«Это значимо и почетно»
Чему равна, если очень условно, безопасность движения? Касаясь, к примеру, диагностического комплекса инфраструктуры (ДКИ) Центра диагностики объектов инфраструктуры, то средней ширине Атлантического океана – около 4 тыс. километров. Именно такой путь в течение месяца комплекс проходит по Белорусской магистрали. И в надежности этих километров сомневаться не приходится: начальник ДКИ Евгений Карпович – в числе лауреатов премии имени машиниста В. А. Яцкевича по итогам 2022 года.
Новый диагностический комплекс для автоматизированной оценки состояния объектов инфраструктуры на железной дороге появился три года назад. На первый взгляд это стандартный пассажирский вагон синего цвета. И лишь наличие многообразия измерительных систем, надписи на кузове и необычные окна, из которых удобнее наблюдать за сигналами светофора, пикетными столбиками и не только, указывают на специфику ДКИ. Однако все самое интересное – внутри.
– Сразу рабочие места, – начинает знакомство со своим подразделением Евгений Карпович. – Они оборудованы необходимой техникой. По всему вагону установлены десять камер высокого разрешения. Съемка ведется, как говорится, на ходу. Данные снимают специальные датчики и передают сюда, в аппаратную. Измерения фиксируются в базе с помощью специализированного программного обеспечения АРМ «Видеоконтроль». Полученные записи мы обрабатываем в режиме реального времени и выявляем неисправности. Например, если взять верхнее строение пути, то это отсутствие стыковых болтов, их раскручивание, нарушение нормальной величины зазоров и не только. В зависимости от классификации обнаруженных дефектов незамедлительно принимаются все необходимые меры для обеспечения безопасности движения, ограничивается скорость или закрывается движение поездов.
Всего коллектив ДКИ отслеживает более 120 различных параметров инфраструктуры. Они связаны с геометрией рельсовой колеи, контактной сетью, устройствами СЦБ, локомотивной сигнализацией, поездной радиосвязью, автоматикой и телемеханикой, аппаратурой обнаружения перегрева букс. Кроме того, специалисты проводят георадиолокационное зондирование земляного полотна, контроль габаритов мостов, приближения строений, междупутного расстояния, очертания верхнего строения пути в соответствии с планом-графиком проверки объектов инфраструктуры. Подготовка к патриотической культурно-образовательной акции «Поезд Памяти» также не обходится без диагностического комплекса, «прокладывающего» ему дорогу.
Как начальник Евгений Карпович участвует в разработке плана-графика и обеспечивает его выполнение, руководит и организовывает работу по проверке параметров, контролирует ход устранения выявленных неисправностей в содержании устройств инфраструктуры, принимает необходимые меры по обеспечению безопасности движения поездов, а также решает много других ответственных и важных задач.
В его подчинении 11 человек, трудятся они в две смены. В каждой по шесть специалистов: три инженера (один из них отвечает именно за настройку, наладку и исправность оборудования, подключение вагона к электроточке, передачу данных), ведущий инженер, начальник или руководитель смены, проводник. График – 7/7. Временные рамки зависят от поездной обстановки. При этом начаться и закончиться рабочая неделя может в любом населенном пункте Беларуси в зависимости от того, где в этот момент должен находиться диагностический комплекс: Жлобин, Бобруйск, Полоцк, Орша, Крулевщизна… Несмотря на то, что Центр диагностики объектов инфраструктуры расположен в столице, коллектив ДКИ разбросан по всей Беларуси: Минск, Барановичи, Гомель, Брест, Гродно.
Евгений Карпович, к примеру, живет в Барановичах, а родился и вовсе на станции Лесная. На вопрос, почему первым в семье выбрал дорогу, с легкостью отвечает, что вырос под стук колес. Сразу получил образование в брестском отраслевом техникуме, затем больше года трудился монтером пути в Барановичской дистанции пути, после – наладчиком в вагоне-путеизмерителе. В тот период заочно получил высшее образование. В 2020-м возглавил новый диагностический комплекс для автоматизированной оценки состояния объектов инфраструктуры. Общий стаж Евгения Карповича на магистрали – более 15 лет. За высокий профессионализм отмечен Благодарностью начальника Белорусской железной дороги.
– Стать лауреатом премии имени машиниста В. А. Яцкевича для меня было так же значимо и почетно, – подчеркивает Евгений Карпович.
– Награда учреждена в честь настоящего героя, пожертвовавшего жизнью ради спасения других. Быть ее обладателем, на мой взгляд, очень важно и ответственно. Я благодарен руководству и коллективу, – продолжает Евгений Карпович. – Главной задачей для нас остается обеспечение безопасности движения поездов через своевременное выявление и устранение неисправностей, которые могут привести к событиям или авариям. При этом эффективность выполняемой ДКИ работы вы не заметите, так как мы предотвращаем причину возможной ситуации, а не ее последствия.
Работа Евгению Карповичу нравится, да и к графику уже привык, считает его удобным. Хотя если посчитать, то в пути он проводит почти половину года. Диагностический комплекс универсален и в высокой степени автономен – помимо рабочих мест с серверными шкафами и большим количеством ЖК-мониторов, он оборудован жилыми купе для отдыха персонала, кухней-столовой, санузлом, телевизором. К слову, работники ДКИ неоднократно бывали уже на всех ключевых узловых станциях, ведь в течение года дважды проезжают всю Белорусскую. Больше всего герой публикации любит останавливаться в Бресте, где он в юности учился: прогуляться по Советской – уже традиция. И, безусловно, каждому специалисту ДКИ особенно нравится возвращаться домой. В родных Барановичах, как признается Евгений Карпович, работы тоже хватает. Большую часть свободного времени он проводит с семьей, помогает родителям. В качестве главного хобби, появившегося еще в детстве благодаря отцу, – рыбалка. А затем… снова в путь!
В 2022-м на Белорусской магистрали не допущено событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в части необеспечения должной диагностики ДКИ. Его использование обеспечивает всесторонний контроль состояния технических объектов всей железнодорожной инфраструктуры. Так, в минувшем году проверено более 40 тыс. км главных путей, проведен контроль состояния контактной сети на 10 тыс. км, проверено свыше 21 тыс. рельсовых цепей и не только. Кроме того, благодаря новой технике в хозяйствах пути, контактной сети, сигнализации и связи специалисты могут планировать текущее содержание и ремонт, основываясь на полученных данных.
Анастасия МЕЛЕХОВА