В Новоельне гостям рады
Дождь как из ведра или мороз – неважно. В Барановичском отделении есть станция, где всегда солнечно и тепло. Во всяком случае, именно такое впечатление складывается, когда оказываешься в Новоельне, которой в следующем году исполнится 140 лет. Чем она еще интересна и уникальна? Корреспондент отраслевого издания побывала в одноименном городском поселке Дятловского района Гродненщины и отыскала изюминки станции.
Вековое произведение архитектуры или «камера, мотор»
…Более 22 млн. человек. По некоторым подсчетам, именно столько зрителей в Советском Союзе увидели станцию Новоельня на большом экране. А все благодаря фильму «Полонез Огинского», который снял на «Беларусьфильме» режиссер Лев Голуб. Военная драма о событиях Великой Отечественной вышла в прокат в 1971-м. Помимо станции создатели киноленты запечатлели также мост, пролегающий по соседству над путями, одну из улиц поселка и даже костел в Дятлово.
Чем так привлек именитого режиссера железнодорожный объект? Эффектным пассажирским зданием, которое сегодня чаще всего попадает в объектив не кино-, а фотокамер. Один из выдающихся памятников архитектуры русского необарокко был построен в 1923-м, о чем сегодня напоминает надпись на фронтоне. Несмотря на активные боевые действия в годы войны, сооружение не сильно пострадало, сохранились и стилистические элементы фасада.
К своему вековому юбилею пассажирское здание еще больше преобразилось. А насколько оно изменилось за это время, можно проследить по старым фотографиям. Есть даже кадр, датированный 1916-м, – спустя год после остановки в Новоельне императора Николая II, когда он направлялся в Барановичи. Раритетные снимки, а также архивные документы и публикации о городском поселке и одноименной станции (в их числе и материалы из газеты «Железнодорожник Белоруссии») сохранил ее бывший руководитель Михаил Логвинович. «Когда он узнал, что вы приедете, передал свой архив мне. Знать свою историю важно каждому местному железнодорожнику», – подчеркивает Светлана Шутова, возглавившая станцию в феврале 2023-го.
Меньше чем за год
Один из интереснейших и важных этапов биографии станции, по мнению ее работников, – период функционирования здесь узкоколейки, которая была построена в начале Первой мировой войны меньше чем за год. А прекратила свое существование лишь в 1965-м.
– Мой дедушка был в числе тех, кто обеспечивал ее деятельность. К сожалению, я не застал его в живых, но это не помешало мне продолжить когда-то выбранное им дело. И вот уже 23 года как я железнодорожник. Работа нравится, она интересная, и коллектив замечательный, – говорит составитель поездов Владимир Шестак. Последние десять лет он трудится в Новоельне.
В мае нынешнего года возле поселка Рабки Дятловского района при поддержке руководства Барановичского отделения установили пространственно-декоративную композицию «Паровоз». Она посвящена узкоколейной железной дороге Новоельня – Новогрудок – Любча. Помимо арт-объекта и соответствующей информационной таблички там разбита и аллея железнодорожников, где высажено 25 лип.
Одна на всех
Магистраль (в том числе узкоколейная) сыграла особую роль в становлении не только городского поселка, но и региона. Впервые она прошла здесь в 1884-м, соединив Вильно с Лунинцем. С тех пор идет отсчет истории станции. Важное значение она сохраняет и сегодня. Так как железная дорога связывает Лиду с Барановичами, но не проходит через Дятлово, Новогрудок и Кореличи, станция Новоельня, которая находится относительно недалеко от этих населенных пунктов, помогает их развитию.
– Номенклатура грузов широкая: шроты, металлические трубы, щебень, гравий, семена подсолнуха, доломитовая мука и не только, – рассказывает начальник станции Новоельня Светлана Шутова. – Активно отгружают продукцию, включая экспорт, Новогрудский и Дятловский лесхозы. Недавно появился новый клиент – ООО «Триал эксперт», который планирует производить отгрузку рапсового масла.
В перспективе перечень предоставляемых станцией услуг могут пополнить контейнерные перевозки. Здесь созданы все необходимые условия для плодотворного и долгосрочного сотрудничества. Так, постоянно развивается инфраструктура железнодорожного объекта, повышается уровень сервиса. В грузовой работе его обеспечивают специалисты ЛЦТО, которые все операции выполняют грамотно и оперативно, умеют найти подход к каждому клиенту.
– Это несложно, поскольку со многими сотрудничаем не первый год, и схема коммуникации уже детально выверена. Накопленный опыт помогает установить прочные деловые отношения и с новыми партнерами, – отмечает приемосдатчик груза и багажа Екатерина Рудева. Железнодорожницей она стала вслед за дедушкой и отцом. В октябре отпразднует 20-летие трудовой деятельности как на Белорусской магистрали, так и на станции Новоельня.
Работе с пассажирами здесь также уделяют пристальное внимание. Ежедневно на станции делают остановку четыре пары поездов региональных и межрегиональных линий экономкласса, которые связывают Лиду и Барановичи, Гомель и Гродно. Осуществляется продажа билетов и на международные направления.
– Особой популярностью пользуются Москва и Санкт-Петербург. Активно приобретают проездные документы в Сочи, Адлер, а также Архангельск, – отмечает билетный кассир Алла Кушнир. – Если нужно построить оптимальный маршрут, определиться с наиболее подходящим временем поездки или выбрать место в вагоне, всегда придем на помощь.
Главная ценность – кадры
Еще в детстве Алла Кушнир мечтала быть железнодорожницей. Начинала проводником пассажирского вагона, а билетным кассиром трудится уже третий год, общий стаж на Белорусской магистрали – почти 15 лет. При этом жительница Новоельни она с 1994-го, когда вышла замуж и переехала на малую родину супруга. «Люблю наш поселок и станцию. В работе нравится все: от формы и нашего красивого пассажирского здания до коллектива», – признается Алла Васильевна.
Дежурный по станции Сергей Лазовский в Новоельню перебрался в сентябре 2017-го, а на железной дороге тоже почти полтора десятилетия. Окончил оршанский отраслевой техникум. Не выбрать магистраль, как сам признается, просто не мог: его мама более 35 лет руководит станцией Гавья, где, кстати, свой профессиональный путь дежурным, как и сам Сергей, начинал его отец, а брат работает в локомотивном депо Лида.
– Постоянное общение и движение, новые и своего рода творческие задачи, связанные с перемещением вагонов и составов на путях, ответственность за безопасность движения поездов, замечательный коллектив, удобный график – вот что мне нравится в профессии дежурного, и я ей горжусь, – признается Сергей Лазовский. Он убежден, что работать на станции – значит быть и частью самого поселка.
Поддерживает его и коллега Сергей Рудковский, родившийся в этом населенном пункте.
– Железнодорожником я стал не сразу, лишь в 2013-м, когда устроился на станцию Новоельня составителем поездов, – говорит Сергей Александрович. – Сейчас сожалею, что не сделал этого раньше, ведь первое время думал, что не справлюсь, не мое. В итоге доволен работой, хоть она ответственная, непростая. Но любимая!
Дежурный по станции Юрий Удот также не представляет себя в другой профессии. Он родом из Новоельни и с детства хотел стать железнодорожником. Вот уже более 30 лет как осуществил свою мечту. Так и Светлана Шутова. Ее путь начался в должности проводника пассажирского вагона в столичном вагонном участке. Была она и в бригаде, которая обслуживала первый рейс нового поезда Минск – Алматы. После перевелась в Барановичское отделение, стала дежурным по станции Беняконе. Теперь возглавляет Новоельню.
– оказавшись здесь впервые, поняла, что это мое, поскольку сразу почувствовала теплоту и ощущение дома, – отмечает Светлана Владимировна. Пока с семьей она живет в Лиде, но в скором времени планируют перебраться в Новоельню. – Конечно, поначалу было волнительно и непросто, да и сейчас еще втягиваюсь и привыкаю. Спасибо коллегам за поддержку. Мне очень повезло: все они старательные и ответственные люди.
Коллектив станции – это единомышленники, любящие железную дорогу, работу и Новоельню. Все следуют за своей мечтой, остаются преданы выбранному делу долгие годы. Сегодня их главная цель – процветание станции и поселка. И у железнодорожников есть все, чтобы добиться желаемого и встретить еще не один юбилей.
Если вы не бывали в этом населенном пункте Гродненщины, известном с начала XV века, добро пожаловать! На земле под тенью сосен (кажется, что они окружают Новоельню со всех сторон, заполняя невероятным ароматом все пространство) гостям всегда рады.
Анастасия МЕЛЕХОВА