Январь
Вт
21
2025

На общий результат

Причины и основные риски травмирования работников, минимизация количества несчастных случаев на производстве, повышение эффективности профилактических мер и ряд других вопросов обсудили участники пленарного заседания в Барановичах.

Оно состоялось в рамках республиканского семинара по общественной безопасности и дисциплине, организованного Министерством транспорта и коммуникаций и Белорусским профессиональным союзом работников транспорта и коммуникаций. Мероприятие также было приурочено к Неделе нулевого травматизма, прошедшей в нашей стране с 24 по 30 июля.

Существенный эффект

О выполнении поставленных перед отраслью задач, предусмотренных гос- программой «Рынок труда и содействие занятости», присутствующим рассказал заместитель начальника управления научно-технической политики Минтранса Павел Бречко. В частности, он обратил внимание на выполнение в прошлом году задания по сокращению числа работников, занятых на местах с вредными или опасными условиями труда. Можно ожидать, что в текущем году такая тенденция сохранится. Кроме того, большинство подведомственных предприятий (90%) уже внедрили систему управления охраной труда. Остались отдельные организации. Говоря о совершенствовании нормативно-правового поля, Павел Иванович сообщил, что специалисты БелГУТа – с учетом опыта Российской Федерации, а также предложений госорганов – разработали проект постановления, содержащего требования по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Активное взаимодействие налажено с Министерством труда и социальной защиты.
По словам выступающего, наибольший риск производственного травматизма в отрасли приходится на дорожно-транспортные происшествия. С учетом этого Минтранс усилил работу, направленную на предупреждение ДТП и нивелирование их последствий. Докладчик подробно остановился на данной теме. В завершение он порекомендовал руководителям организаций выделять у себя на производстве основные риски травмирования и направлять все усилия на их минимизацию. «Такой подход даст наиболее быстрый и существенный эффект», – подчеркнул Павел Бречко.

Совместная работа

Большое внимание теме охраны труда уделяют профсоюзы. Они осуществляют общественный контроль за соблюдением технологической дисциплины и безопасности производственной деятельности. Об этом также шла речь на республиканском семинаре. По итогам первого полугодия Федерация профсоюзов Беларуси провела более 3,8 тыс. проверок и мониторингов. По результатам нанимателям выдано свыше 3,3 тыс. представлений и рекомендаций на устранение 26 тыс. нарушений законодательства об охране труда. Приостанавливалась эксплуатация 689 единиц производственного оборудования, которое создавало угрозу жизни и здоровью работников и потенциально могло быть источником травмирования.
С положительных моментов начал свое выступление председатель БелПрофТранса Николай Матюк. Он отметил, что результатом совместной работы отраслевого министерства, нанимателей и профсоюзов стало снижение уровня производственного травматизма: в целом за последние четыре года на 12,5%. Вместе с тем, высокий его уровень сохраняется на предприятиях автомобильного транспорта и дорожного хозяйства коммунальной формы собственности.
– Конечно, обеспечить соблюдение требований трудовой и производственной дисциплины – в первую очередь задача нанимателя. Однако многое зависит и от самих работников, – подчеркнул Николай Николаевич. – Анализ показывает, что значительное количество несчастных случаев обусловлено именно действиями самих потерпевших: нарушениями трудовой и исполнительской дисциплины, технических и локальных нормативных правовых актов. Поэтому с 2021 года в стране введена персональная ответственность за несоблюдение требований по охране труда.
Председатель БелПрофТранса отметил, что для предотвращения несчастных случаев на производстве необходимо принимать дополнительные меры по укреплению дисциплины. Усилия профсоюза и социальных партнеров должны быть направлены на создание здоровых и безопасных условий и охрану труда, популяризацию принципов концепции нулевого травматизма, формирование в коллективах атмосферы нетерпимости к подобным нарушениям, в том числе к фактам пьянства на рабочих местах.

Есть резервы

На Белорусской железной дороге проводится постоянная и планомерная работа по созданию здоровых и безопасных условий труда, осуществляется комплекс правовых, организационных, профилактических и ряд других мероприятий. Об этом участникам семинара рассказал заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Управления магистрали Игорь Короткевич. Он пояснил, что одна из ключевых особенностей железной дороги в том, что сфера деятельности ее предприятий весьма широка (от локомотивных и вагонных депо до жилищно-коммунальных служб, от сетей высокого напряжения до сельского хозяйства, от разработки программного обеспечения до военизированных подразделений). В настоящее время на магистрали эффективно функционирует Система управления охраной труда (СУОТ). Она устанавливает единые подходы к организации работы, идентификации опасностей, оценке рисков, определяет функции и обязанности руководителей структурных подразделений, должностных лиц и персонала.
– Белорусская железная дорога как социально ориентированная компания утвердила политику в области охраны труда, главной целью которой является обеспечение здоровых и безопасных условий работы, сведение к минимуму причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, аварийных ситуаций и инцидентов, – обратил внимание представитель службы. – СУОТ разработана с акцентом на концепцию нулевого травматизма, что позволяет своевременно и систематически выявлять опасности и риски, принимать профилактические меры, направленные на предупреждение несчастных случаев, а также уделять большое внимание различным направлениям работы с персоналом. Резерв для дальнейшего сокращения числа травмированных мы видим во внедрении в наших организациях культуры производства, присоединения всех железнодорожников к концепции нулевого травматизма.
Также Игорь Юрьевич отметил, что за последние 10 лет, несмотря на некоторые колебания, количество несчастных случаев на предприятиях Белорусской железной дороги снизилось. Их основными причинами были и остаются нарушения пострадавшими требований охраны труда и технологии производства работ, личная неосторожность.
Представитель службы подчеркнул, что устранение предпосылок для таких фактов не требует материальных или финансовых затрат. Достаточно, чтобы каждый на своем месте добросовестно исполнял обязанности (в том числе обеспечивал дисциплину – трудовую и производственную). Именно на это и должны быть нацелены усилия в первую очередь руководителей и специалистов всех уровней. Далее докладчик подробно проинформировал об основных направлениях профилактической работы на магистрали.
Это персонифицированный учет нарушений требований охраны труда с использованием талонов-предупреждений, повышение уровня информированности персонала, в том числе во время технической учебы, на курсах повышения квалификации, в ходе Дней охраны труда, Недели безопасности, Недели нулевого травматизма и т. д. При ухудшении ситуации организуются мероприятия режима повышенного внимания, особого режима работы
по охране труда.

В 2022 году на магистрали приведено в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов 322 рабочих места и улучшены условия труда 813 железнодорожников. Количество мест с вредными и (или) опасными условиями труда снижено в сравнении с 2021 годом на 572 единицы.

На дороге утвержден «Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами». Изучается передовой опыт, внедряются современные технологии и оборудование, принципиально новые подходы. Так, применение аккумуляторного инструмента в путевом, локомотивном и вагонном хозяйствах дало возможность снизить риски травмирования, сократить затраты времени на выполнение технологических операций, улучшить условия труда. Использование видеорегистраторов составителями поездов в хозяйстве перевозок и электромонтерами в хозяйстве электрификации и электроснабжения позволило дисциплинировать персонал, обеспечить соблюдение требований безопасности движения поездов и охраны труда. Активно внедряются и развиваются программные продукты для сопровождения работы по вопросам охраны труда, промышленной и электробезопасности.
С тем, как представленные подходы реализуются на практике, участники республиканского семинара смогли ознакомиться в ходе экскурсии по локомотивному депо Барановичи.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика