С мошенником – короткий разговор
С каждым годом растет количество киберпреступлений, появляется все больше обманных схем. Сегодня мы расскажем о наиболее популярных у мошенников способах хищения денег и о том, как не стать их жертвой. Поможет нам в этом заместитель начальника Минского ОВД на транспорте – начальник криминальной милиции подполковник Вадим Гриб (на фото).
– Самые распространенные сейчас преступления – те, которые совершены методом так называемой социальной инженерии – вишинг и фишинг, – рассказывает Вадим Владимирович. – Поясню подробнее. В процессе вишинга потенциальный преступник вступает в непосредственный диалог с потерпевшим. Это всем уже знакомая схема: звонит лжесотрудник банка, который сообщает, что с карты этого человека якобы совершается хищение средств, и для предотвращения этого нужно назвать свои реквизиты. Или вовсе заставляет потерпевшего взять большую сумму в кредит и переслать эти деньги преступникам. Что касается фишинга, его суть – перевод потенциальной жертвы на определенные фейковые страницы, которые внешне похожи на официальные сайты. Незнающий человек может не заметить небольшие отличия в символах, изображении, доменном имени.
– Фишинг представляет опасность в первую очередь для покупателей товаров онлайн?
– Не только. Для продавцов также. К сожалению, использование торговых интернет-площадок – один из популярных сегодня способов хищения денежных средств. Так, лжепокупатель хочет приобрести размещенную на сайте вещь и просит продавца перейти в мессенджер для личного общения. Потом выясняется, что этот человек находится в другом городе и не может сейчас забрать покупку. Поэтому просит отправить ее с использованием почтового сервиса, ссылку на который сбрасывает продавцу. Заполняя реквизиты в анкете, потенциальная жертва даже не понимает, что это – фишинговая страница.
– Этой схемой возможности фишинга не ограничиваются?
– Конечно. Еще один популярный метод получения денег – распространение фейковой информации об акциях торговой сети, например, магазина или заправки. Жертва переходит по ссылке на страницу, внешне похожую на официальный сайт, и видит выгодное предложение. Заполняя все данные, человек надеется получить скидку, денежный выигрыш или бесплатное количество литров топлива, а в итоге лишается всей суммы на банковском счете.
Многие сейчас пользуются услугами интернет-банкинга при помощи официального приложения на телефоне. А некоторые совершают определенные платежи через личный кабинет приложения в браузере. И были случаи, когда люди переходили на фишинговые (фальшивые) странички, очень похожие на официальный сайт. Вроде все выглядит как обычно, а потом происходит якобы сбой, и практически мгновенно у человека списываются с карты деньги.
– Учитывая такие опасности, расскажите подробнее о цифровой гигиене: что делать, чтобы не стать жертвой злоумышленников?
– Если вам звонит незнакомый человек, представляющийся сотрудником банка либо иным лицом, и просит предоставить конфиденциальную информацию, то сразу же прекращайте разговор – это мошенники. Вам нужен кредит? Нет! Поэтому не слушайте указания неизвестного человека, который уговаривает его взять и перевести куда-то эти деньги. Если все же вы раскрыли свои данные и поняли, что это были мошенники, то сразу звоните в банк и блокируйте карту, пока, может быть, еще не поздно. Помните, что любой вопрос с вашими средствами на счету должен решаться в том учреждении, где они хранятся. И в самом банке, а не рядом со зданием и в выходной день.
Желательно установить приложение банка на свой смартфон, чтобы случайно не попасть на фейковые страницы. В телефоне должна быть соответствующая система безопасности – антивирус, что поможет не заходить на подозрительные сайты. И ни в коем случае нельзя сообщать информацию, содержащуюся в сообщениях при осуществлении разовых платежей, третьим лицам.
Пользуясь случаем, хотел бы также напомнить, что и в социальных сетях нужно быть внимательными и осторожными, потому что злоумышленники могут взламывать странички и шантажировать или притворяться знакомым, которому срочно нужны деньги. Пытайтесь создавать более сложные пароли, периодически их менять и использовать лицензионное программное обеспечение.
Беседовала Инга МИНДАЛЁВА