С теплом – о прожитых годах
Почетный железнодорожник Иван Бурдукевич не только полвека отдал магистрали. Помимо этого, он внес весомый вклад в подготовку кадров для нее, преподавая в минском колледже железнодорожного транспорта. Поэтому достаточно символично, что свой день рождения он отмечает 17 августа – вскоре после Дня железнодорожника. В нынешнем году ветеран будет принимать поздравления в связи с 85-летием.
Иван Карлович относится к поколению детей войны. Будучи уроженцем деревни Нивное Столбцовского района, маленький мальчик сполна испытал все тяготы жизни на оккупированной фашистами земле. Летом 1943 года их семью отправили в лагерь для военнопленных, расположенный в Барановичах. Но спустя несколько месяцев Ивану вместе с родными удалось оттуда сбежать и добраться до родной деревни, которая находилась тогда в партизанской зоне.
После войны жизнь стала потихоньку налаживаться, и в 1956 году молодой человек поступил в минское железнодорожное училище № 3, решив стать путейцем.
Полтора года учебы и своих педагогов Иван Бурдукевич вспоминает с особым теплом. Запомнились и выезды на сельхозработы, и выступления на стадионе «Динамо» во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов летом 1957-го, и отдых на турбазе в Ленинградской области в качестве поощрения за отличную учебу и активную общественную деятельность.
После окончания училища парня распределили в Пуховичскую дистанцию пути, где он трудился под руководством дорожного мастера, будущего Героя Социалистического Труда Александра Прановича. Затем были армейская служба, работа в Минской дистанции пути, получение диплома БИИЖТа.
Молодого специалиста направили в Путевую машинную станцию №71 в Радошковичах. Там он трудился монтером, бригадиром, а затем и дорожным мастером.
С женой и двумя маленькими дочками им даже пришлось жить какое-то время в вагончике с разъездами по всей Белорусской железной дороге. После Бурдукевич стал начальником путевой колонны основных и отделочных работ, а в 35 лет он занял должность главного инженера ПМС. С путевым хозяйством связала жизнь и супруга Ивана Карловича – Зинаида Владимировна. В 1972 году семье выделили квартиру в Минске. Но долго наслаждаться комфортом не пришлось. Весной 1974-го коллектив ПМС № 71 командировали на Дальневосточную железную дорогу для строительства Байкало-Амурской магистрали. Жить приходилось во временно оборудованных вагонах. Использование звеносборочного комбайна для сборки путевой решетки с деревянными шпалами позволило организовать трехсменную работу. 3 июля 1974 года на участке Архара – Облучье белорусские путейцы достигли рекордной укладки: 3,5 километра за 8 часов. Благодаря таким темпам уже через две недели команда успешно выполнила все производственные задачи и в августе вернулась на Родину.
Разъезды и перегоны… Сколько их было в жизни Ивана Карловича! Постепенно работники ПМС № 71 переселялись в благоустроенные квартиры в районе станции Радошковичи. Построенный здесь с 1968-го по 2001 год жилой квартал по праву можно назвать детищем Ивана Карловича. Усилия этого человека высоко оценили: в 45 лет Бурдукевич был удостоен знака «Почетному железнодорожнику».
Председатель ветеранской организации Октябрьского района Минска, руководитель совета ветеранов столичного железно-дорожного узла Анатолий Петрович Кривчик:
– С Иваном Карловичем мы знакомы более 60 лет – с 1962 года, когда меня направили на учебу в БИИЖТ из Минской дистанции пути. Бурдукевич также получил направление в отраслевой вуз. На тот момент у меня за плечами была учеба в техникуме и опыт работы бригадиром пути на станции Минск-Товарный. Знания в БИИЖТе мы получали на строительном факультете по специальности «строительство и эксплуатация путевого хозяйства железных дорог». Программа подготовки была одинаковой. Более того, в общежитии наши комнаты находились по соседству. На преддипломную практику, хоть и с разницей в полгода, мы оба попали в населенный пункт Аша Челябинской области. Для меня это была хорошая закалка, настоящая школа мастерства. Уверен, что для Ивана Карловича тоже. Неслучайно наши с ним фотографии украшали Доску почета БИИЖТа. В то время нас не надо было заставлять учиться: мы знали, что наше будущее зависит только от нас самих, поэтому очень старались. После окончания вуза я вернулся в столичную дистанцию пути, где работал дорожным мастером, а Иван Карлович – в ПМС № 71. Отмечу, что эти предприятия часто трудились в связке – когда на пути надо было проводить наиболее значимые работы. Оба потихоньку продвигались по карьерной лестнице: я стал главным инженером в Минской дистанции пути, он – в ПМС № 71. При этом не теряли друг друга из вида. Помню, как-то для институтской газеты «Сигнал» меня попросили подготовить материал о выпускниках БИИЖТа. Я упомянул и о Бурдукевиче.
Потом судьба забросила меня в райпрофсож. В центре внимания была также Путевая машинная станция. Мы с коллегами не один раз приезжали туда на отчетно-выборные собрания. К Ивану Карловичу – всегда с уважением, оба старались быть порядочными людьми. Для меня это важнейший критерий! Я хорошо знал его семью – жену и дочерей.
Годы созидательного труда остались позади. Но не менее важной стала общественная работа. Я возглавил совет ветеранов Минского узла. Когда Иван Карлович вышел на пенсию, его избрали членом совета. Это очень трудолюбивый и ответственный человек, грамотный руководитель. Еще некоторое время он работал преподавателем в нашем минском колледже. А когда завершилась и эта глава его биографии, я пригласил его в хор ветеранов. И он до сих пор в строю!
Бурдукевича также избрали членом районного совета ветеранов. Он и здесь достойно себя зарекомендовал. Когда человек достигает такого почтенного возраста – 85 лет, можно в полной мере о нем судить: как он проявил себя на производстве, в семье, в общественной работе. В этот знаменательный день искренне желаю Ивану Карловичу крепкого здоровья! А еще – чтобы он продолжал активно участвовать в общественной жизни и передавать свой богатейший опыт – и производственный, и жизненный – нашим ветеранам и, самое главное, молодым железнодорожникам. Всего вам самого доброго, уважаемый Иван Карлович!Записал Дмитрий ВЛАДИМИРОВ
Начальником ПМС № 71 Иван Бурдукевич был с 1987-го по 2002 год. Эти 15 лет пришлись на период значительных изменений в стране, обществе и экономике. В конце 1980-х Ивану Карловичу и его подчиненным довелось участвовать в прокладке второго пути от Барановичей до Лунинца. За эту работу Бурдукевич был награжден Грамотой Верховного Совета БССР.
В 1990-е годы работать стало значительно сложнее – система централизованного снабжения материалами верхнего строения пути дала сбой. Эту функцию приходилось выполнять самому начальнику станции. К тому же возникли кадровые проб-лемы. Но опытный руководитель сохранил коллектив и сумел организовать его слаженную работу.
После выхода на заслуженный отдых Иван Карлович не захотел отходить от дел. С 2002-го он в течение пяти лет трудился мастером производственного обучения в столичном колледже железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича, а затем еще три года преподавал геодезию и руководил подготовкой дипломных работ у заочников. Среди тех специалистов, к профессиональному становлению которых приложил руку Бурдукевич, есть и действующие руководители – заместитель начальника службы пути Управления дороги Сергей Корик, начальник Минской дистанции пути Сергей Гришель и главный инженер этого предприятия Сергей Науменко.
Сегодня Иван Карлович не прерывает связи со столичным отраслевым колледжем. К тому же здесь воспитателем общежития работает его дочь Светлана. И хотя годы берут свое, ветеран не приемлет пассивного времяпрепровождения. Он по-прежнему увлекается огородничеством, поет в хоре ветеранов Культурно-спортивного центра Минского отделения дороги, которым руководит Александр Беляев. В 2016 году Иван Бурдукевич был в числе лауреатов Республиканского фестиваля «Не стареют душой ветераны». Жизнь человека в любом возрасте должна быть наполнена яркими красками. А годы летят, добавляя человеку мудрости и опыта.
Евгений ВОЛОСТНЫХ