Апрель
Чт
25
2024

Талант научной мысли

В БелГУТе проходят памятные мероприятия, посвященные 90-летию со дня рождения почетного железнодорожника, заслуженного деятеля науки и техники БССР, лауреата государственной премии, доктора технических наук, профессора, талантливого педагога и руководителя Петра Степановича Грунтова.

Среди специалистов в области автоматизированных систем управления железнодорожными перевозками его имя стало легендой. А за 10 лет в должности ректора отраслевого вуза он внес значительный вклад в развитие транспортной науки и совершенствование эксплуатационной работы магистрали. При нем БИИЖТ-БелГУТ стал современным научно-образовательным комплексом. Здесь были открыты учебные лаборатории, где осуществлялась исследовательская деятельность, разрабатывались проекты, представляющие для стальной магистрали практи-ческий интерес.
Петр Степанович родился 10 августа 1933 года в деревне Горново Сенненского района Витебской области. После окончания средней школы поступил в Оршанский техникум Министерства путей сообщения СССР, а затем в БИИЖТ. К слову, оба учреждения образования окончил с отличием. Распределение получил на Московскую железную дорогу, где был дежурным по станции. После его перевели инструктором Сафоновского Горкома КПСС.
Но молодой человек мечтал о науке. Ему нравилось изучать и открывать. Поэтому Петр прислушался к совету своего учителя, профессора БИИЖТа Ивана Тихомирова, продолжить образование и поступил в аспирантуру. Диссертация Грунтова была посвящена интересной и актуальной для того времени теме – влиянию неравномерности движения на технологию функционирования сор-тировочных станций. Начинающий ученый скрупулезно подошел к ее разработке. Опираясь на труды именитых коллег, исследовал технико-экономические и эксплуатационные факторы. Но самое главное – провел самостоятельную колоссальную работу: во время длительных командировок обошел пешком крупнейшие станции МПС, структурировал и изучил огромный объем собранных данных. Это позволило создать объективные обоснования устойчивости работы сортировочных станций. Впоследствии его выводы легли в основу Типовых (нормативных) технологических процессов производственной деятельности крупнейших станций МПС СССР. В 1965 году на первом открытом заседании Ученого совета БИИЖТа Грунтов блестяще защитил кандидатскую диссертацию – первую в белорусском вузе.
Неудивительно, что именно этот человек вошел в группу исследователей под руководством профессора Тихомирова, которым было поручено изучить темы, связанные с повышением эксплуатационной надежности работы сортировочных станций. И в этой работе Петр Степанович проявил индивидуальный подход. Он провел исследования в ретроспективном и перспективном аспектах, благодаря которым сформулировал основы поэтапного повышения эксплуатационной надежности станций. Обобщенные результаты легли в фундамент его докторской диссертации, которую он защитил в 1977-м, а после стали базой для монографии. Данная книга и сейчас является одной из самых цитируемых при изу-чении надежности транспортных систем. Интересна она еще и тем, что Грунтов системно использовал при ее создании фундаментальные разделы математических наук применительно к большим технологическим транспортным системам. В дальнейшем под руководством профессора (это звание он получил в 1979 году) сформировалось научно-практическое направление, связанное с теоретическим обоснованием безопасности движения на железнодорожном транспорте.

С начальником Белорусской железной дороги (1981 – 1990 гг.) Андреем Андреевым

Петр Грунтов награжден орденом «Знак Почета», знаками «Заслуженный работник образования БССР» и «Почетный железнодорожник», Почетными грамотами министерств и ведомств СССР и Беларуси, областного совета, медалями Советского комитета защиты мира и общества «Знание» и многими другими. В его честь названа одна из именных стипендий, которой поощряют студентов за научную работу и успехи в образовании.

Петр Грунтов стал инициа-тором изучения в БИИЖТе и нового направления, связанного с информационными технологиями. Он был автором и лектором первого в вузе курса «ЭВМ и их применение на транспорте», разработал тео-ретические основы создания автоматизированных систем диспетчерского управления.

Петр Грунтов с профессором
Иваном Тихомировым

Позже под его руководством совместно с инженерами других дорог, Главного Управления движения МПС СССР, Проектно-конструкторского и технологического бюро АСУЖТ, отраслевыми институтами был проведен анализ существующей системы управления и планирования эксплуатационной работы, обоснована необходимость централизации диспетчерского руководства, разработаны методические основы и эксплуатационно-технические требования.
В последующем исследования белорусских ученых стали теоретической основой для создания новой автоматизированной системы. Именно под руководством Грунтова организованы первые в СССР центры диспетчерского управления на Донецкой, Белорусской, Северной железных дорогах, которые по своим параметрам не уступали аналогичным зарубежным объектам. Это стало крупным прорывом в техническом прогрессе и перестройке существующей системы производственного управления. Научный коллектив во главе с профессором Грунтовым был награжден медалями ВДНХ СССР. Также были изданы 4 части учебного пособия.
В 1986-м Петра Степановича назначили ректором БИИЖТа. Он успешно продолжил работу своего предшественника – профессора Петра Сыцко – и активно развивал материально-техническую базу вуза. Среди ведущих направлений были открытие учебных полигонов и современных исследовательских лабораторий, модернизация существующих, изучение и решение насущных для отрасли того периода научно-практических задач. Именно при Грунтове создаются филиалы кафедр на всех базовых предприятиях Белорусской железной дороги, которые позволяют обеспечить качественное практическое обучение будущих железнодорожников.
Профессор Грунтов всегда был активным сторонником гуманитаризации инженерного образования и одним из первых предложил преобразовать институт в университет – БелГУТ (1993 г.), а также создать там новые факультеты. Также ученый инициировал открытие на базе вуза института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса (1994 г.) и переход на двухуровневую систему высшего образования. Для повышения качества преподавательской деятельности и профессиональной преемственности педагогических кадров при Грунтове утверждены 7 именных стипендий в честь видных ученых БИИЖТа.
Петр Степанович поддерживал постоянный диалог с руководителями Белорусской железной дороги. Ученые вуза принимали участие в создании отраслевых программ Министерства транспорта и коммуникаций, разработке и исследовании важных для магистрали проектов.

С начальником Белорусской железной дороги (1990 – 1993 гг.) Степаном Шкапичем

Будучи ректором, Петр Степанович также занимался научной и педагогической деятельностью на кафедре «Эксплуатация железных дорог» (сейчас «Управление эксплуатационной работой и охрана труда»). На его счету (в том числе в соавторстве) более 240 учебных пособий, статей и научных трудов. В составе творческого коллектива кафедры он принимал активное участие в написании всех ключевых учебников и монографий. Среди них особо стоит выделить «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте», который и сегодня успешно используется при обучении во многих ведущих транспортных вузах. Разработанные им теоретические основы автоматизированных систем управления, методы расчетов технологических процессов внедрены на железных дорогах Беларуси, России, Казахстана, Украины, Китая и других стран.
Длительное время Петр Грунтов являлся членом редколлегии журнала «Транспорт: наука, техника, управление», редакционно-авторского совета журнала «Железнодорожный транспорт». По его инициативе начали издавать «Вестник БелГУТа: Наука и транспорт» (с 1994-го).
Много времени Петр Степанович посвятил общественной деятельности. Он был председателем правления областной организации общества «Знание», вице-президентом гомельского общества Кирилла Туровского. Избирался членом бюро горкома и обкома КПБ (80-е годы), депутатом городского совета и двух созывов областного совета народных депутатов. Возглавлял комиссии по науке и техническому прогрессу в различных отраслях народного хозяйства (1990 – 1995 гг.), а также по социальным вопросам и учебным заведениям (1995 – 1999 гг.).
Профессор Петр Грунтов был признанным в мире ученым в области управления транспортными системами, избран академиком Академии транспорта Российской Федерации, Транспортной академии Украины, Нью-Йоркской Академии наук, членом Интернационального Института менеджмента США и ряда других международных организаций, лауреатом премии Совета Министров СССР.

Яндекс.Метрика