Сохраняя жизнелюбие
От слесаря до председателя товарищеского суда: за 40 лет работы в локомотивном депо Лунинец Георгий Ермолович прошел интересный путь, вписав свое имя в историю. В начале июля ветеран отметил 90-летие. И это хороший повод вспомнить самые яркие и запоминающиеся эпизоды биографии железнодорожника.
– …Мы водили грузовые составы. Вагонов поначалу было немного: около 30 – 40, – рассказывает Георгий Александрович. Мы беседуем во дворе его дома – тихом, атмосферном и ламповом.
– И это «немного»? – интересуюсь у ветерана.
– Что вы, – с улыбкой отвечает собеседник.
– А сколько же тогда?
– 50 – 60. Но нужно учитывать, что в те далекие 1950-е, когда я работал в депо помощником машиниста паровоза, средний вес поезда не превышал 1,2 тыс. тонн, а сейчас он более 3 тысяч. Наша бригада обслуживала трофейные немецкие локомотивы серии ТЭ. Кочегар выполнял вспомогательные обязанности, а я, как более опытный, бросал уголь в топку. Это своего рода искусство, так как необходимо знать, куда именно бросать, чтобы держать пар с должным давлением – 16 атмосфер. Если «упустишь» его, то по дороге, например, на Барановичи через Ганцевичи, где хватает подъемов, паровоз на одном из них просто станет. Также ездили в Янов-Полесский и Житковичи, куда возили в основном уголь. За поездку до Барановичей этого твердого горючего сжигали 5 – 6 тонн, а то и все 8. И это за три часа. Представляете, какой должна быть сила, чтобы постоянно и правильно его подбрасывать и тем самым поддерживать необходимое давление?! Еще воду накачать! С учетом того, что только два тендера по 30 кубов выпаривали до тех же Барановичей. В общем, работа не самая простая, но мне нравилась.
Господином механиком, так в конце XIX века называли машинистов, Георгий Ермолович стал в 1960-м. К тому времени он прошел курсы в оршанском отраслевом учебном заведении, а спустя несколько лет окончил Гомельскую техническую школу машинистов локомотивов. Следующим шагом стало освоение новой техники – тепловозов, на которую как раз начался постепенный переход. Обучаться управлению им моего собеседника и еще троих его коллег направили в Оренбург.
– Там мы и знания приобрели, и пуховые платки. Я купил два (жене и сестре), а сослуживец – 20! – с улыбкой вспоминает Георгий Александрович. – Работать на современных локомотивах (обслуживали серии ТЭ3) оказалось очень интересно, а кроме того, ответственно и почетно.
В числе первых герой публикации был направлен и в Минск на определение уровня квалификации в Управлении дороги. В итоге он стал машинистом паровоза второго класса и машинистом тепловоза – сначала второго, а затем и первого класса. Не без гордости ветеран вспоминает, как заставил восемь авторитетных специалистов обратиться к инструкции, а затем признать его правоту. Высокий уровень эрудиции продемонстрировал Ермолович и во время учебы в железнодорожном техникуме в столице Литвы, где оказался после появления в Лунинецком узле вильнюсского плеча. Все полученные знания с успехом применил уже будучи в должности машиниста-инструктора. Руководил колонной, в составе которой было 50 локомотивных бригад. Также в послужном списке Георгия Ермоловича – руководство базой запаса паровозов, председательство в ветеранской организации, а также в товарищеском суде депо.
– Разбирали случаи опозданий, неявок, нахождения в нетрезвом состоянии, драк, пережога топлива и не только, – вспоминает ветеран. – Какие меры применяли? Например, за неявку на работу или опоздание выносился выговор. Разбирал нарушения не один, вместе с тремя помощниками, но решающее слово оставалось за мной, поскольку был председателем.
– А судейским молотком стучали, когда объявляли решение? – интересуюсь я.
– Нет, молотка не было, – с улыбкой отвечает Георгий Александрович. Все его воспоминания о родном предприятии такие же радостные. На магистрали он трудился 40 лет, отмечен значком «Отличный работник Белорусской железной дороги», медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
На то, что герой публикации стал частью коллектива локомотивного депо Лунинец (а это более 150 км от дома), во многом повлияла Великая Отечественная. Родом Георгий из городского поселка Мир в Кореличском районе Гродненской области. Вырос в многодетной семье, был девятым ребенком. Во время войны довелось многое пережить, видел массовое уничтожение евреев. В год освобождения Беларуси парню исполнилось 11 лет. Мирная жизнь была тоже тяжелой: отца убили оккупанты, двух старших братьев призвали в Красную армию, сестра уехала на восстановление шахт Кузбасса. После окончания семилетки в 1949-м маминого помощника отправили учиться в волковысское отраслевое училище. Спустя три года он оказался на Полесье. Первые шаги в депо сделал в качестве слесаря-котельщика. Работал также помощником машиниста углеподъемного крана и кочегаром. Став «капитаном» парового «корабля», окончательно убедился, что все, что ни делается – к лучшему.
Удачно сложилась и семейная жизнь героя публикации. С Верой Владимировной воспитали двух сыновей (к сожалению, супруги и старшего сына уже нет в живых). Мой собеседник успевал все: и добросовестно трудиться, и уделять время жене и детям, и читать (в домашней библиотеке – почти полтысячи книг). После выхода на заслуженный отдых все свободное время проводил на даче, где на пяти сотках содержал небольшие сад и огород. Сейчас ветеран в основном находится дома. Его главная опора и поддержка – сын Владимир, а отрада – внуки. Несмотря на непростую судьбу, Георгий Александрович сохраняет жизнелюбие, с радостью принимает гостей и рассказывает им о любимой дороге.
Анастасия МЕЛЕХОВА