Июнь
Чт
20
2024

Чтобы мысль воплотилась в реальность

Повысить уровень безопасности движения поездов и качества обслуживания пассажиров позволит идея, предложенная инженером-технологом локомотивного депо Минск Алексеем Буйкевичем. Он представил ее на дорожном конкурсе молодежных инициатив и заслуженно занял первое место.

Тяга к техническому творчеству проявилась у героя публикации еще во время учебы в университете, когда вместе с группой студентов он занимался исследованиями, направленными на усовершенствование вагонов метрополитена за счет применения электрического привода с бесколлекторными тяговыми двигателями. Этой теме юноша посвятил свою дипломную работу.
Окончив в 2015 году механический факультет БелГУТа по специальности «тяговый состав железнодорожного транспорта. Электрический транспорт и метрополитен», новоиспеченный инженер-электромеханик пришел на стальную магистраль – электромехаником участка КИПиА в локомотивное депо Минск. Но осенью был призван в армию. Вернулся на предприятие следующим летом – уже на должность инженера-технолога, в которой и трудится последние
7 лет. В его обязанности входит контроль за выполнением инструктивных указаний, правил и действующих ТНПА, за соблюдением технологии ремонта и обслуживания пассажирских односекционных шестиосных электровозов переменного тока серии ЧС4Т чешского производства, а также разработка технологической нормативной документации по ремонту. На БЖД сегодня эксплуатируется 15 таких электровозов, все – приписного парка локомотивного депо Минск.
– Мы проводим для них работы в объеме ТО-2, ТО-3, ТР-1 и ТР-2, – пояснил собеседник. – Несмотря на возраст (наши ЧС4Т были произведены в 80-х годах), эти машины еще вполне надежны и крепки (при должном уходе). Но все же имеют уязвимые узлы. К таким относится, например, тяговый электродвигатель. Поэтому я предложил создать и внедрить аппаратно-программный комплекс для диагностики его состояния (как элемент дополнительного контроля). Дело в том, что при проведении техобслуживания не всегда удается обнаружить неисправности, которые потом проявляются в ходе эксплуатации и ведут к поломкам. В такой ситуации приходится отправлять другой локомотив на замену, а также внепланово ремонтировать неисправный двигатель, что влечет дополнительные расходы. Внедрение моей идеи позволит этого избежать.
Алексей предложил разместить диагностическое оборудование непосредственно в тяговом двигателе. Это несколько отдельных узлов, которые могли бы в режиме реального времени контролировать важнейшие параметры работы (например, температуру обмоток и т. д.), а также фиксировать возможные отклонения от нормы (искрение в щеточно-коллекторном узле, перегрев подшипников и др.). Помимо самого оборудования реализация идеи Алексея потребует и создания программного обеспечения. Оно будет анализировать поступающую информацию и в ходе обработки большого объема данных автоматически определять предотказное состояние двигателя, а также оставшийся до выхода его из строя ресурс.
– Внедрение моего предложения позволит своевременно узнавать, в каком конкретно узле тягового двигателя скоро может образоваться неисправность, и уделять этому элементу повышенное внимание при обслуживании и ремонте, – продолжает автор. – В депо все 15 электровозов серии ЧС4Т для поддержания их в исправном состоянии каждые двое суток проходят ТО-2. И это не только у нас, но еще в Бресте или в Гомеле. При необходимости можно отставить локомотив для более детального обследования и потом отремонтировать. Или заменить этот узел, а неисправный отправить для ремонта нашим коллегам в Барановичи (они тоже выполняют такие виды работ). Важно, что данный подвижной состав не будет выходить из строя в пути следования, благодаря чему снизится количество отказов, нарушений графика движения поездов и, соответственно, повысится безопасность движения, а также и качество обслуживания пассажиров. Кроме того, будут сэкономлены финансы, которые направлялись на проведение внеплановых ремонтов.
Чтобы мысль воплотилась в реальность, необходимо привлекать к решению этой задачи профильных специалистов различных подразделений Белорусской магистрали. Ведь помимо подбора подходящего оборудования и сборки прототипа потребуется создание программного обеспечения техпроцессов. К слову, автор подчеркнул, что подобные программно-аппаратные комплексы (после определенной доработки) могут быть установлены и на локомотивах других серий.
Данная идея принесла автору победу в дорожном конкурсе молодежных инициатив по итогам 2022 года. Однако это не единственное его достижение. Годом ранее Алексей Буйкевич был признан лучшим молодым рационализатором Белорусской магистрали. Вместе с коллегами он усовершенствовал работу охладителя надувочного воздуха дизельного двигателя тепловоза серии ТЭП70БС. Творческая мысль не стоит на месте. Недавно, опять же в соавторстве, собеседник завершил оформление рацпредложения, касающегося ремонта насосов охлаждающей жидкости двигателей дизель-поездов серии ДП6. Ранее при проведении плановых видов работ ТР-1, ТР-2 данный узел подлежал обязательной замене, что весьма затратно. Новаторы из локомотивного депо Минск вместе с Алексеем нашли возможность его отремонтировать. Идея уже одобрена руководством дороги и вскоре начнет внедряться на магистрали.
– На железной дороге много возможностей проявить себя неравнодушному работнику и грамотному специалисту, – уверен собеседник. – Приятно, что мои идеи и рацпредложения коллег находят отклик и поддержку. Это вдохновляет на творчество.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика