Две стороны одной проблемы
Незначительное сокращение количества пострадавших на объектах Белорусской магистрали отмечено в первом полугодии. На треть снизилось число потерпевших, находившихся на момент происшествия в состоянии опьянения. Об этом шла речь на дорожном совещании, которое прошло под председательством главного инженера магистрали Сергея Новодворского.
Мероприятие было организовано в режиме видеоконференции при участии представителей руководства организаций и структурных подразделений, курирующих данные вопросы, а также заместителя начальника управления по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Кирилла Шведа, старшего прокурора этого управления Дмитрия Ефимова и начальника отдела организации обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта Министерства внутренних дел Республики Беларусь Геннадия Ворсо.
Анализ сложившейся ситуации представил первый заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Сергей Посудневский. Он указал на рост количества несчастных случаев, не связанных с производством: с 43 до 46 в сравнении с аналогичным периодом 2022-го. Подчеркнул, что таких фактов могло быть значительно больше, если бы не локомотивные бригады, которые 147 раз применили экстренное торможение, благодаря чему многих трагедий удалось избежать. Однако, к сожалению, не всех. Представитель службы напомнил о печальном событии, произошедшем в начале апреля на остановочном пункте Заречное, когда 14-летняя девочка погибла под колесами поезда. Она пересекала железнодорожные пути по пешеходному переходу в наушниках, не реагировала на звуковые сигналы машиниста, игнорировала автоматические извещатели и знаки, подаваемые находившимися на платформах пассажирами.
За 6 месяцев текущего года значительно увеличилось количество людей, травмированных на пешеходных переходах и переездах. При этом 12 из 17 случаев произошли на объектах, оборудованных разными видами автоматической сигнализации со световым и звуковым предупреждением.
Как отметил первый заместитель начальника службы, основным направлением деятельности по упреждению случаев непроизводственного травматизма на дороге остается профилактика. Она направлена на повышение уровня дисциплины граждан во время нахождения их на объектах стальной магистрали, при пересечении железнодорожных путей и т. д.
Эти меры подразумевают в первую очередь разъяснительную работу на предприятиях, в организациях, школах, а также совместные с сотрудниками МВД мероприятия. Так, во взаимодействии с правоохранительными органами железнодорожники в первом полугодии осуществили более 3,7 тыс. рейдов, отработали 959 объектов железнодорожной инфраструктуры, удалили оттуда 345 нетрезвых граждан. Кроме того, участвовали в организуемых на магистрали акциях «Дети и безопасность», а также в Международном дне безопасности на железнодорожных переездах.
Большая работа осуществляется и со СМИ. Так, с начала 2023 года на официальных интернет-ресурсах Белорусской железной дороги и в средствах массовой информации опубликовано более 120 материалов о профилактике и предупреждении нарушений правил нахождения на объектах железнодорожного транспорта. В газете «Железнодорожник Белоруссии» в 2023 году организованы такие тематические рубрики, как «Непроизводственный травматизм», «Акции», «Профилактика», «Итоги акции», «В центре внимания». На телеканале СТВ в мае 2023 года вышел в эфир тематический сюжет, приуроченный к проведению на Белорусской железной дороге акции «Дети и безопасность». В июне на телеканале ОНТ в программе «Как посмотреть» вышел 10-минутный сюжет, направленный на профилактику непроизводственного травматизма на объектах железнодорожного транспорта «Люди гибнут на ж/д. Попал под поезд, скончался на месте». Кроме того, организована трансляция профилактического видеоролика на всех республиканских телеканалах.
Выступающий подчеркнул, что все реализуемые на дороге организационно-технические мероприятия осуществляются в рамках действующих локальных нормативных актов.
Также Сергей Посудневский отметил, что большое количество травмирований происходит в местах несанкционированного пересечения гражданами железнодорожных путей. И у данной проблемы есть две стороны. Во-первых, во многом появлению стихийно организованных проходов способствует недостаточно развитая инфраструктура прилегающих к железной дороге территорий, проектирование и строительство жилой застройки, удаленной от пунктов бытового обслуживания населения и основных маршрутов общественного транспорта. Отделениям дороги необходимо уделять больше внимания работе с местными органами власти в вопросах обсуждения и согласования планов развития населенных пунктов, вносить предложения по строительству, реконструкции – с участием средств местного бюджета – пешеходных переходов, ограждению потенциально опасных участков, изменению маршрутов общественного транспорта, иному обустройству прилегающей к железнодорожному полотну территории. В том числе с ликвидацией мест несанкционированного прохода и движения вдоль железнодорожных путей в непосредственной близости от них.
Вторым важным фактором, влияющим на остроту проблематики, докладчик назвал довольно мягкую ответственность за нарушение правил нахождения на железной дороге, а также небольшое количество граждан, привлекаемых за это к ответственности. Обращаясь к присутствующим на совещании представителям МВД и Генпрокуратуры, Сергей Сергеевич попросил поддержать инициативу Белорусской железной дороги по внесению изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности граждан за нарушение норм безопасности при нахождении и пересечении железнодорожных путей в неустановленных местах.
Далее были заслушаны доклады из отделений о принимаемых мерах по предупреждению случаев травмирования граждан. Прозвучало много полезной информации, в том числе касающейся оборудования пешеходных переходов турникетами и фотоловушками, установки на подвижном составе видеорегистраторов. Опыт применения данных технических средств решено детально проанализировать в конце года на аналогичном совещании.
В целом работа по упреждению трагических случаев с гражданами на объектах железнодорожной инфраструктуры за первые 6 месяцев 2023-го признана удовлетворительной. И она будет продолжена. Обращаясь к присутствующим, главный инженер магистрали Сергей Новодворский отметил, что с развитием отдельных регионов нашей страны, где промышленная и жилая застройка приближается к железной дороге, проблема непроизводственного травматизма обостряется. И это важно учитывать, выходить на диалог с местными органами власти о необходимости возведения путепроводов, как наиболее эффективного способа обеспечить для граждан возможность безопасного пересечения путей.
С начала года на магистрали капитально отремонтировано 18 пешеходных переходов и 93 погонных метра ограждений, установлено 482 информационных знака безопасности, еще 263 приведены в порядок, на пешеходных переходах оборудовано 5 турникетов, на 107 железнодорожных переездах заасфальтирована проезжая часть, проведен ямочный ремонт.
Также участники совещания заслушали отчет о разработке информационных материалов профилактической направленности, призванных напоминать пассажирам о необходимости соблюдать правила безопасного поведения. Как показывает практика, большую роль в повышении эффективности воздействия подобных материалов на человека играет правильно подобранный визуальный ряд, соответствующий конкретной аудитории. А для детей еще и наличие «действующего лица» – положительного героя, на которого можно равняться. Таких персонажей активно используют в профилактической работе Минский метрополитен, МЧС Беларуси, ОАО «РЖД» и т. д. Вскоре они появятся и на Белорусской железной дороге. Подробнее об этом рассказала заместитель начальника Центра научно-технической информации Юлия Валента. Она представила присутствующим различные образы положительных героев, а также образцы оформления наглядно-изобразительной продукции с учетом возраста целевой аудитории (дети, подростки и взрослые). После утверждения наиболее удачных вариантов начнется работа над созданием тематических буклетов и видеоматериалов с «участием» железнодорожных анимационных персонажей.
Инга МИНДАЛЁВА