Командная работа
Чем сложнее система, тем труднее бывает наладить эффективную работу всех ее составляющих и тем важнее обеспечить их взаимодействие, чтобы получить хороший результат. Каждый ее элемент должен четко выполнять свои функции и быть в гармонии с другими. Яркий пример тому – станция Минск-Сортировочный. Она похожа на тонко отрегулированный механизм. Здесь трудятся настоящие профессионалы, прекрасно знающие свое дело. Закономерный итог их совместных усилий – победа в отраслевом соревновании за первое полугодие.
Обеспечивая безопасность
Минск-Сортировочный – крупнейшая сортировочная станция на Белорусской железной дороге. Работа на ней идет и днем, и ночью. На протяжении суток здесь расформировывается порядка 2,5 тыс. вагонов. В день нашего визита на посту ЭЦ трудилась смена станционного диспетчера Александра Портянко. Обстановка на посту дежурных по станции деловая, но не суетливая. Александр Евгеньевич внимательно наблюдает за действиями подчиненных, он координирует работу всех подразделений станции и смежных хозяйств. Не прерывается поездная и маневровая связь, не умолкают телефоны. Но диспетчер спокоен и собран, всем своим видом излучая уверенность, что справиться можно с любой задачей. За плечами Александра Портянко – богатый профессиональный опыт. На станцию Минск-Сортировочный он пришел более 20 лет назад после окончания оршанского отраслевого техникума и службы в армии. Начинал дежурным по парку, затем был дежурным по станции. Заочно получил высшее образование в БелГУТе. В его наградной копилке – почетные грамоты и благодарности, а также знак «Выдатнік Беларускай чыгункі». Подтверждением его компетентности и глубоких знаний стала победа в дорожном конкурсе «Лучший по профессии
на железнодорожном транспорте» за 2021 год. По мнению железнодорожника, далеко не каждый может стать движенцем – здесь нужен твердый характер, стрессоустойчивость, скорость реакции, умение просчитывать последствия разных ситуаций на несколько шагов вперед.
– Например, сегодня объявлены «окна», – поясняет собеседник. – А значит, работу надо организовать не по обычной схеме, а с учетом данных условий и при обеспечении соблюдения технологического процесса, а также безопасности движения поездов.
Равняется на опытного коллегу дежурный по станции Владимир Новожилов. Он управляет всеми передвижениями на своем участке: руководит приемом, отправлением, пропуском поездов, производством маневров. Как и Александр Портянко, Владимир окончил оршанский колледж, потом заочно и БелГУТ. На дороге с 2015 года. До прихода на Минск-Сортировочный успел поработать на разных станциях приемосдатчиком груза и багажа, оператором при дежурном по станции, дежурным по станции.
– Здесь, конечно, нагрузка выше, потому что объемы больше, – делится наблюдениями железнодорожник. – Поэтому особое значение имеют не только профессиональные навыки каждого, вовлеченного в общий процесс, но и умение взаимодействовать. У нас ведь командная работа.
Эту важную истину уже усвоила молодой специалист Екатерина Лунь. На станции она чуть больше года. Аспекты организации перевозок и управления на железнодорожном транспорте изучала в Брестском колледже – филиале БелГУТа. Практику проходила на станции Ивацевичи. А распределение получила в Минск. Девушка – оператор при дежурном по станции. Она получает и передает информацию о подходе поездов. Ведет электронный журнал движения поездов, который является основным документом для регистрации их прибытия, отправления и проследования по станции.
– В нашей работе главное – не бояться ответственности и не давать воли эмоциям, – уверена Екатерина Лунь. – Я вначале переживала, как меня примут на новом месте. Но коллектив оказался очень хороший. Отношения с коллегами в нашей смене просто замечательные. И это здорово помогает в работе.
В конце августа исполнится 31 год с того момента, как оператором сортировочной горки на станцию пришла Елена Мозолевская. В свое время ее привел сюда отец, который тоже больше 30 лет трудился здесь же регулировщиком скорости движения вагонов. Он предложил дочери пойти по достойному пути, с которого она не свернула. Елена Викторовна вспоминает, что поначалу работала на посту резервного управления, позже «переселилась» в эркер – самое светлое помещение здания центрального поста ЭЦ. Здесь работают дежурный по сортировочной горке и два оператора сортировочной горки. Окна занимают три стены, так что хорошо просматривается не только горка, но и почти вся станция. Автоматизация значительно упростила управление сортировочным процессом. Однако работу автоматики по-прежнему контролирует человек. Елена Мозолевская отслеживает соблюдение установленных скоростей роспуска составов и скорости подхода отцепов к стоящим на путях вагонам, выполнение условий, обеспечивающих безопасность движения и личную безопасность работников, находящихся на путях. Труд Елены Викторовны в этом году был отмечен на дорожном уровне: ее наградили знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі».
Языком цифр
Победу в отраслевом соревновании за первое полугодие 2023 года коллективу станции Минск-Сортировочный обеспечило выполнение доведенных заданий. В частности, целевой показатель по энергосбережению составил 285,5%, средний вес поезда своего формирования – 108,3%, простой транзитного вагона с переработкой – 111,4%, выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в расчете на одного среднесписочного работника – 100%.
В свое время на базе Минска-Сортировочного был создан Линейный центр транспортного обслуживания (ЛЦТО «Минск»), куда сегодня входят также станции Минск-Южный, Минск-Северный, Дегтяревка, Фаниполь, Койданово, Беларусь и Негорелое. У ЛЦТО заключены договоры с четырьмя сотнями клиентов, основными из которых являются столичный комбинат силикатных изделий, Минский вагоноремонтный завод, «Керамин», «Дарида», «Атлант», узденский и минский лесхозы, «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт» и другие.
В целом по ЛЦТО «Минск» за 6 месяцев 2023 года объем погрузки превысил аналогичный показатель прошлого года на 12,4%. Наибольший рост наблюдался по станциям Минск-Сортировочный, Дегтяревка, Беларусь и Койданово.
Решая сложные задачи
– Наша станция продолжает развиваться, здесь внедряются современные технологии и оборудование, – рассказывает начальник участка движения Павел Павлов. – Например, постепенно вводится в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс «Система технического зрения – комплекс идентификации номеров вагонов» (СТЗ.ИНВ), предназначенный для автоматического считывания и распознавания номеров транспортных подвижных единиц прибывающих или отправляющихся поездов. Ранее эту работу вручную выполняли операторы СТЦ.
На железную дорогу Павел Павлов пришел в 2016 году после Оршанского колледжа – филиала БелГУТа, позже заочно окончил и транспортный вуз страны. Работал дежурным по станции Глубокое. На станции Минск-Сортировочный начинал оператором поста централизации, был дежурным по парку, дежурным по станции, ведущим инженером по безопасности движения на железнодорожном транспорте. В нынешней должности – полтора года.
– Определенное влияние на функционирование станции оказывает ее месторасположение – в черте города, – пояснил железнодорожник. – Например, с марта прошлого года проходил ремонт путепровода на проспекте Жукова над нашими путями. Объявлялись продолжительные дневные и ночные «окна», что, естественно, отражалось на работе станции. Сейчас осуществляется капитальный ремонт с модернизацией путепровода от улицы Московская до Чкалова. В связи с этим на станции Минск-Сортировочный оборудован временный технологический проезд, расположенный в нечетной горловине приемоотправочного парка № 4.
– Модернизация городской инфраструктуры, конечно, отражается на деятельности станции, но здесь трудятся настоящие профессионалы, которые умеют решать сложные задачи. А когда работаешь единой командой, будет и результат, – уверен первый заместитель начальника станции – главный инженер Сергей Сорока. – Мы не впервые побеждаем в отраслевом соревновании. Коллектив также становился лауреатом престижной дорожной премии имени машиниста В. А. Яцкевича, которая присуждается за обеспечение безопасности движения. Многие наши работники отмечены высокими отраслевыми наградами. Безусловно, время не стоит на месте, мир меняется, и это вносит коррективы в работу железнодорожников. Но наш коллектив – это удачное сочетание молодости и опыта, что позволяет двигаться вперед, сохраняя традиции.
Инга МИНДАЛЁВА