручаем им сувениры с символикой БЖД, привлекаем к конкурсам и соревнованиям, поддерживаем и помогаем освоиться в коллективе. Многие инструкторы сами прошли эту школу, в том числе и я.
– Значит, Ваше будущее тоже определила Детская железная дорога?
– Получается, что так. С малой Белорусской меня связывает многое: в школьные годы был ее воспитанником, а с 2021-го, как уже сказал, инструктором. Но сначала окончил Минский государственный колледж железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича, работал в Минском вагонном участке проводником, ездил в Адлер, Анапу, Минеральные Воды, Новосибирск. Параллельно учился в Брестском колледже – филиале БелГУТа. Набравшись опыта, стал диспетчером по формированию поездов и отправке вагонов в ремонт. И, вернувшись на ДЖД инструктором, задержался: оказали мне большое доверие – назначили начальником. Но учиться продолжаю – в БелГУТе по специальности «организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».
– Лето – горячая пора для юных железнодорожников. А как же каникулы, беззаботный отдых?
– И на отдых время остается. Но если бы вы видели горящие глаза детей и тот задор, с которым они начинают свою практику, удивились бы непременно! Этот период длится пять месяцев, и у каждого есть возможность попробовать себя в разных профессиях. В первый год обучения ребята могут быть проводниками, ревизорами, операторами при дежурном, дикторами, дежурными по переезду, экскурсоводами.
Со второго года – дежурными по станции, поездными электромеханиками, помощниками машиниста. Выпускникам уже доверяют стать машинистами и начальниками станций. Приятно, что воспитанники охотно помогают друг другу, советуют, направляют. Есть у нас и зимняя практика. К ней допускают лучших. Так, в прошлом году из 520 учащихся в лидерах оказались 70. Что ж, конкуренция мотивирует ребят учиться с двойным усердием. Поэтому на каникулах школьники не сидят в гаджетах, а проводят время с пользой.
В числе выпускников малой Белорусской и начальник локомотивного депо Минск Роман Лобажевич. Он хорошо помнит, как почти 25 лет назад родители-железнодорожники привели его на Детскую железную дорогу.
– Когда получил форму, был таким счастливым и важным! С гордостью осознавал, что стал частью большого коллектива железнодорожников, – делится Роман Владимирович. – Я помню, как спешил на всех парах на занятия, как ждал практику, а форму вообще не хотел снимать, чтобы все вокруг видели! Думаю, что я стал лучше благодаря этой учебе, серьезнее, требовательнее к себе, общительнее. Спасибо родителям и дороге!
Сейчас Роман Лобажевич руководит большим коллективом, в котором трудятся более тысячи человек. О своем пути в профессию железнодорожник часто рассказывает на встречах с воспитанниками малой Белорусской и повторяет, что большой путь всегда начинается с малого! Как и успех в жизни.
–У абитуриентов сейчас идет вступительная кампания. Есть ли привилегии у выпускников малой Белорусской?
– Да, есть. Минское отделение дороги дает нам целевые направления. В этом году некоторые выпускники малой Белорусской станут учащимися Минского государственного колледжа железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича. А после его окончания получат гарантированное трудоустройство.
– Детская железная дорога за прошедшие годы стала популярным местом отдыха минчан и гостей столицы. Как привлекаете своих гостей?
– В эпоху Интернета важно давать больше информации в социальных сетях, создавать страницы, размещать фотографии и ролики. Над этим у нас активно работает инструктор Детской железной дороги Сергей Петрусенко. Юные железнодорожники также вносят свою лепту: делают снимки, придумывают рубрики и идеи для новых постов. Нам даже пишут туристы из других стран, что хотят включить малую Белорусскую в свой экскурсионный маршрут.
– Спасибо, Максим Александрович, за познавательную беседу. И в конце: не откроете ли секрет, что ждет гостей 9 июля, в день рождения ДЖД?
– И хотя у нас не юбилей, к каждому такому событию мы готовимся заранее, придумываем интересную программу. Будет выставка рисунков в фойе здания станции «Заслоново», взрослых и детей ждут конкурсы, квесты, различные викторины. Праздничное настроение создадут творческие коллективы культурно-спортивного центра. А завершится мероприятие масштабным танцевальным флешмобом. Будем рады видеть всех наших пассажиров! Начало мероприятия запланировано на 11:30.
Ольга ПЛЮХАЕВА