От прадедов – к внукам
Семья + железная дорога = династия. Так просто, но так много. Сегодня на Белорусской магистрали трудятся представители более чем четырехсот династий. Это семьи, для которых традиции и преемственность – не просто слова. Они – прочная основа, прошлое и обязательно будущее нашей дороги.
Железнодорожники, которым любовь к профессии буквально передалась по наследству, стали участниками круглого стола под названием «Семейные ценности от прадедов к внукам через династии». Он был организован в столичном КСЦ и посвящен Году мира и созидания. Почетными гостями диалоговой площадки стали представители династий Кривчик, Пазырных, Стоцко и Сырица-Муха. Железнодорожники разных поколений пришли, чтобы рассказать свою историю, поделиться опытом и попытаться совместно вывести уникальную формулу семейного счастья. Участниками встречи стали ветераны, труженики магистрали и молодежь.
Мероприятие открыла заместитель заведующего отделом культурно-массовой и концертной деятельности КСЦ Марина Маковеева. Организатор и ведущая круглого стола акцентировала внимание на том, как важно, чтобы молодые люди в своей жизни опирались на опыт старших и в дальнейшем передали эти духовные ценности своим детям. Марина Сергеевна презентовала каждую заслуженную семью, а участники встречи будто перелистнули страницы исторической книги.
От династии Кривчик свое мнение на обозначенные темы предстояло высказать самому старшему и самому младшему ее представителям. Подтянутый и энергичный Анатолий Петрович в 81 год руководит советом ветеранов столичного железнодорожного узла и является председателем ветеранской организации Октябрьского района Минска. А его 29-летний внук Денис Сергеевич окончил БелГУТ и 10 лет работал в Минской дистанции пути. Династия ведет отсчет с 1871 года. Ее родоначальником стал Даниил Иванович, который участвовал в строительстве Либаво-Роменской дороги, был артельным старостой (ныне это бригадир пути) на станции Минск. Его сын Степан Данилович 44 года трудился служащим на железной дороге. Продолжила семейное дело Ольга Степановна, впоследствии передав свой опыт сыну Анатолию. Унаследовав от своих предков чувство ответственности и верность выбранному делу, он «вырос» от путевого рабочего до главного инженера Минской дистанции пути. Его доля в трудовой копилке династии – полвека стажа. Среди его наград – значок «Отличный работник Белорусской железной дороги», орден «Знак Почета», медаль «Ветеран труда». Связал свою жизнь с Минской дистанцией пути сын железнодорожника Сергей, который трудится там и по сей день.
Продолжила галерею трудовых портретов Минского отделения семья Пазырных. Первым по железнодорожному пути пошел, а вернее, поехал машинист паровоза Иосиф Францевич Буткус. 35 лет водил поезда. Его дочь Татьяна не только создала свою «отраслевую» семью, выйдя замуж за железнодорожника Владимира Пазырного, но и 40 лет отдала магистрали: была старшим нарядчиком в локомотивном депо Минск. Позднее машинистом, а затем и дежурным по депо почти 38 лет трудился ее сын Александр. Сегодня он старейшина династии, которую продолжают младшие Пазырные – Владимир (станционный диспетчер станции Минск-Сортировочный) и Алексей (машинист тепловоза). Все трое стали почетными гостями круглого стола. Есть у этой трудолюбивой семьи и своя реликвия – знак «Отличный движенец». Эта дедушкина награда еще сталинских времен хранится у его внука и тезки Владимира Пазырного.
Пример преданности и верности своему делу – пять поколений железнодорожников Стоцко. У них также есть свои традиции, а общий трудовой стаж уже преодолел вековой рубеж. Родоначальник династии Тимофей Сильвестрович в начале XX века преподавал в железнодорожном училище в Барановичах. Достойным продолжателем его дела стал сын Леонид, с которого и началась целая плеяда электромехаников Стоцко. В свое время он возглавлял службу сигнализации и связи Белорусской железной дороги. Внук основателя Юрий Леонидович прошел путь до заместителя начальника Минской дистанции сигнализации и связи. В настоящее время семейное дело на родном предприятии продолжают электромеханики Сергей Юрьевич и Анастасия Сергеевна, которая, к слову, оставила фамилию Стоцко.
Сразу четыре человека представляли на встрече в КСЦ династию Сырица-Муха. Их 170-летняя история на магистрали началась с Прокофия Леонтьевича. В 1894 году в возрасте 16 лет он устроился на станцию Барановичи и прошел путь от слесаря до сцепщика вагонов. Продолжили его дело дочь Вера и сын Александр, а затем трое внуков, правнук и праправнук. В настоящее время старейшиной этой сплоченной железнодорожной семьи является старшая внучка основателя 86-летняя Раиса Александровна Сырица-Вежновец. Она начинала дежурным по станции Барановичи-Центральные, но особенно ярко проявила себя в должности начальника вокзала станции Полоцк. Этой работе она отдала 31 год из 42-х и за свой труд была удостоена знака «Почетному железнодорожнику». Эта заслуженная женщина присутствовала в зале вместе с братом Виктором. Именно он в 2015 году решил изучить и собрать историю своей семьи. Уже через два года его трудов Белорусская магистраль приросла новой династией – Сырица-Муха. «Спасибо моей бабушке Малании Деодоровне, которая хоть и была женщиной неграмотной, но даже в самые сложные периоды жизни сохранила для нас многие документы, – говорит Виктор Александрович. – Порядка 40 единиц мы отдали в Музей железной дороги в Барановичах». Рядом с дядей и тетей в этот день были правнук основателя Александр, а также праправнук Сергей Муха (дежурный по станции Колядичи). Он продолжает семейную летопись и является хранителем главной реликвии – медали «В память 300-летия царствования дома Романовых», датируемой 1913 годом.
Узнав историю каждого из почетных гостей, стало понятно, что у этих людей есть чему поучиться. И тем не менее возник вопрос: влияют ли старейшины династий на молодежь при принятии ими важных решений, выборе профессии? Анатолий Кривчик заметил, что наставлять необходимо только личным примером и авторитетом. Больше всего в людях он ценит добросовестность и порядочность. Именно эти качества он всегда старался привить молодому поколению. Диалог поддержал Сергей Муха, который рассказал, что в их доме тема железной дороги звучала постоянно. «Родители не навязывали мне свое мнение, но были рады, когда я выбрал БелГУТ и будущую профессию», – подчеркнул он. Интересно было узнать и мысли присутствующих о формировании семейных ценностей и традиций. Виктор Сырица и Раиса Сырица-Вежновец поделились воспоминаниями о том, как в их доме праздновали День железнодорожника.
– С самого утра было приподнятое настроение. Вместе с родителями мы нарядные шли в парк, встречали папиных коллег, и все приветствовали друг друга, – вспоминает Раиса Александровна. – Нам, детям железнодорожников, завидовали, ведь мы могли путешествовать на поездах! Отец возил нас и в Москву, и в Ленинград, и в Петрозаводск… Были в музеях, много нового узнавали.
– Все идет из семьи. Нам прививали трудолюбие, честность, ответственность – это наши семейные ценности, – поддержал сестру Виктор Александрович.
– Я все переняла у родных, иду по их стопам, – присоединилась к беседе Анастасия Стоцко. – Сейчас мой девятилетний сын интересуется магистралью. Были с ним на Детской железной дороге, а еще ему нравится с конструктором возиться: соединяет, прикручивает. Может, тоже станет электромехаником?
– В детстве я видел, как работает отец, а позднее сыновья наблюдали уже за мной, – делится Александр Пазырный. – Машинист – это профессия тяжелая, но престижная. Дети выбрали свой железнодорожный путь, во многом зная семейную историю.
– Для нас объединяющая традиция – это семейные праздники и День железнодорожника. Пусть из-за графиков не всегда удается собраться за одним столом именно в первое воскресенье августа, но обязательно планируем время и приезжаем на родительскую дачу вместе со своими семьями, – говорит Владимир Пазырный.
В зале присутствовало много молодежи, поэтому в рамках круглого стола была затронута и тема патриотического воспитания. Представители старшего поколения порой не могли сдержать слез, откровенно рассказывая о своем непростом детстве, о том, как самоотверженно работали их родители, своим трудом прокладывая путь будущим железнодорожникам. Отметили старейшины ценность образования, а также важность общения с молодежью. Прозвучали вопросы и от присутствующих. В частности, воспитанники Детской железной дороги поинтересовались у Анатолия Кривчика, который школьником в далеком 1955 году пришел на только открывшуюся малую Белорусскую, о самых запомнившихся ему моментах.
Общение в рамках круглого стола «Семейные ценности от прадедов к внукам через династии» получилось живым и познавательным. Главным же итогом стало понимание того, что в любой ситуации нужно держаться вместе, гордиться наследием прадедов и отцов, передавать семейные ценности из поколения в поколение. Завершилось общение совместной фотосессией.
Елена ВЕТРОВА